search
main
0

Педагогический диалог: от фундаментальных понятий – к фундаментальному знанию

​На II съезде учителей Москвы работали шесть секций под общим названием «Фундаментальные понятия».

Все организаторы мастер-классов, их участники:    три абсолютных победителя российского конкурса «Учитель года» (Михаил Стародубцев – выпускник консерватории по хоровому дирижированию,  обладатель гранта мэра Москвы; Вита Кириченко – автор и разработчик проектов «Москва – город грамотных людей» и «Словари XXI века в школе»; Артур Заруба –  победитель конкурса «Грант мэра Москвы»);    обладатели малого Хрустального пеликана – призеры этого конкурса (Игорь Агапов – лауреат конкурса «Учитель года России», лауреат премий Президента РФ, мэрии Москвы, обладатель гранта Москвы 2006, 2008 и 2009 годов; Владимир Кружалов – победитель конкурса «Учитель года России», обладатель гранта мэра Москвы и лучших учителей России в рамках ПНПО; Юлия Марчук – победитель конкурса «Учитель года России», обладатель гранта мэра Москвы в области образования, обладатель гранта лучших учителей России в рамках ПНПО);     победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы»: Дмитрий Бесполов, Юрий Бобринев, Петр Омельяненко, Михаил Кондратьев, Антон Алексеев, Владимир Головнер, Татьяна Хасянова, Ольга Шугаева, Сергей Буфеев, Алексей Зубов, Юлия Мукосеева – все они  обладатели грантов мэра Москвы, победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, авторы учебных курсов и методик, известные всей России, поскольку объехали всю страну – от Калининграда до Владивостока – со своими замечательными мастер-классами. Многие из них стали директорами школ, но по-прежнему остаются практикующими учителями. Почему наши шесть секций были объединены общим названием «Фундаментальные понятия»? Если мы внимательно отнесемся к тексту стандартов,  к истории науки, если посмотрим на то, что объединяет человеческие знания, то поймем, что все это фундаментальные понятия. Многие из них не имеют определений, очень трудно сказать, что такое время, что такое любовь, и невозможно сказать, что такое точка или плоскость. Такими фундаментальными понятиями наполнены вся наша жизнь и вся наша система образования, наши учебники и наши программы. Учителя довольно часто сталкиваются с проблемой, как объяснить детям то, что не имеет определения. Как правило, ребенок запоминает (заучивает) выделенные курсивом определения учебника. Но ведь очень многие важные понятия, которыми мы легко оперируем в разговоре, вроде бы понимая их суть, не имеют определения в учебниках! А для детей они сложны и противоречивы. Как показывает практика, без понимания ключевых понятий учиться дальше трудно – получается своеобразный замкнутый круг: ребенок все время пытается понять и объяснить непонятное через непонятное, необъясняемое через необъясняемое.Приведу простой пример. Все мы представляем, что такое точка, прямая или, например, отражение в физике. Тем не менее если мы попробуем дать определения этим понятиям, то поймем, что на самом деле это довольно сложные вещи. И познать саму природу данных явлений мы можем, только проникнув в тайны науки, которая их объясняет.Именно поэтому основой содержательной, концептуальной части II съезда учителей Москвы стала идея о возвращении к фундаментальным понятиям, которые способны привести к фундаментальному знанию. Эта идея родилась уже давно, и мы смогли составить довольно объемный список из 150 фундаментальных понятий.Поэтому идея о «Фундаментальных понятиях», о фундаментальном знании, которая родилась уже давно, стала ведущей идеей шести секций на съезде учителей. Мы подобрали большой пул фундаментальных понятий – почти 200, которые присутствуют в наших учебниках от первого до одиннадцатого класса. Оптимальный способ объяснить эти понятия – реальная практическая деятельность учащихся на каждом уроке, каждом предмете. Именно поэтому мы собрали наших лучших учителей, победителей конкурса «Учитель года», и предложили им исследовать фундаментальные понятия с помощью наиболее интересных средств своего предмета. Так родилась уникальная подборка из 6 понятий: образ, ошибка, выбор, связь, отражение и время. Именно они были представлены на мастер-классах II съезда учителей, каждый из которых провели три эксперта. Трудно себе представить, как учитель физики, учитель истории и учитель музыки могут дать один урок, но они могут сделать это, если будут давать урок о фундаментальном понятии. Таким фундаментальным понятием стало понятие «образ», и мы смогли увидеть, каким образом в рамках мастер-класса можно рассмотреть природу музыкального звука, визуализировать акустическую волну, проследить, как наблюдение за понятными и простыми на первый взгляд процессами рождает новые идеи и образы. Что говорить о музыке? Образное восприятие музыкального искусства и восхищение шедеврами музыкального искусства – это один из феноменов, которыми нас наградила природа, это один из видов работы, который выполняют наши ребята во время уроков музыки, но как связать физику с музыкой, как связать ее с историей? Это задача непростая, это задача действительно учителей-мастеров. Самое важное – можно ли изучить историю за один урок, какие образы рисует наш современник, обращаясь своими вопросами к человеку прошлого, к прошлому вообще? На эти вопросы и попробовали дать ответ на секции «Образ».Иное фундаментальное понятие – «ошибка». Каждый из нас в принципе вкладывает в это понятие абсолютно свой смысл. Но тем не менее, когда мы говорим о науке, когда мы говорим о жизни, понятие «ошибка» становится очень важным. Мы живем в мире информации, а значит, в мире заблуждений. Как научиться самим и научить наших детей избегать ошибок, заблуждений в процессе познания? Как работать с психологическим феноменом «установка», как противостоять установкам, как работать над ошибками, если они уже совершены? Такая работа над ошибками – и над понятием, и над теми ошибками, которые мы совершаем, – шла на секции «Ошибка». Еще одно фундаментальное понятие, на котором остановились наши эксперты, – это «выбор». Выбор окружает нас всех, он сопутствует нам во всем, и практически ежесекундно, ежеминутно, ежечасно мы делаем свой выбор. Когда речь идет о более серьезных выборах, например исторических, нам на все вопросы отвечают (или по крайне мере могут ответить) учителя истории. На секции шел разговор о различных путях, пройденных европейскими странами для преодоления кризисной ситуации в XVII-XVIII веках. Но вот как провести урок истории с уроком химии, не посвящая его и истории, и химии? У каждой науки, у каждого предмета есть своя история, но тем не менее если опираться на иное, то тогда мы поймем, как устроена исследовательская деятельность, какой выбор совершают ученые, когда достигают вершин в открытии и познании мира. На мастер-классе было рассмотрено поразительное сходство глобальных изменений в мышлении и методах деятельности ученых и деятелей искусства, которые произошли в XX веке с началом работ по исследованию строения атома. Завершал череду мастер-классов на секции «Выбор» мастер-класс Виты Кириченко, его участникам предстояло вместе с Василием Гроссманом, автором рассказа «За городом», сделать самое сложное – выбор между добром и злом. Такой выбор тоже приходится делать, к сожалению, не только в литературе.Фундаментальное понятие «связь», которое соединяет уроки химии или предмет «Химия» с литературой и математикой. Сочетание таких, казалось бы, на первый взгляд не сочетаемых предметов позволяет нам понять, что наши школьные предметы так же, как и науки, связаны воедино. На мастер-классах в рамках секции «Связь» рассуждали о вечном на уроке химии и ее взаимосвязи с бытом современного человека, рассматривали художественный текст как систему – выявляли и постигали связи между элементами для осуществления восприятия, истолкования, оценки, знакомились с математическим пониманием связи как отношения между элементами множества. На секции «Время», посвященной понятию, без которого не обходится наша жизнь, наше преподавание, наша деятельность, наше развитие науки, речь шла о соединении экономики, математики и литературы. Это должно было дать ответ на то, что такое время и в нашей школьной жизни, и в большой науке. Только время обращает игры разума в необходимость, делая возможным неожиданное применение неожиданной арифметики в школе. Участники мастер-классов на этой секции в интерактивном режиме попытались раскрыть фундаментальное философское понятие «Время», используя методологические подходы к реализации образовательной технологии развития рефлексивного мышления, через систему вопросов и работу с текстами ознакомились с пониманием художественного времени и способами его воплощения.Наконец, на секции «Отражение» состоялось, может быть, совсем неожиданное сочетание музыки, физической культуры и иностранного языка. Средствами этих предметов, этих наук мы попытались ответить на вопрос, что же такое отражение. Участники секции разбирались с тем, что правильнее – физическая культура или культура физическая, на одном из мастер-классов была сделана попытка средствами предмета расширить границы познания школьника на уроке, ответив на вопрос, находит ли это отражение в жизни современного человека, раскрыв понятие «отражение» в контексте изучения иностранного языка и разобравшись в тайне одной прелюдии (на мастер-классе шла речь об отражении в музыке символического мышления композитора XVIII века). Таким образом, состоялось чрезвычайно важное обсуждение фундаментальных понятий в ракурсе метапредметности межпредметности. Конечно, мы планировали обсуждение темы «Фундаментальные понятия» потому, что она становится узловой в реализации стандартов нового поколения. То, что там называется метапредметным результатом или метарезультатом, как раз предполагает владение и ребятами, и учителями фундаментальными понятиями. У нас есть издание, которое называется «Слово учителю», которое будет площадкой для обсуждения и предъявления своих мыслей, статей, сценариев уроков относительно тех фундаментальных понятий, с которыми сталкиваются учителя и ребята в процессе обучения. Марианна Лебедева, директор МГМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте