Евгений Фоменко, преподаватель истории и обществознания средней школы №2 станицы Павловской Краснодарского края, молодой, спортивный, похож больше не на строгого педагога, а на энергичного, с не сходящей с лица оптимистичной улыбкой, деятельного современного бизнесмена. Ассоциация еще более усилилась, когда я узнала, что обществознание и экономику Евгений Валерьевич считает, пожалуй, самыми любимыми своими преподаваемыми предметами. К слову, на Ютьюбе все желающие могут найти видео урока участника всероссийского этапа конкурса «Учитель года»-2018 Фоменко по теме «Конкурентная борьба в сфере предпринимательства».
Изначально Евгений Фоменко хотел стать юристом. Педагогов в его семье не было. Почему появился он – первый?
– История была в числе самых любимых моих предметов в школе, – отвечает Евгений Валерьевич. – Поэтому я подал документы на исторический факультет Адыгейского государственного университета. Поступил и планировал через время перевестись на юридический. Скорее всего, остался на историческом факультете благодаря преподавателям. У нас были замечательные декан и педагоги, мастера своего дела, люди с блестящей эрудицией и удивительным полетом мысли.
После окончания института оказалось, что в родной школе, где когда-то учился Евгений Фоменко, есть вакантное место историка. Так в 2002 году начался его педагогический трудовой путь. Классы достались с пятого по одиннадцатый! Труднее, наверное, было с малышами, признается теперь Евгений Валерьевич. Со старшеклассниками оказалось проще найти общий язык. Главной трудностью стала мизерная зарплата. Поэтому первое время молодой учитель ощущал сильное желание уйти из школы. Но выход нашелся – Фоменко устроился по совместительству в Дом творчества, где преподавал игру на гитаре. Пригодился студенческий опыт игры в рок-группе. А летом были поездки вожатым на подработки в загородные лагеря, в общем, шутит Евгений Валерьевич, постигал педагогику со всех сторон.
Если серьезно, этот разносторонний опыт пригодился ему в 2007 году, когда Фоменко впервые принял участие в конкурсе «Учитель года Кубани» (так в Краснодарском крае принято называть региональный этап конкурса «Учитель года»). Тогда, 12 лет назад, он вошел в шестерку финалистов, получил лестные отзывы членов жюри и убедился, что находится на своем месте. В 2018‑м коллеги предложили попробовать себя в этом конкурсе еще раз.
– Главной причиной, по которой я согласился, – признается педагог, – стало желание встряхнуть себя, выйти из зоны комфорта, проверить свои профессиональные навыки.
Участвовать в конкурсе Евгению Валерьевичу предложила завуч Елена Васильевна Стороженко (она же учитель года Кубани-2015). Неоценимую помощь оказали коллеги – преподаватели истории и информатики, а также директор методического центра Ольга Робертовна Мазаева.
Уроки Евгения Фоменко подтверждают первоначальное представление о нем. Думается, что ученики ощущают себя на занятиях с этим педагогом как успешные сотрудники деловой фирмы. Фоменко не только выглядит, но и говорит и действует как бизнес-руководитель. Деловой костюм. Быстрый ритм мыслей и движений, в котором нет зря потраченных секунд. Умение моментально понять мысль другого человека, принять ее и отреагировать. Отреагировать всегда, так что и ученик, и взрослый собеседник Евгения Валерьевича чувствует: его понимают!
Именно этот стиль и наработанный годами профессионализм, по моему мнению, стали причиной того, почему на региональном конкурсе «Учитель года»-2018 победил именно Евгений Фоменко – педагог с негромким голосом, который ведет занятия без броских выдумок и шоу-эффектов. На краевом этапе он вел урок по экономике. Тема – «Выборы». Экономика – предмет узконаправленный, пожалуй, для многих даже скучноватый. Однако Евгений Валерьевич считает: урок должен быть максимально связан с жизнью, тогда он становится интересным и живым. Старшеклассники в выборах еще не участвуют. Но мнения от взрослых, безусловно, по поводу этого явления общественной жизни слышат разнообразные. И во время того урока в классе оказался ученик, который категорично заявил, что на выборы ходить не стоит. К концу занятия этот мальчик диаметрально поменял свою позицию.
Если экономика – это цифры, то история – это даты. Таково распространенное мнение об этих сложных школьных предметах. Из-за большого объема требуемых знаний они многим кажутся сложными и сухими.
Евгений Фоменко опровергает такое утверждение. Его главный педагогический принцип – быть интересным.
Любимый прием, который использует Евгений Валерьевич, – предметизация. Вот он достает из кармана и демонстрирует старую монетку, на которой четко виден год – 1922‑й. С помощью этого предмета легко запомнить год образования СССР. И зрительный образ оказывается столь сильным, что забыть дату уже просто невозможно!
Именно эту монетку Евгению Валерьевичу подарила коллега после его победы в краевом конкурсе «Учитель года». А вообще у Фоменко за годы преподавания собралась небольшая нумизматическая коллекция. Использует он ее на предмете «Экономика» по ситуации. Любит яблоки. В том смысле, что их можно применить на многих темах, связанных с темой выбора. Яблоки Евгений Валерьевич использовал и на краевом этапе конкурса «Учитель года» по теме «Выборы».
Таким образом, конкретной индивидуальной методики преподавания, как считает сам Евгений Фоменко, у него… нет.
– Это наглядно показал конкурс «Учитель года России», – поясняет Евгений Валерьевич. – Мои коллеги из всех регионов РФ демонстрировали известные всем технологии и приемы. Поэтому секрета в том, что делать, нет. Весь секрет в том, как! Здесь и проявляются индивидуальность учителя, его педагогический почерк. Один берет точными методическими приемами, другой – артистизмом, третий умеет мастерски держать аудиторию и работать с ней. Я просмотрел много уроков и мастер-классов своих коллег. Вижу, например, вот это интересный прием, можно его применить у себя на уроке. Но я это сделаю все равно по-другому, через призму своего восприятия. Если говорить о серии рабочих уроков в школе, то важно регулярно менять и формы уроков, и формы работы детей, иначе будет скучно. Для меня главное – создать атмосферу взаимодействия и взаимопонимания, в которой будет комфортно работать.
Важно не забывать и про связь с современностью. Урок по экономике может начаться, например, с обсуждения курса угля на сегодняшний день…
Предметы «Право» и «Экономика» Евгений Фоменко преподает в своей школе уже много лет, так как здесь существуют экономико-математический и социально-гуманитарный профили. Эти предметы, считает педагог, полезны именно потому, что тесно связаны с жизнью. Учащиеся всегда задают много вопросов на занятиях, живо обсуждают учебные задачи. В рамках проектной деятельности ученики Фоменко неоднократно создавали интересные бизнес-планы.
Как правило, дети создают бизнес-модель с учетом специфики своего населенного пункта. Самое сложное и самое интересное – это идея. Нужно понять, какой продукт создать и как его продвигать и продавать. Ученики Фоменко разрабатывали самые различные проекты, но чаще всего выбирали сферу услуг. Это потребность нынешнего времени. Например, ребята предлагали создать кофейню или парикмахерскую. Идеям сопутствуют интересные решения по организации бизнеса и сокращению издержек. Были случаи, вспоминает Евгений Валерьевич, когда в такую работу активно включались и родители детей, как правило, в семьях предпринимателей. И это замечательно, считает педагог, когда всем становится интересно – и ребенку, и родителям, и учителю!
Ученики Фоменко показывают высокие результаты на олимпиадах различных уровней и хорошо справляются с заданиями из областей экономики и права на ЕГЭ по обществознанию. Две стобалльницы этого педагога по обществознанию как раз обучались в классах данного профиля. Но еще важнее то, что, выходя из стен школы, вчерашние ученики способны применить полученные знания на практике.
– Буквально на днях я встретился с недавним выпускником, который открыл свое дело и реализовал идею, которую он вынашивал еще в школе, – делится со мной радостью Евгений Валерьевич. – Идея состояла в создании мастерской по автотюнингу. Мы готовили эту работу на районную конференцию творческих работ школьников. Тогда она не заняла призовых мест. Зато теперь воплотилась в реальной жизни!
Мне хочется узнать мнение Евгения Валерьевича о проблеме, которая волнует сегодня многих учащихся и их родителей: школьный курс по многим предметам перегружен. История в этом отношении лидирует. Как с этим фактом бороться? Многие школьники утверждают, что ЕГЭ по истории является одним из самых сложных в силу того, что нужно запоминать очень большой объем материала.
– Безусловно, курс истории перегружен, – соглашается Фоменко. – Два часа для изучения этого предмета мало. Даже новые учебники, соответствующие требованиям историко-культурного стандарта, имеют недостатки. Поэтому решается эта проблема тщательной подготовкой к уроку. Пониманием того, что важно, что второстепенно, что нужно рассмотреть детально, а что – поверхностно. Запомнить все невозможно! Важно понимать причины, суть и последствия явлений и процессов. Этого достаточно для обычного ученика. Это необходимо для того, чтобы грамотно и широко мыслить, быть патриотом. Для тех, кто выбрал ЕГЭ по истории, стоит задача посложнее, им учить действительно нужно много. Поэтому ЕГЭ по истории не для всех. И я против того, чтобы история или любой другой предмет стали обязательными на ЕГЭ. Достаточно русского языка и математики. Язык – это стержень культуры, математика – основа логического мышления. Все остальное должно быть по выбору. Нужно думать о здоровье наших детей! Представьте будущего врача, который будет в школе сдавать химию, биологию и в перспективе четыре обязательных экзамена. Чего мы добьемся?
Ну а главным, что тревожит самих учителей, Евгений Фоменко считает уважительное отношение общества к учителю и достойную зарплату. Они тесно связаны, уверен педагог. Если ученик будет видеть перед собой свободного, обеспеченного, уверенного в себе и в завтрашнем дне учителя, то и отношение к учительской профессии будет соответствующим. Кстати, конкурс «Учитель года России» Фоменко считает одной из уникальных возможностей для личностного роста педагогов:
– Это не просто площадка для обмена опытом, но и то редкое место, где ты чувствуешь себя личностью и к тебе относятся как к личности. К слову, хотелось бы выразить огромную признательность «Учительской газете», организаторам конкурса «Учитель года», которые создали прекрасные условия для конкурсантов!
Комментарии