search
main
0

Педагогическое МЧС

В Казани высадился третий региональный “десант” учителей

Диалог учителя географии Каргалинской гимназии Чистопольского района Татарстана Гулии Давлетшиной и членов жюри конкурса “Учитель года Татарстана-2000”:

– Есть ли среди вас курящие?

– Есть!

– Выкуривая сигарету, задумываетесь ли вы над тем, что загрязняете атмосферу?

– Я живу по принципу: кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет.

– Раз вы о себе не думаете, подумайте о нас!

– Я знаю, что вы пассивные курильщики, но я курю очень дорогие сигареты, даже полезные для здоровья – с ментолом.

Хитро посмотрев на своих экзаменаторов, участница второго тура конкурса Гулия Зайнулловна предлагает проделать эксперимент и заставить немного покурить… обычную пластиковую бутылку. В бутылку кладется мокрая вата. После нескольких “затяжек” ватка покрывается серым налетом. Н-да.. жутко представить, что именно так выглядят внутренности человека после курения… А Давлетшина к зрительному образу добавляет устную информацию: “В одной сигарете содержится до двадцати ядовитых веществ – аммиак, синильная кислота, угарный газ и много других компонентов, которые наносят большой вред нашему организму”.

Курящие участники конкурса, организаторы и жюри почесали в затылках. А тут следующий “удар” – “песенка” с одной-единственной строчкой: “I smoke toо much” (Я слишком много курю). Слова преподавателя английского языка 14-го зеленодольского лицея Олега Сафриканова, музыка заимствована из вечного шлягера “Виновата ли я”. В русской транскрипции звучит примерно так: “А-а-й смоук ту мач, а-а-й смоук ту мач”… Занятие Олега Анатольевича было посвящено способам сохранения здоровья. Весь урок конкурсанты лихо отплясывали и весело распевали английские фразы, к которым Олег Сафриканов прямо “на ходу” подбирал музыку из популярных песен.

Экологии и здоровью были посвящены почти все уроки-импровизации “пятнашки”. Тема-то одна на всех – “Я и современный мир”. Кто-то размышлял о мире, утопающем в грязи. Кто-то – о мире, который мы строим в себе самих. А вот учитель начальных классов Гулия Валиуллина, днем позже названная учителем года Татарстана-2000, говорила о мире музыки, и экскурсия в этот мир на уроке эвристики понравилась всем – уж очень забавные задания подготовила своим ученикам преподаватель 22-й нижнекамской школы – головоломки, шарады, загадки (такая, например: “О каком мужчине можно сказать тремя нотами?” Ответ: ” о Сидоре”). “Англичанка” 122-й казанской школы Людмила Ярулина посвятила свой урок межнациональным отношениям, но сузила эту мировую проблему до границ Татарии. Не зря Людмила Абильевна написала недавно страноведческий учебник на английском языке о Татарстане. Филолог Галина Жилина открыла мир творчества. Для начала всех заинтриговала: возможно ли такое? И нарисовала на доске: 3=17. Галина Жилина: “Да, это некрасивое равенство с точки зрения математики. Но с точки зрения поэзии – это хокку. Три строки, в которых ровно 17 слогов и бездна смысла”. А потом предложила каждому сочинить свое хокку. От желающих не было отбоя.

И вот что поразило в тот момент. Не способность к творчеству – тут учителям нет равных. Еще вчера педагоги были соперниками на открытых уроках в казанских школах, накануне было названо пятнадцать финалистов, отобранных из пятидесяти участников первого тура, – и никакой обиды, никакой зависти. “Проигравшие” подыгрывают “пятнашке”. Парадокс. Все знают: конкурсант на любом уровне, начиная с районного, стремится к победе. На это его и директор родной школы настраивает, и местное управление образования. Другое дело – что понимать под победой? Доцент, зав. лабораторией “Научные основы здоровья учащихся” ИПКРО Республики Татарстан Сания Галеева: “Мы настраиваем педагогов на победу. Говорим, что победа в индивидуальном плане совершится обязательно. Они часто переживают по поводу отсутствия первого места и не понимают, что для каждого участие в конкурсе – большое психологическое, педагогическое, эмоциональное достижение, рост. Они должны это ценить больше, чем все остальное. Если учитель это не поймет, весь материал, который он здесь получил, пропадет. Он скажет: “Ах, не первое место – ну я обиделся. Они должны “забрать” профессиональные достижения, психологические, педагогические открытия, открытия общения”. А доцент кафедры научных основ управления Елена Кустобаева рассказала о технике работы психологов с конкурсантами: “Во-первых, мы поставили задачу – чтобы они немного узнали друг о друге. Провели тренинг “Визитная карточка, или Давайте познакомимся”. Там было такое, например, задание: представить себя в нескольких словах, в виде рекламного объявления. Во-вторых, мы провели тест на стресс. Он показал высокую тревожность. Помогла дыхательная гимнастика, упражнения на снятие стресса и аутотренинг”.

Как ни странно, оказалось, что настроить учителей на обычное, человеческое, а не школьное общение сложно. В первый день, когда на тренинге педагогам предложили назвать вслух свое имя, кто-то, хихикнув, заметил: “А мое имя написано на “бэдже”. Что стало с учителями к концу конкурса, я увидела сама. Они не только подружились, но стали “болеть” друг за друга. Все интервью брала “по наводке” учителей. Кто-то восхитился открытым уроком “на детях” историка первой тетюшинской школы Юрия Мышева. Тема урока была – “Культура Руси X-XII веков”. Когда дошли до “Слова о полку Игореве”, Юрий Владимирович попросил всех закрыть глаза. Дети закрыли, а когда открыли – ахнули! Перед ними был не учитель Мышев, а князь Игорь – в свитере, сильно смахивающем на кольчугу, с мечом. В таком образе Юрий и читал ребятам отрывок из “Слова”.

И Юрий Мышев в свою очередь назвал мне конкурсанта: “Игорь Лебедев очень интересный человек. Работает по новой технологии, я с ней познакомился. Это главное мое приобретение на этом конкурсе”. Пошла искать “интересного человека”. Историк Нурлатской средней школы Игорь Лебедев рассказал: “Здесь, на конкурсе, я показывал технологию “Чтение, письмо, критическое мышление”, разработанную специалистами Российской академии повышения квалификации, сейчас она отрабатывается на трех экспериментальных площадках по России. А что касается моей концепции работы, мне кажется, мы должны воспитывать самообучающегося ученика, а учитель должен выступать в роли консультанта. Сейчас, когда идет ускоренная модернизация общества, мы, педагоги, должны воспитывать ученика, который смог бы жить в быстро меняющемся мире”.

Гульниру Садретдинову я заметила сама – она так весело играла на уроках-импровизациях, словно по-настоящему перевоплотилась в ребенка. Оказалось, Гульнира Наилевна двадцать лет была учителем начальных классов, а теперь она снова молодой специалист – преподает татарский язык: “Я из города Нурлат, школа #1. Что я привезу с конкурса? Умение создать обстановку, микроклимат, в котором дети работают с удовольствием. Мы должны их увлечь. И еще очень важно, чтобы ребята сами делали выводы, сами оценивали свою работу. Я все это видела на уроках моих коллег здесь”.

А вот учитель английского языка 2-го буинского лицея Гульсина Исмагилова на конкурсе немножко загрустила: “Я сделала для себя много открытий. Но на этот конкурс надо приезжать гораздо раньше. Я боюсь, что не успею реализовать все то, что я увидела. Завидую девочкам с семилетним стажем. Конкурс – трамплин на всю оставшуюся жизнь. Это испытание себя в экстремальных ситуациях. Как МЧС”.

Увы, “эмчеэсовцы” собираются редко. Региональный “Учитель года” проводился в Татарстане в 1992-м, 1996-м и сейчас, в 2000 году. Дорогое удовольствие… Но организаторы все-таки надеются нарушить високосное постоянство. Министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов пообещал, что теперь республиканское состязание будут проводить раз в два года. А “душа” и “мама” конкурса, проректор ИПКРО Татарстана Миляуша Скрипниченко уверенно сказала: “Мы обязательно выстроим систему работы с учителями. Это, считайте, клад педагогический. Во-первых, будем приглашать участников преподавать на курсы повышения квалификации. Во-вторых, возможно, создадим ассоциацию участников конкурса. А мечта наша – чтобы “Хрустальный пеликан” прилетел в Татарстан”.

Оксана РОДИОНОВА

Казань

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте