search
main
0

Педагогический мониторинг. или Как управлять качеством образования

Проект «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» внедрен в 89-й школе города Челябинска с 1996 года и позволяет адаптировать всех участников процесса обучения к любым нововведениям. Особое место в проекте занимает педагогический мониторинг (ПМ), объединяющий систему предметных тестов и способов работы с полученной информацией.

Данная педагогическая технология включает в себя систематическое использование тестов после изучения параграфа, главы и всего учебника, что позволяет контролировать и прогнозировать результаты деятельности учащихся, оптимизировать процесс управления качеством образования.

Под ПМ мы понимаем систему организации сбора, обработки, хранения и использования информации о функционировании образовательной системы. Электронная модель ПМ призвана обеспечить непрерывное слежение за состоянием деятельности педагогической системы и прогнозированием ее развития.

По окончании индивидуального тестирования ученика по предмету происходит компьютерный сбор и обработка полученных результатов. Компьютером же «заполняется» таблица на каждого ученика и в целом на класс. Отслеживание результатов проводится не только по учащимся (абсолютный и относительный результат ученика в процентах), но и по единицам содержания образования на любом уровне, которое показывает степень усвоения структурной единицы или темы по ученикам, по классам и параллели в целом. Эта информация сохраняется, накапливается и по «запросу» компьютер представляет ее пользователю в виде таблиц или диаграмм по каждому ученику. Все это превращает электронную модель в контролирующую систему, отличающуюся валидностью и объективностью оценок знаний учащихся, позволяет осуществить мониторинг уровня и качества обученности.

Полученные результаты тестирования могут использоваться самим учеником, учителем, методическими службами и администрацией.

Ученика на своем уровне интересует относительный и абсолютный результат. Процент правильно решенных задач (то есть абсолютный результат) дает ему представление о том, как он усвоил материал этого параграфа, главы. Если результаты хуже ожидаемых, то ученик может посмотреть, какая структурная единица им не усвоена, найти эту структурную единицу в параграфе учебника, повторить её содержание и при повторном тестировании постараться улучшить свой результат. Результаты по каждому параграфу не оцениваются, лишь за обобщающие тесты ученику выставляется оценка, поэтому повторное тестирование не только возможно, но и приветствуется учителем, т. к. ученик пытается устранить пробелы в знаниях и добиться более высоких результатов. Компьютерная система тестового контроля позволяет ученику также оценить свой результат относительно результатов других учащихся и итога по классу в целом. Таким образом, данная модель педагогического мониторинга позволяет сформировать у ученика положительную мотивацию к учению, устойчивый интерес к предмету, стремление к самосовершенствованию в познавательной деятельности, самостоятельно управлять своим процессом обучения.

Учитель на основе полученной информации имеет возможность управлять процессом обучения следующим образом:

1) анализировать результаты тестирования всего класса и отдельного ученика. Имея абсолютный результат тестирования, принять оптимальное методическое решение по конкретному ученику, группе учащихся или всему классу;

2) результаты тестирования по содержанию в целом позволяют учителю сделать вывод о необходимости организации повторения той или иной структурной единицы (конкретной структурной единицы, а не параграфа в целом) для достижения максимальной результативности уровня обученности;

3) учитель может проследить динамику обученности ребенка по предмету и своевременно сделать вывод о соответствии уровня тестирования возможностям ученика в данный момент.

На графике приведен пример мониторинга 3 учащихся, проходящих тестирование на разных уровнях сложности. Костюк Антон (I уровень), начиная тестирование с 58% в начале года к концу дает стабильные показатели 75 – 80%. Видна положительная динамика этого ученика (+ 20%), что позволяет учителю перевести Антона на более высокий уровень. Усанина Олеся, тестируясь на II уровне, показывает к концу года ровные результаты (80%). Это говорит о том, что девочка комфортно чувствует себя на этом уровне сложности тестов. Значит, точка отсчета при прогнозировании была выбрана верно. Толбина Наташа на III уровне показывает стабильно высокие результаты, более 90%, а достаточно часто 100%. Это дает возможность простраивать индивидуальную предметную траекторию развития данной ученицы через систему индивидуально-групповых занятий по предмету, предусмотренных учебным планом. Хочется напомнить, что уровни сложности тестирования определяются по результатам интеллектуального блока психологического мониторинга и, конечно, с учетом мнения учителя-предметника.

Таким образом, соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы учителя с ребенком (соотношение целей и результатов как показатель качества обучения).

Кафедрам и МО важен в первую очередь результат мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы учениками всей параллели. На основе таких данных из года в год выявляются некоторые структурные единицы, которые вызывают затруднения у учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках работы творческих групп учителей-предметников разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.

Администрации школы система педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень обученности учащихся по предметам, выявлять динамику, оценивать качество преподавания конкретным учителем своих предметов, активизировать методическую работу педагогов по актуальным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку.

Объективная, валидная, дифференцированная система контроля, осуществляемая на протяжении всех лет обучения ребенка в основной и полной школе, гарантирует высокие результаты государственной аттестации выпускников. В прошлом учебном году, например, после двухлетнего использования этих технологий в преподавании геометрии в 10-11-х классах 69% выпускников сдавали этот предмет в качестве экзамена по выбору во время государственной аттестации, а 97% из них показали хорошие и отличные знания данного предмета, что на 12% выше показателей предыдущих лет.

Елена ТЮРИНА, зам. директора по научно-методической работе, МОУ СШ № 89, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте