Умение удивляться, желание учиться, стремление совершенствовать свое мастерство сподвигли нас на необычный шаг. В рамках программы повышения квалификации в начале ноября мы отправились в педагогический тур в Финляндию. Учиться – так у лучших! А именно так в мире оценивается качество обучения в этой стране. Очень захотелось увидеть все своими глазами, сравнить две образовательные системы, найти общие черты и отличия. Важно, что в этот тур учителя 1779-й поехали практически в полном составе: группой в 21 человек. Директор убеждена: в педагогическом коллективе все должны находиться в одной идеологии, творчески перерабатывать общие идеи – только так можно получить эффективный результат.
Учиться можно и нужноМы побывали в пяти школах, имели возможность посетить уроки, оценить приемы работы своих коллег, методические материалы, поговорить с учителями и директорами, даже пообедать в школьной столовой. Конечно, прежде всего нас интересовали вопросы, связанные с воспитанием дошкольников и учащихся начальной школы. Первые впечатления нам подарила финско-русская гимназия. И вы знаете, мы нашли много общего, но и много отличий. А главное – действительно многому научились. Директор финско-русской гимназии поделилась своими воспоминаниями об открытом уроке, который она проводила, чтобы подтвердить свою квалификацию. Ее экзаменатор был очень впечатлен увиденным. Раздавая похвалы, он сделал только одно замечание: «Ты не позволяешь себе отдохнуть на уроке. Ты все время работаешь!» Вот это отличие наших подходов к обучению. Надо давать детям больше возможности работать самостоятельно, самим находить решение. Актуально Сегодня, когда в Москве происходит слияние школ и дошкольных учреждений, важно гарантировать плавный переход от одной ступени к другой. В Финляндии детские сады интегрированы в школы, школы тесно связаны с вузами, вузы ориентированы на работу со школами и принимают участие в повышении качества школьного обучения. Для нашей многонациональной страны актуальна тема воспитания толерантности. Финская система воспитания поощряет детей обращать внимание на чужие нужды и интересы, формирует позитивное отношение к другим людям, другим культурам, другим конфессиям. Готовить детей к взрослой жизни следует с раннего возраста. Финских детей в школе учат элементарным житейским премудростям – как открыть счет в банке, оплатить квитанцию, оказать первую помощь, – воспитывают потребность грамотно заботиться о себе и своем здоровье. Остро стоит вопрос о том, что в школу надо привлекать мужчин-учителей. В Финляндии каждый четвертый педагог среди учителей начальной школы – мужчина.НеожиданностиМы тезисно сформулировали те особенности финской системы образования, которые стали для нас открытием и заставили задуматься. Финляндия идет против волны глобального движения реформы образования, которая основана на стандартизации, тестированиях, отчетности, контроле, рейтингах. Ее опыт показывает, что можно достичь совершенства, сосредоточив внимание не на конкуренции, а на сотрудничестве. Основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшей школы. Самые квалифицированные педагоги работают в дошкольном секторе. Принцип финской педагогики: ученики должны учиться в непринужденной и неформальной атмосфере. Оценок в цифрах финским ученикам не ставят до 5-го, а в некоторых школах и до 8-го класса.Копилка идейВ своей работе мы очень много внимания уделяем методическим разработкам, изучаем и выбираем новые удачные приемы работы, которые вписываются в нашу концепцию. Вот и из опыта финских коллег с удовольствием почерпнули свежие идеи, прежде всего приемы индивидуализации обучения. Определяющим принципом в системе обучения и воспитания Финляндии является самооценка. При этом задача учителя – усилить доверие ученика к самому себе, своим способностям и повысить позитивное отношение к процессу учебы. В любой школе есть отстающие ученики. В Финляндии их не собирают в отдельные коррекционные классы, не оставляют на второй год, а некоторое время подтягивают – занимаются отдельно по индивидуальной программе. Учимся играя – очень эффективная система обучения, никогда не дающая сбоев. Но финские коллеги показали нам, как можно это понятие расширить. Так, в одной из школ в день нашего визита был тематический день игр – от компьютерных до лего и настольных, от игр с мячом до игры на музыкальных инструментах. Это интересно!***Итогами нашего «педагогического десанта» стали несколько важных выводов.Мы, как и финские педагоги, стремимся обеспечить нашим детям качественное образование, которое позволит им стать успешными и счастливыми. И мы, и наши скандинавские коллеги – творческие люди, работающие увлеченно и с самоотдачей. В диалогах, дискуссиях и встречах в учительской за круглым столом мы убедились, что взаимный обмен опытом в такой живой форме очень полезен.
Комментарии