Сегодня московская система дополнительного образования находится в стадии модернизации, поэтому все большее значение приобретает компетентность управленческих и педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей.
Введение ФГОС начального и среднего общего образования, новой системы оплаты труда, новых правил аттестации педагогических и управленческих кадров потребовали от педагогов и администрации образовательных учреждений дополнительного образования таких управленческих, научно-методических, информационных компетенций, которые ранее им не были необходимы. Но модернизацию столичной системы учреждений дополнительного образования детей не смогут осуществить педагогические кадры, морально и профессионально неподготовленные к реформам.Для выявления ценностных ориентаций столичных работников учреждений дополнительного образования детей, их мотивации на работу, развитие творческого и педагогического потенциала, в марте – июне 2013 года МИРО провел исследование, на основе которого был составлен социальный портрет педагогических кадров УДОД Москвы.Результаты были такими:- уровень заработной платы удовлетворяет 76% респондентов;- возможность реализовать себя в профессиональной деятельности важна для 67% педагогов;- ощутили себя представителями престижной профессии, смогли реализоваться в карьерном плане 58% педагогов учреждений дополнительного образования детей Москвы;- 54% респондентов стали более ценить социальные блага, предоставленные педагогическим кадрам всех учреждений дополнительного образования детей страны (длительный отпуск в летний период, льготные путевки для отдыха и лечения).Очень важны для педагогов комфортные условия труда, созданные администрацией конкретного учреждения для работы и отдыха. Большинство респондентов-педагогов (91%) с удовольствием идут на работу (среди администраторов – 64%), 85% педагогических кадров ощущают полезность своего труда (среди администраторов – 42%), 80% педагогов и 51% управленцев гордятся своей работой, 76% педагогов и 46% руководителей учреждений дополнительного образования детей города Москвы смотрят на будущее с оптимизмом.83% педагогов администрация учреждений дополнительного образования детей Москвы дала возможность повышать свою квалификацию, реализовать свой творческий потенциал. 83% респондентов довольны своими отношениями с коллегами и обучающимися. 71% педагогов работают в благоприятном психологическом климате, 69% довольны графиком работы, 65% – отношениями с администрацией, 52% педагогов имеют возможность совмещать работу с обучением на курсах повышения квалификации, в аспирантуре, вузе.Мотивация развития педагогического потенциала во многом зависит от психологического климата и материально-технических условий, созданных администрацией. Информационно-образовательное пространство (локальная сеть, Интернет, мультимедийное техническое и методическое обеспечение) организовано в 80% учреждений дополнительного образования детей Москвы. 44% педагогов применяют инновационные педагогические технологии обучения; 28% педагогов работают по авторским программам, 61% педагогов имеют возможность и с удовольствием сотрудничают с социальными партнерами; 56% сотрудников учреждений дополнительного образования Москвы считают себя педагогами-новаторами.Педагоги учреждений дополнительного образования детей города Москвы постоянно совершенствуют свою квалификацию. Причинами обучения на курсах 42% педагогов назвали недостаток компетенций, 31% – направление администрации, 25% – предстоящую аттестацию на педагогическую категорию и отсутствие навыков инновационной деятельности.Педагоги современных московских учреждений дополнительного образования детей города Москвы (по мнению опрошенных): занимаются самообразованием (94%), доброжелательны (94%), хорошо знают свой предмет (87%) и умеют его донести до обучающихся (владеют психологическими и педагогическими техниками и приемами (68%), умеют управлять ученическим коллективом (56%), имеют широкий кругозор (49%), общительны (43%), современны (37%), умны (34%), оптимистичны (23%), любопытны (8%).В настоящее время современными педагогами учреждений дополнительного образования детей Москвы наиболее востребованы такие компетенции: психолого-педагогические – 47%; научно-исследовательской деятельности – 29%; отраслевые знания – 28%; проектирования образовательного процесса – 26%; работы на современном оборудовании – 15%; не испытывали недостатка компетенций – 19%.Очевидно, что сейчас наиболее актуальным становится просвещение педагогов в сфере психолого-педагогических компетенций и научно-исследовательской деятельности. Наиболее востребовано повышение квалификации в форме педагогической переподготовки (31%), стажировки в передовом учреждении дополнительного образования детей Москвы (21%). Повышать свою компетентность кадры учреждений дополнительного образования детей города Москвы хотят в форме индивидуальных консультаций (41%), самообразования (33%), традиционно (31%), в игровой форме и в процессе разработки педагогического проекта (по 14%), дистанционно (13%).Тематика программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в Москве для кадров учреждений дополнительного образования, удовлетворяет 53% респондентов, улучшение качества педагогической деятельности после окончания ими курсов повышения квалификации отмечают только 44% администраторов УДОД. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: Необходима оптимизация дополнительного профессионального образования Москвы для повышения квалификации педагогов дополнительного образования (ликвидация дублирующих учебных программ, привлечение лучших узкопрофильных специалистов, единая сеть дополнительного профессионального образования Москвы на модульной основе). Учреждениям дополнительного профессионального образования Москвы необходимо разрабатывать и внедрять новые формы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров учреждений дополнительного образования детей Москвы: дистанционное и электронное обучение, онлайн-обучение, стажировки.Софья МАРКУЦКАЯ, старший научный сотрудник лаборатории дополнительного образования и социокультурной интеграции МИРО
Комментарии