Среди приоритетных направлений инновационной деятельности, определенных Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», – научно-техническое творчество молодежи, профилизация школы и профориентация.
В послании Президента РФ Федеральному собранию сказано, что принципиальная роль в качественном развитии экономики страны принадлежит новым профессиональным стандартам, которые должны задавать требования к квалификации каждого специалиста. Это требует перестройки всей системы образования и должно определять возрождение школьной профориентации, обучение на производстве. Поэтому есть смысл более пристально пересмотреть наше педагогическое наследие в новом ракурсе, что позволит инициировать новые идеи, разработку инновационных подходов, форм и методов педагогической работы в данном направлении с учетом современных требований развития образования. В педагогическом наследии стоит уделить определенное внимание работам Надежды Крупской, грамотно и вдумчиво подойти к ее работам с тем, чтобы понять, что лучшее из этого можно применить в сегодняшних условиях. В работах Крупской много полезных идей в области подготовки педагогических кадров, воспитания молодого поколения, профессионального самоопределения, самоуправления в школе, обучения взрослого населения, трудового и политехнического обучения. Особое внимание следует уделить трудовому и политехническому обучению подрастающего поколения, поскольку эти вопросы стоят во главе угла инновационной политики. Создание комплексов, основанных на взаимодействии образовательных организаций, потенциальных работодателей, потенциала НИИ и исследовательских лабораторий, экспериментальных предприятий, то есть всего резерва образования, научного и производственного потенциала. Такие объединения могут способствовать опережающей подготовке молодежи по приоритетным направлениям науки и техники, основанной на структурных перестройках, более эффективных формах деятельности, управления, создания новой социально-образовательной среды, что должно продуцировать активность и самостоятельность, расширение возможностей обучения и самообразования, профессионального самоопределения, формирования образовательных и профессиональных маршрутов.Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания подрастающего поколения с политехническим обучением, указывая, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, чтобы инициировать интерес к технике и поддерживать его с самого раннего возраста. «Политехнизм, – подчеркивала Н.Крупская, – не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная интеграция этих дисциплин и связь их с практической деятельностью, особенно с обучением труду. Кроме того, при подготовке молодежи к выбору профессии, как считала Надежда Константиновна, необходимо учитывать особенности человека, а профессиональное самоопределение рассматривала как фактор формирования личности.В современных условиях, стоящих перед российской экономикой, политехнизм позволит обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень профессионализма и общей культуры, мобильность, необходимую в современных социально-экономических реалиях. Особенно востребованы такие разработки в области трудового обучения и политехнического образования, которые дают возможность уяснить обучающимся наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии.Важно рассмотреть и положительный опыт западных стран, который заключается в предоставлении потенциальными работодателями на льготных условиях в рассрочку современного оборудования, обновляемого через определенное время, для подготовки высококвалифицированных специалистов, стажировки, заключения договорных отношений, спонсирования учебной деятельности, коллективные проекты под руководством ведущих инженеров. Все это помогает обучать, а не переучивать выпускников в их дальнейшем профессиональном становлении.Ирина БАБАНОВА, старший научный сотрудник МИРО
Комментарии