search
main
0

Педагогические команды

От одинокой звезды к созвездию единомышленников

Представьте себе, что каждый учитель – это звезда. Даже если он только-только окончил педагогический колледж или университет. Ведь если человек выбрал эту профессию и поступил в соответствующее педагогическое заведение, то он готов светить и отдавать свое тепло другим – детям, родителям, окружающим. И вот эта восходящая звездочка попадает в мир школы. Молодой учитель полон желания работать, применять на практике те знания и умения, которые приобрел в университете. Получится ли у него стать мастером, если не с кем будет поделиться своими идеями, не у кого будет спросить совета, как теорию применить на практике? Получится ли у опытного учителя не останавливаться на достигнутом, продолжать развиваться и расти в профессии, если он будет работать изолированно от других учителей коллектива?

Секрет педагогических команд заключается в том, что звезда каждого учителя не существует сама по себе, а обитает в мире, полном других талантливых звезд, – в созвездии профессионалов. Именно здесь учитель сталкивается с мощной силой, которая изменяет его самого.

Когда учителя объединяются в команду, происходит удивительное. Их индивидуальные навыки и таланты не просто суммируются, они накапливаются в каждом учителе и затем творчески преломляются, превращаясь в нечто особенное и уникальное. Когда в 2006 году я пришла работать в школу №1210, там уже действовала не просто слаженная, а поистине великая команда учителей начальной школы: завуч Надежда Борисовна Малюгина – удивительная женщина, прекрасный аналитик, которая смотрела вперед на многие годы и предвосхитила многие вещи в системе современного московского образования; Татьяна Николаевна Карасева – заслуженный учитель России, великолепный методист и мой наставник в профессии; и целая плеяда звездных учителей – Ольга Николаевна Доктор, Елена Михайловна Нагорных, Елена Николаевна Николайчук, Наталья Николаевна Прохорова, Любовь Александровна Куксова, Лариса Николаевна Балашова, Татьяна Павловна Карслян, Елена Григорьевна Слобожанко, Рената Николаевна Солодовникова. На всю жизнь запомнила наставления Надежды Борисовны:

– Леночка, ходи почаще на уроки ко всем учителям. Они профессионалы. Возьми у них все лучшее и сделай уникальное свое.

И вот уже я, став куратором начальной школы, говорю эту фразу нашим молодым учителям, которые становятся новыми звездочками в созвездии учителей начальной школы №1210. Жизнь берет свое. Учителя той началки, в которую я пришла 17 лет назад, постепенно уходят из школы на заслуженный отдых, заканчивая многолетнюю плодотворную деятельность в ней и навсегда вписав яркие страницы в ее историю. Уходят из школы, но… не из команды 1210‑й! Мы по-прежнему вместе, по-прежнему общаемся, обращаемся друг к другу за советом.

Команда учителей начальной школы за 17 лет внушительно увеличилась. 10 классов к сегодняшнему дню превратились в 36 классов, расположенных в 3 учебных корпусах. 36 классных лидеров – замечательных учителей, а также 6 воспитателей группы продленного дня стараются бережно сохранять традиции командной работы. Выходя на конкурс профессионального мастерства, учитель твердо знает, что он представляет лицо образовательной организации, поэтому он не один – за ним целая команда, которая поддержит, поможет добрым советом. Предстоит организовать конференцию, семинар или мастер-класс для педагогического сообщества? Все дружно засучили рукава и работают вместе. Нужно подготовить материалы для публикации в сборнике методических разработок? Опять вся команда началки в сборе. Приближается праздник или важное событие? Собираются учителя параллели, вместе пишут сценарий, распределяют внутри рабочей команды зоны ответственности. Никто не остается в стороне.

Одно из преимуществ работы в команде – это обратная связь, которая помогает учителям рефлексировать, анализировать свою деятельность и при необходимости корректировать ее. Обратная связь в педагогической команде – это не просто «ты хорошо сделал» или «попробуй сделать лучше». Это постоянный процесс взаимодействия, в ходе которого учителя становятся зеркалом друг для друга, отражая как сильные, так и слабые стороны каждого, это взаимовыручка, готовность помочь восполнить дефициты и поделиться тем, что хорошо получается.

Эффективная педагогическая команда всегда имеет общую цель, которая объединяет всех участников и превращает их в единомышленников. Этой целью может быть и повышение качества образования, и поиск новых методов и приемов преподавания, и обеспечение возможности реализации талантов каждого ребенка, и создание безопасной образовательной среды.

Каждый учитель в команде, обладая определенными навыками и знаниями, вносит свой значимый вклад в общее дело. Поэтому здесь огромную роль играет максимально открытая коммуникация. Прозрачный и честный диалог всех участников педагогической команды является ключом к эффективному сотрудничеству. Учителя должны быть готовыми к обмену не только идеями, но и критикой.

Сотрудничество осуществляется в разных направлениях деятельности. Это и совместное создание сценариев учебных занятий: в обсуждении и спорах рождаются самые эффективные уроки. Это и профессиональное развитие: командная организация семинаров, тренингов и мастер-классов повышает квалификацию учителей и обогащает их методику преподавания. Одно из приоритетных и значимых направлений сотрудничества в команде – это наставничество: опытные учителя выступают в роли наставников для молодых специалистов, передавая им свои навыки и знания. Система наставничества в нашей школе активно развивается, деятельность педагогов-наставников поощряется и имеет большую ценность в глазах всего педагогического коллектива. Ведь работа наставников – это обеспечение сохранения традиций школы, непрерывной связи поколений. В этом направлении очень активно работает учитель начальных классов Татьяна Николаевна Карасева. Вся ее профессиональная деятельность как учителя начальных классов связана со школой №1210. Вот уже 48 лет Татьяна Николаевна воспитывает подрастающее поколение, передает свой опыт и знания. В 2021-2022 учебном году она стала финалистом конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022. В 2023 году Татьяна Николаевна награждена федеральной наградой – нагрудным знаком «Почетный наставник».

Вот что говорит о себе сама Татьяна Николаевна:

– В начале моего профессионального пути мне встретились мудрые учителя-наставники, благодаря которым я счастлива в своей профессии вот уже 48‑й год… И все эти годы прошли именно в нашей школе, сначала №34, а теперь №1210. Как важно, чтобы на твоем жизненном и профессиональном пути встретились такие люди! Они сумели передать мне свою любовь к профессии, к детям, к окружающим людям. В своей деятельности я стремлюсь передать ученикам и новым поколениям учителей дух творчества, сотрудничества, постоянного поиска, взаимовыручки, который царит в нашей школе. А система московского образования дает мне возможность развиваться, идти в ногу со временем, узнавать новые подходы и технологии в образовании, приносит удовлетворение от осознания того, что накопленный опыт не пропадает зря, а помогает обучать и воспитывать поколение современных детей в условиях новых вызовов и передавать свое мастерство молодым коллегам, которые преломляют и обогащают его.

Сотрудничество в педагогических командах – это сплошные преимущества! Ведь давно известно, что один в поле не воин. Во-первых, работа в команде позволяет равномерно распределить нагрузку и эффективнее решать сложные задачи. Во-вторых, происходит непрерывный обмен опытом: каждый учитель приносит в команду свои уникальные методические находки, что позволяет улучшить качество образования. В-третьих, это стимул для роста мотивации: чувство принадлежности к команде повышает уровень ответственности и желание достичь лучших результатов. В-четвертых, это более широкие возможности для профессионального и личностного роста каждого учителя. Безусловно, плодотворное сотрудничество единомышленников влияет на общую атмосферу в школе.

Желаю всем учителям – и молодым, начинающим свой профессиональный путь, и умудренным опытом – найти свое созвездие и светить в нем долго и ярко на радость детям!

Елена ШВЕДЧЕНКО, куратор уровня начального общего образования школы №1210

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте