search
main
0

Педагогические мечты о высоком сбываются

Когда-то главной мечтой учителя года России Анны Мехед было повышение квалификации в лучшем вузе страны – МГУ имени М.В.Ломоносова. Тогда это казалось несбыточной мечтой. Сегодня такое обучение для учителей столицы станет реальностью.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – Известно, что по итогам каждого учебного года происходит анализ достижений учащихся школ и на этой базе в Москве формируют рейтинг школ. Выход рейтинга всегда очень важное крупное событие в системе образования столицы. Школы, коллективы педагогов и родители с трепетом ждут его опубликования. Нынешний учебный год не будет исключением. В связи с этим нас ждет новое явление: по итогам рейтинга учреждения, показавшие высокие образовательные результаты и вошедшие в рейтинг с 1-й по 400-ю позицию, априори будут считаться доказавшими высокий педагогический профессионализм своих коллективов. Значит, что они заслужили право, делегированное им Департаментом образования, стать экспертами в вопросах аттестации своих педагогов. Аттестация учителей, работающих в педагогических коллективах школ, занявших в рейтинге места с 1-го по 400-е, на первую и высшую категории будет возможна на основании одного лишь представления педколлектива. Больше никакого анализа для педагогов, отработавших в этих коллективах два года, не потребуется: ни дополнительных заявок, ни дополнительных бумаг, достаточно будет представления школы. Никакие другие эксперты проверять это представление не будут, ведь лучше педколлектива никто не знает, как работает педагог. Вместе с тем за каждым педагогом этого коллектива, если он захочет, сохраняется право пройти аттестацию в привычной для него форме, то есть через портфолио, традиционные экспертные оценки. Бытует мнение, что процесс прохождения аттестации напрямую связан с курсами повышения квалификации, то есть поучился на курсах – и аттестацию прошел. Но это неправильное представление: аттестация никоим образом не связана с прохождением курсов повышения квалификации, которые нужны лишь для того, чтобы обновить знания, умения, получить какие-то новые компетенции, их окончание вовсе не значит, что прохождение курсов гарантирует учителю автоматическую аттестацию. Аттестация – вещь по большей мере статусная, которая к формальным курсам не привязана. Педколлективы имеют право представлять своего учителя на высокую категорию, точно так же учителя имеют право претендовать на высокую категорию и заявляться на аттестацию через портфолио, через экспертов.Что же новое ждет столичных учителей в системе повышения квалификации? Сейчас в пока еще действующем Законе РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование раз в пять лет. С 1 сентября 2013 года эта норма меняется. Не секрет, что 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон «Об образовании в РФ», в связи с этим произойдут некоторые изменения в повышении квалификации педагогов. Согласно статье 47 Закона «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование педагогических работников осуществляется не реже чем один раз в три года, то есть педагог может пройти повышение квалификации раз в три года, а работодатель предоставить такую возможность. Вместе с тем с 1 сентября 2013 года меняется и процедура повышения квалификации столичных педагогов. Традиционно в Москве педагогические коллективы и отдельные педагоги регистрировали свое желание и свой выбор курсов повышения квалификации на портале Московского института открытого образования. Для удобства и повышения эффективности выбора модулей курсов повышения квалификации педагогами и для регистрации и учета контингента системы повышения квалификации был создан портал «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы». Сегодня на портале зарегистрировано более 80 тысяч педагогов и представлено около 2 тысяч курсов и модулей. Как инструмент, портал сохраняет возможность регистрации на нем тех, кто хочет пройти повышение квалификации. В этом году в целом по городу услуги дополнительного профессионального образования будут предоставлены 65 тысячам педагогов столицы. Но теперь педагог вместе с педколлективом и директором школы выбирает курсы, на которые он пойдет. Еще одно новшество – в порядке финансирования. С сентября 2013 года деньги на повышение квалификации будут приходить не в учреждение, которое ведет курсы, а в образовательное учреждение – в школу. Этими деньгами школа будет оплачивать прохождение курсов повышения квалификации для своих учителей. Деньги придут в форме целевой субсидии и могут быть потрачены только на повышение квалификации. Объем средств сохраняется на уровне прошлого года. Субсидия существенно расширяет возможности школы на повышение квалификации. Школа сама выбирает эти курсы.Александр МУРАТОВ, заместитель начальника управления экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения:- С 1 сентября 2013 года Москва переходит на новую модель повышения квалификации педагогических работников, которая предполагает новый механизм финансирования. Если раньше все средства из бюджета Москвы получали учреждения, оказывающие услуги, в частности Московский институт открытого образования, то с 1 сентября 2013 года все финансовые средства на повышение квалификации педагогических работников будут предоставлять непосредственно школам. Предоставляться средства будут в форме субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением и выполнением государственного задания, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2011 года. Объем целевой субсидии, предоставляемой образовательному учреждению, будет определен исходя из количества учащихся в этом ОУ. То есть денежные средства, предназначенные для повышения квалификации педагога, обучающего ученика, будут следовать за этим учеником. Получив финансовые средства в виде целевой субсидии, образовательные учреждения будут самостоятельно выбирать курсы повышения квалификации для своих педагогических работников, выбирать организации, которые будут эти курсы предоставлять, заключать с этими организациями гражданско-правовые договоры и оплачивать эти договоры за счет целевой субсидии, предоставленной из бюджета Москвы. При этом в настоящее время согласно 94-ФЗ договор на сумму до 400 тысяч рублей раз в квартал образовательное учреждение может заключать без проведения конкурсных процедур, то есть без проведения торгов, с 1 января 2014 года согласно новому, вступающему в силу закону 44-ФЗ о контрактной системе, также договор до 400 тысяч рублей может быть заключен учреждением без проведения торгов, но при некоторых новых условиях. Например, при условии, что общая сумма всех договоров без проведения торгов у учреждения не должна быть больше 50 процентов от всего объема средств, предусмотренных на осуществление закупок, и в общей сумме не превышать 20 миллионов в год. Артем ВОРОНОВ, проректор Московского физико-технического института по учебной работе и довузовской подготовке:- Так или иначе все московские вузы идут в одном направлении, мы стараемся работать с ребятами, которые находятся на олимпиадном уровне, понимая, что, для того чтобы работа с ними была эффективной, необходимо обеспечить высокий уровень преподавания в школах, что нужны хорошо подготовленные учителя. МФТИ на протяжении более чем 15 лет ежегодно проводит курсы повышения квалификации учителей, работающих по программам основного и профильного обучения физике и математике. Эти курсы помогают педагогам в повышении их профессиональной квалификации, позволяя на новом, глубоком уровне изучать как основные темы школьных предметов физики и математики, так и дополнительные, олимпиадные разделы этих предметов. Мы считаем, что педагоги умеют подавать материал, но им надо рассказывать о нюансах в программах и новшествах в олимпиадных задачах. Основной акцент на курсах мы всегда делаем на решении задач. Мы стараемся «зажечь» педагогов, потому что, когда они собираются в коллективах единомышленников, им легче потом работать у себя в школах. Развитие информационных технологий стало основным фактором происходящих качественных преобразований во всех сферах жизни современного общества, в том числе и в системе образования. Благодаря технологическому прогрессу за последние годы стало возможным проводить дистанционные занятия в форме онлайн-трансляций с обратным голосовым чатом и охватывать территориально распределенную аудиторию. В прошлом году в рамках программы «Столичное образование» МФТИ провел курсы повышения квалификации для учителей математики Москвы в режиме онлайн в виде еженедельных занятий в вечернее время. Оказалось, что учителям эта форма очень удобна, им не нужно отрывать время от работы, можно учиться по вечерам. После окончания курсов 100 учителей, справившихся с контрольными работами, получили сертификаты установленного образца. В этом году Московский физико-технический институт с 1 октября по 30 ноября проводит курсы повышения квалификации для учителей математики и учителей физики «Углубленное изучение математики в 8-11-х классах в системе профильного, базового и дополнительного образования». Курсы проводятся в форме дистанционного онлайн-обучения в режиме реального времени. Занятия проводят преподаватели кафедры высшей математики МФТИ, имеющие опыт работы в образовательных учреждениях, члены методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, авторы учебников и методических пособий. Практически все преподаватели имеют личный многолетний опыт работы в математических и физико-математических школах, летних и зимних профильных лагерях для одаренных школьников. В рамках программы «Столичное образование» коллектив лаборатории с привлечением авторов учебно-методических материалов заочной физико-технической школы в режиме реального времени читает лекции по математике и физике для школьников 9-11-х классов. По два занятия будет проходить по вторникам и четвергам, слушатели смогут посещать их, не выходя из дома или из школы. Для этого необходимы компьютер с выходом в Интернет на скорости не менее 0,7 Мб, колонки или наушники с микрофоном, чтобы задавать вопросы лектору во время трансляции. Для участия в курсах необходима предварительная регистрация. Мы уверены, что курсы помогут педагогам в повышении их профессиональной квалификации, позволят на новом, глубоком уровне изучить как основные темы школьной математики, так и дополнительные олимпиадные разделы. За онлайн-обучением будущее. Так же, как и МИФИ, мы входим в сеть технологической поддержки образования, пытаемся развивать онлайн-обучение для школьников, но сейчас пришли к пониманию, что можем показать школьнику, как работает 3D-принтер, но при этом должен быть преподаватель, которого тоже надо научить тому, как работает этот принтер. Сейчас мы ставим перед собой задачу, чтобы в учебно-методические комплекты, которые мы делаем, входили и методические материалы, будем проводить консультации и курсы повышения квалификации для преподавателей по работе с этой современной техникой. В научной работе со школьниками мы делаем ставку на раннее вовлечение школьников в науку, но и основной акцент у нас на групповую и междисциплинарную работу, то есть пытаемся формировать коллективы школьников, чтобы там были хотя бы два-три человека, которые умели договариваться, ставим задачи так, чтобы они выходили за рамки одного предмета, например, чтобы была не чистая физика, химия или биология, а что-то смешанное. Игорь ЦВЕТКОВ, начальник управления организации учебной деятельности и обеспечения приема НИЯУ МИФИ: – В рамках сотрудничества с Департаментом образования и за счет выделения целевых субсидий наш университет проводит работу по трем направлениям. Первое направление – это обучение учителей методикам решения задач ЕГЭ по математике и физике повышенного уровня сложности (раздела С и олимпиадные). Как известно, задачи можно решать разными методами, например, математические задачи с параметрами можно решать аналитически и графически, всем этим методам мы и учим учителей. Курсы рассчитаны на 72 часа – 36 академических часов очно, для этого мы используем очные семинары, школы-тренинги, мастер-классы, на которые можно записаться на портале Сетевой школы МИФИ, и 36 часов дистанционных занятий, когда в режиме онлайн преподаватели университета читают лекции, разбирают задачи, отвечают на вопросы. При этом подключиться к работе дистанционного семинара может каждый. После окончания курсов выдаются удостоверения государственного образца о краткосрочном повышении квалификации. В прошлом году обучение на курсах у нас прошли 140 учителей московских школ. Второе направление работы с учителями – это обучение учителей руководству и ведению проектной деятельности школьников. Мы учим тому, как выбрать проекты, как использовать современное экспериментальное оборудование, как подготовить проект для участия в конкурсах. Опыт МИФИ в этой сфере большой, с 1998 года мы ежегодно проводим Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор». Вот уже десять лет мы проводим летнюю практику десятиклассников лицеев МИФИ и учеников наших подшефных школ в научных лабораториях университета, затем они продолжают в 11-м классе свои исследования, приходя в лаборатории в неурочное время. Учителей этих школьников мы приглашаем на проектные семинары. В прошлом учебном году более 200 учителей получили свидетельства об участии в 5 таких семинарах. Третье направление – обучение учителей высоким технологиям. Благодаря проекту Департамента образования по созданию центров коллективного пользования вузов были созданы Ресурсный центр на базе лицея №1511 и Центр технологической поддержки образования (ЦТПО). В Ресурсном центре – высокая наука, там установлено новейшее научное оборудование, сканирующие микроскопы. В ЦТПО – новейшее технологическое оборудование: 3D-сканеры, 3D-принтеры, станки лазерной резки и гравировки, это в миниатюре опыт создания научного предприятия, когда, начиная с проекта, потом можно в этом же месте реализовать этот проект и получить уже продукцию от сложных микросхем для мобильных телефонов до различных по дизайну футляров для тех же самых мобильных телефонов. Благодаря Росатому мы реализуем проект атомных классов, которые оснащены специальным оборудованием, и уже этой осенью мы при поддержке концерна «Росэнергоатом» запускаем уникальный эксперимент по распределенному мониторингу экологии городов, где расположены предприятия атомной отрасли. В режиме онлайн будет обновляться карта этих городов, а данные для этой карты будут поступать из школьных лабораторий. Как пользоваться этим оборудованием, мы должны сначала научить учителей, а уж они научат и школьников. У нас есть еще и совершенно новый проект, который стартует 1 сентября, – это сетевая школа НИЯУ МИФИ, в которую входят ведущие профильные школы всех федеральных округов России. Мы обратились в министерства образования регионов с просьбой рекомендовать нам лучшие школы, 32 округа откликнулись, рекомендованные школы в свою очередь рекомендовали нам лучших учителей и школьников. Эти учителя и школьники объединяются в так называемые сетевые классы и сетевые кафедры, сетевые лаборатории. На мой взгляд, это совершенно новая форма образовательного пространства России, новая форма будущего образования, когда мы сможем объединить ресурсы многих людей. К каждому школьнику этой сетевой школы прикрепляется наставник из преподавательского состава университета, который будет помогать ученику в учебе и проектной деятельности. Для учителей мы будем проводить дистанционные семинары. Мы приглашаем школы Москвы принять участие в этом проекте, он абсолютно бесплатный для школ, но мы производим отбор, который ведет сетевой методический совет, его возглавляет член Общественной палаты, выпускница МИФИ, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина. Мы принимаем заявки, рассматриваем их, подключаем школы и даже отдельных учителей к этому проекту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте