Современная тенденция в школьном образовании предполагает, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе формирования и развития универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой развития, социализации обучающегося. В соответствии с ФГОС общего образования методологическим инструментом определения и уточнения единой цели национального образования, ее реализации заявляются системно-деятельностный и компетентностный подходы.
Ориентированность на результаты образования, где в качестве последних рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, – это особенность как деятельностного, так и компетентностного подходов. Под результатом образования понимаются компетенции, или качества и свойства, личности, обеспечивающие обучающимся ориентировку в окружающем мире на основе освоенных знаний, универсальных интеллектуальных действий, видов деятельности и опыта, личностных качеств.
Требования к обучающемуся, ориентированные на овладение им универсальными учебными умениями и действиями, не могут быть выполнены при использовании традиционной методики в школьном, как, впрочем, и в высшем образовании. Методика – это учение о методах обучения и воспитания, часть общей дидактики. Методика предлагает правила и требования преподавания дисциплины, учебного предмета. Тем самым методика ориентирована прежде всего на развитие педагога, его мастерство и опыт педагогической деятельности. Таким образом, методика ориентирует педагога на развитие и раскрытие потенциала педагога, его мастерства на учебных занятиях. В современных федеральных образовательных стандартах общего и высшего образования акцентируется внимание на развитии личности обучающегося, а не педагога. Необходимо проектировать развивающее обучение. Это противоречие требует поиска решения. Сегодня существует множество способов создания развивающих ситуаций в образовании. Мощнейшим ресурсом развития интеллекта, мышления и ума обучающихся выступают цифровые средства и инструменты. Каждому педагогу важно определиться с набором современных дидактических средств для достижения обучающимися образовательных результатов.
Таковым решением может выступать педагогический дизайн урочного занятия, университетской лекции, практического занятия.
Классическое определение педагогического дизайна – это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики. Это алгоритм по созданию образовательного продукта от анализа аудитории, цели к результату на основе конкретной модели организации деятельности обучающегося. Педагогический дизайн представляет собой алгоритм, подводящий всегда к результату образования. Это средство организации образовательного процесса, которое можно рассматривать промежуточным между методикой и педагогической технологией.
Дизайн (от англ. design – «проект», «проектировать») – разработка образцов рационального построения предметной среды. Тем самым дизайн и проектирование – синонимичные процессы. Между тем педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов, создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития.
Роберт Ганье, автор дидактики педагогического дизайна, американский психолог-педагог, издал в 1962 году книгу «Условия обучения», в которой научно обосновывал педагогический дизайн алгоритма обучения с опорой на психологическое состояние обучающихся, их целеполагающие установки и пошаговые действия по достижению признанной цели с использованием технических средств. Значительно позже появятся модели педагогического дизайна, предназначенные для формализации действий с различными обучающими объектами.
Основателем педагогического дизайна в России признается А.Ю.Уваров. Он отмечает, что педагогический дизайн – это приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении, обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.
Принципы (уровни) Ганье:
- Привлечение внимания обучающихся: создаются условия для их мотивации, интереса к обучению, актуализируется их уровень подготовки по теме, определяются трудности.
- Объяснение целей и задач обучения. Определяются, для чего будет осуществлена запланированная работа, а также планируемые результаты.
- Представление нового материала. Наиболее сложная часть процесса, поскольку выборочность содержания предусмотрена. Необходимо предусмотреть определенные ситуации, которые помогут удержать внимание обучающихся и довести спроектированное до завершения.
- Сопровождение обучения, выстраивание алгоритма работы с обучающимися в ходе выполнения ими задания, отбор соответствующих техник и обеспечение условий для освоения учебного материала.
- Практика: новые знания перевести в реальную жизненную ситуацию.
- Обратная связь.
- Оценка усвоения и общая оценка эффективности учебного курса.
- Перевод в практическую плоскость, перенос практических навыков в новые условия, не заданные изначальными рамками курса.
Конечно, этот алгоритм проще системно-деятельностного подхода (А.Г.Асмолов), состоящего по форме из системы (каркаса, этапов) образовательного процесса, наполняемого продуктивными действиями, взаимодействием педагога и обучающегося, обучающегося с обучающимися. Урочное занятие, спроектированное как система, не допускает изменений элементов, то есть этапов занятия, поскольку они взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Такой урок технологичен, гарантированно ведет обучающихся к достижению образовательных результатов, обозначенных изначально в цели.
Однако и алгоритм педагогического дизайна предполагает достижение образовательных результатов обучающегося, все действия педагога направлены на это. Безусловно, в том и другом случаях необходим поэтапный контроль для отслеживания достижения цели, то есть запланированных на урок образовательных результатов обучающихся.
Отметим, что в современном образовании в качестве результата выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих определять и решать важнейшие жизненные, учебные и профессиональные задачи. Современная психология личности утверждает, что универсальные учебные действия представляют собой инвариант средства развития личности. Это со всей очевидностью указывает на важность компетенций, которые формируются непосредственно универсальными учебными действиями, а не навыками. Следует знать, что навык – неустойчивое психологическое новообразование, которое быстро ослабевает, если им не пользоваться (например, иностранные языки, работа с конкретным инструментом, езда на автомобиле). Кроме того, в творческой интеллектуальной работе, требующей сравнения, анализа, обобщения, также не активизируются навыки. Они применимы для практических действий (рабочие профессии).
Образовательные результаты в ФГОС общего образования представлены тремя основными блоками:
а) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;
б) метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;
в) предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).
Деятельностные результаты – универсальные учебные действия, компетенции как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.
В обновленных ФГОС общего образования обозначены планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, которые описаны через группы учебно-познавательных и учебно-практических задач. Планируемые результаты осваиваются учащимися в ходе образования, особо выделяются среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных) на основе работы с учебным материалом. Причем универсальные учебные действия не формируются изолированно друг от друга и в рамках одного школьного предмета.
Педагогический дизайн, используемый как каркас современного урока для решения задач развития универсальных учебных действий у обучающихся, обеспечивает качественное их достижение при условии регулярности использования данного способа организации урока.
Применение педагогического дизайна как способа, проверенного десятилетиями, по проектированию и организации образовательного занятия, учебного содержания, новых инструментов, в том числе и цифровых, с позиции изменений в дидактике, должно происходить, на наш взгляд, с опорой на психологию и теории обучения.
Таким образом, педагогический дизайн как разнонаправленная область решения проблемы качества образования, обеспечения достижения образовательных результатов может рассматриваться как очередная инновация современной отечественной дидактики.
Наталья ШЕВЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ;
Александр МАРЧЕНКОВ, магистрант МГПУ, преподаватель гуманитарных дисциплин школы №875
Комментарии