В рамках Профессорского форума «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы» определили «Профессора года» в области педагогических наук. Им стала Елена Казакова. По ее словам, мотивировать и давать убедительную обратную связь – главные функции современного педагога. Ничто не разрушает образовательный процесс так, как невнимание к работе ученика.
Елена Ивановна является доктором педагогических наук, профессором, заведует кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета. В 2016 году ее избрали членом-корреспондентом РАО от Отделения российской словесности.
Достижения Елены Казаковой появились благодаря упорному труду. Она начала свой профессиональный путь от школьного учителя математики, позднее стала директором школы. Елена Ивановна известна не просто как профессионал, но и как разносторонняя личность. Возможно, именно это позволило ей написать более 100 работ (в их числе – учебное пособие для старшеклассников «Толерантность — путь к развитию»), стать ведущим экспертом международных и образовательных проектов: «Педагогика успеха», «Успешное чтение», «Развитие психолого-педагогического медико-социального сопровождения в России», научным руководителем Президентской программы подготовки управленческих кадров (ВШЭ, СПбГУ), а также членом Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и научным руководителем проекта «СберКласс».
Тот факт, что Елена Казакова руководит проектом «Школьная лига Роснано», говорит о неисчерпаемой энергии и вдохновении педагога: работать с детьми, помимо программного учебного процесса, без этих качеств невозможно.
«Я горжусь тем, что могу назвать Елену Ивановну своим другом и учителем. Да-да, именно учителем. Я многому у неё учусь, особенно умению перекладывать сложные, иногда занудные, научные тексты на общепонятный язык. Поэтому её с удовольствием слушает и неакадемическая аудитория- родители, учителя, бизнесмены, политики. Ко всему прочему у неё отличное чувство юмора, а это всегда притягивает в человеке», – поделился с сетевым изданием «Учительская газета» Петр Положевец, председатель редакционного совета Издательского дома «Учительская газета», исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», один из самых авторитетных экспертов страны в области образования.
Вероятно, у Елены Ивановны есть особый секрет, который помогает ей достигать профессиональных успехов, оттачивать мастерство и оставаться на прямой связи с молодежью. Раскрыть его несложно, если обратить внимание на размышления педагога о роли современного учителя и его важнейших качествах. Ими она поделилась в одном из интервью.
Так, отвечая на вопрос о меняющейся роли учителя, Елена Казакова сказала:
«Учитель всегда был не только источником информации и человеком, который представлял готовое знание. Он должен был замотивировать ученика, стать резонатором, который поддерживает ребенка. Эти функции всегда были, но сегодня они стали ведущими. Если кратко описать, как меняется роль учителя, то на первый план выходят две задачи: увлечь ребенка и организовать образовательную среду, в которой ученик сам может учиться».
Стараясь точно описать время, в которое мы живем, педагог объяснила причины изменения роли учителя. Она отметила, что сегодня время стало гибким, подвижным, неопределенным – «Мы не очень хорошо понимаем, каким будет завтрашний день». Поэтому стало невозможным освоить что-то на всю жизнь. Трудно представить, какие задачи придется решать завтра – всю жизнь надо переучиваться, готовиться к новым условиям. Поэтому сегодня такие навыки, как умение учиться всю жизнь и меняться, выходят на первый план. Учителю важно уметь поддержать ученика в трудную минуту. В тот момент, когда у ребенка упадок сил – подарить ему свои силы, вместе с ним праздновать удачу, переживать неудачу. Это для Елены Ивановны является ключевой функцией педагога.
Если бы ключевых функций было две, то в качестве второй она назвала бы функцию обратной связи. Она подчеркивает, что каждый ребенок сегодня нуждается в оперативной своевременной реакции на его действия. Это может быть улыбка или кивок головой, либо детальный разбор работы. По словам педагога, «Ничто не разрушает образовательный процесс так, как невнимание к работе ученика. Это знает любой бизнесмен: важнейшим фактором мотивации сотрудника является признание значимости его работы. Так и учитель: он мотивирует и дает убедительную обратную связь действиям ученика».
Сегодня часто «перебрасывают мяч» между родителями и учителями, решая, кто из них несет большую ответственность за воспитание ребенка: должна ли его воспитывать школа, или это исключительно дело семьи. По этому поводу Елена Ивановна высказывает однозначную позицию: за личностное развитие школьника ответственны все в равной мере. По ее словам, когда-то общество было твердо убеждено, что учитель учит, а ученик учится. Затем чаще стали говорить о субъект-субъектном подходе в образовании. Однако в настоящее время образование стало полисубъектным: наравне с учителем и учеником в него «вкладываются» родители и социум. Ребенок видит, что происходит в сети Интернет, в социальных сетях. На школьника влияет все, что его окружает.
Именно поэтому ребенок в большей степени должен научиться учиться, а не только получать конкретное знание по тому или иному предмету. Изменилось время, и, как следствие, изменились дети и роль педагога. Главной его задачей в настоящее время является увлечение ребят предметом, их мотивация: «Когда ребенок увлечен процессом обучения, он все остальное может сделать и сам».
Комментарии