Профессиональное самоопределение предполагает оценку своих способностей, предпочтений и характера. Одним из проектов предпрофессионального образования является «Новый педагогический класс в московской школе». Инициировал данный проект Московский городской педагогический университет в 2016 году (до 1 сентября 2018 года проект носил название «Социально-психологический класс»). В 2019‑2020 учебном году проект стал общегородским.
Проект нацелен на создание условий для формирования у школьников педагогических компетенций, необходимых для профессий типа «человек – человек».
Педагогические компетенции в самом общем виде можно рассматривать как компетенции, обеспечивающие развитие себя и других.
Было выделено три группы компетенций:
– способность использовать знания и информацию для взаимодействия и посреднического действия;
– способность формулировать и аргументировать свою позицию, находить точки соприкосновения различных позиций, работать в группе;
– способность управлять своими действиями, достигать цели и брать на себя ответственность за принимаемые решения.
Для формирования и развития указанных компетенций необходимы специальные условия, изменения образовательной среды. Под образовательной средой понимаются не столько стены, мебель, оборудование, сколько содержание и методы работы, стили общения участников образовательных отношений. Образовательная среда в рамках проекта не ограничивается территорией школы, она расширяется за счет ресурсов вузов-участников, организаций социокультурной сферы Москвы.
Важное значение имеют проводимые ежегодно основные мероприятия проекта: конференция «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» (в рамках открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни»); Московский конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» (номинация «Новый педагогический класс») и городская олимпиада «Умения XXI века». Важно отметить, что победа в данных мероприятиях дает возможность получить до 10 дополнительных баллов при поступлении в МГПУ. Ценность этих мероприятий заключается не столько в перспективе получения дополнительных баллов, сколько в возможности развития компетенций и построения собственной образовательной траектории.
Так, участвуя в городской олимпиаде «Умения XXI века», школьникам необходимо представить себя и собственную образовательную траекторию в жанре мотивационного письма-эссе. Такое задание предложено не случайно, умение представлять себя емко, кратко и интересно, выделяя из множества других участников, пригодится не раз, например при приеме на работу. Второй и третий туры позволяют продемонстрировать умение работать в команде, а также ставить цели и формулировать задачи, планировать деятельность, свою и группы людей, для достижения поставленной цели, умение работать с информацией.
Одним из способов развить необходимые компетенции является вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.
МГПУ не только организует и проводит конференцию «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности», но и обучает проектно-исследовательской деятельности в ходе общеразвивающей программы «Занимаемся проектами и исследованиями с МГПУ».
Программа имеет практическую направленность и учитывает познавательные интересы обучающихся, позволяет готовить старшеклассников к проведению самостоятельного исследования по различным направлениям.
С целью независимой оценки предпрофессиональных знаний и умений одиннадцатиклассников существует конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». Московский городской педагогический университет в 2021‑2022 учебном году проводит данный конкурс по социально-технологическому направлению. Это направление особенно актуально для участников проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе», так как позволяет включиться в решение разного рода социальных проблем. Таким образом, проект в дополнение к изучению школьной программы дает возможность сформировать необходимые для жизни компетенции, изучить свои предпочтения и способности, расширить образовательное пространство, ознакомиться с различными направлениями будущей профессиональной деятельности. Проект охватывает все стороны школьной жизни на уровне среднего общего образования, включает школьников в разнообразную деятельность, дает опору этой деятельности.
Татьяна КОНОБЕЕВА, кандидат педагогических наук, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс» НИИ УГО МГПУ
Комментарии