Во Дворце творчества детей и молодежи имени Аркадия Петровича Гайдара мы понимаем педагогический дизайн как систему создания и реализации образовательных программ для детей. Педагогический дизайн дает нам возможность интересное делать обязательным, а обязательное – интересным.
Какую значимую проблему образования технологически решает педагогический дизайн? Мы считаем, что педагогический дизайн решает проблему отсутствия у детей опыта перевода желания в результат.
Перечислим ряд ключевых отличий педагогического дизайна от известных нам ранее методик преподавания:
1. Педагогический дизайн предполагает создание педагогом образовательной программы, ориентированной на явно обозначенные результаты, что позволяет оценить ее эффективность как соотношение затрат времени, других ресурсов и того качества образования детей, которое реально обеспечивает программа.
Для педагога – автора программ абсолютно необходимо знать, понимать и применять в работе умение анализировать свою деятельность (первый шаг в педагогическом дизайне), работать на запланированный результат, а не спонтанный.
2. В нормах педагогического дизайна ребенок не только принимает и использует знания и умения, получаемые на занятиях.
Он сам ставится в условия определения целей и достижений всего курса программы. Он субъект и соорганизатор процесса выполнения программы.
3. Связь процессов и результатов программы с другими образовательными программами ребенка – норма организации педагогического дизайна.
Это в полной мере соответствует нормам проектного метода в образовании, который вновь становится актуальным в нашем отечественном образовании.
Важно и то, что педагог, использующий инструментарий педагогического дизайна, становится стратегом программы, видит цель и стремится к ней. Эту цель он видит как решение проблемы образования ребенка. Он смотрит на ценности программы вместе с ребенком. На этой основе они согласуют свои действия.
Обучение в форматах педагогического дизайна строится и происходит как разработка и осуществление проекта. Образовательная программа становится проектом и осуществляется как системная целевая деятельность, предполагающая решение значимой проблемы, управление процессом, обязательное критериальное оценивание того продукта, в котором воплощены результаты образования ребенка.
Это становится нормой дополнительного образования в ДТДиМ имени А.П.Гайдара. Мы сознательно изменяем нашу практику.
Почему это происходит в системе дополнительного образования? Мы ориентированы на интерес ребенка и его родителей. Дополнительное образование – инициативное образование.
4. Педагогический дизайн предполагает использование цифровой информационной среды и дистанционных технологий на основе интернет-коммуникаций.
Пример этому – переход наших педагогов на дистанционное обучение с использованием платформы Microsoft Teams. В областях технической и естественно-научной направленности это было достаточно легко сделать. Педагоги использовали готовые электронные ресурсы и программы. В сфере остальных направленностей пришлось приложить дополнительные усилия: подбирать оборудование, адаптировать возможности цифровой среды под конкретные потребности педагога и возможности детей.
Все это дало стимул для развития, творчества педагога и обновления программ. У нас появились новые программы (полностью дистанционные и комбинированные).
В соответствии с нормами педагогического дизайна педагоги и дети получили возможности и условия обращения к открытой информационной среде, освоили нормы интернет-коммуникаций для тьюторских практик, поддержки творческих работ детей.
5. Педагогический дизайн реализуется как конструирование, выполнение действий, которые задаются его конкретной моделью.
Выбор модели педагогического дизайна позволяет надежно и согласованно строить и осуществлять программу в реальности условий, смены задач, ориентиров, технологий, запросов детей и их родителей. Умение грамотно анализировать и создавать условия образования, откликаясь на интересы детей и их родителей в конкретных условиях, – значимое профессиональное свойство педагогов, освоивших нормы педагогического дизайна.
6. Педагогический дизайн дает возможность выбирать между моделями (ADDIE, ADL, SAM, SMART) или сочетать детали нескольких моделей и осуществлять их как алгоритмы, как части организационной структуры образовательной программы.
Практика показывает, что педагоги Дома творчества преодолели страх нового, комбинируют, меняют, апробируют новое, полагаясь на то, что ясное понимание цели и свойств педагогического дизайна позволяет им действовать системно, обоснованно, не сбиваясь с целевой ориентации программы на ее результаты.
Мы рассмотрели различные модели педагогического дизайна и пришли к выводу, что модель ADDIE может быть принята нами как достаточно полный, согласованный и актуальный инструментарий педагога. Модель предлагает следующую последовательность действий:
Аnalize – анализ характеристик аудитории. При этом под аудиторией понимается и аудитория обучающихся с их стремлениями и способностями, а также аудитория как совокупность условий, в которых происходит образование.
Design (дизайн) – разработка учебных целей, выбор путей обучения.
Develop (разработка) – создание учебных материалов.
Implement (применение) – доставка, представление и освоение знаний и умений.
Evaluate (оценка) – контроль достижений учебных целей.
Модель ADDIE составляет основу методических инструментов, которые применяют работники Дворца творчества при создании и осуществлении образовательных программ.
Модель SАM предполагает цикличное выполнение относительно операций, возвращение к которым позволяет довести процесс или явление (в данном случае педагогические) до необходимого уровня качественных характеристик на основе трех тактов:
– Successive – выстраивание;
– Approximation – приближение;
– Model – моделирование.
Модель SMART (specific, measurable, attainable, relevant, time-bound) – конкретный, измеримый, достижимый, актуальный, соразмерный времени – мы используем для работы с показателями, критериями оценки результатов, а также для корректировки при соотнесении процессов с результатами.
Модель ALD (Agile Learning Design) – быстрый, познавательный дизайн используется педагогами как дополняющий инструментарий, обеспечивающий тонкую настройку коммуникаций, обратную связь с детьми при осуществлении программы.
Модели SАM, SMART, ALD используются нами как дополняющие наборы компонентов, применимые к нашей работе.
Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара связь между нормами педагогического дизайна и нормами проектной деятельности проявляется системно.
Проектные практики, а вместе с этим и педагогический дизайн образуют основу концепции развития Дворца творчества имени А.П.Гайдара на период до 2025 года.
Нами создана модель образовательной программы, которая соответствует логике педагогического дизайна. Программа делится на модули, осуществляется при комбинации дистанционного и очного форматов. Завершающий модуль – время работы обучающегося над своим собственным проектом. Тему и технологии проекта он определяет сам. Они соответствуют одному из модулей программы, который показался ребенку самым интересным. Проектные работы оцениваются критериально. Они представляются в информационном сервисе поддержки проектных работ к экспертизе. Затем работа вместе с оценками переносится в электронный сервис «Портфолио», где ребенок может иметь ряд работ, а также свидетельства об их качестве, материалы рефлексии, резюме педагогов об итогах образования.
Электронные сервисы проектов и портфолио в настоящее время находятся в процессе создания и будут полномерно использоваться в организации образовательного процесса к концу 2021 года.
В 2020 году во Дворце творчества разработаны условия ежегодного конкурса «Проектный рейс» для оценки работ детей учреждения, а также школ, заявивших об участии в этой активности, проявивших заинтересованность в тьюторской и экспертной поддержке проектных работ своих обучающихся.
Летом 2021 года впервые состоится фестиваль проектных работ партнерства Дворца творчества и школ, которые также проявили интерес к реализации норм проектной деятельности, педагогического дизайна.
Взаимодействие, партнерство учреждений дополнительного – инициативного образования и школ города даст эффект масштабной апробации, внедрения норм педагогического дизайна, построения образовательных программ в проектной логике и, как следствие, эффект развития у тысяч детей навыков сознательного и системного перевода желаний в результаты действия. В работе педагогов интересное станет обязательной нормой каждого занятия, а обязательное образование в школах станет для многих детей интересным и результативным.
Елена МОЛЧАНОВА, заместитель директора по содержанию образования, конвергенции образовательных программ Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;
Алексей ПАВЛИЩЕВ, старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии