search
main
0

Педагогические идем прокладывают новые пути в практике и науке

​Способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Вся важность заключается в правильной системе образования, с помощью которой и будет предопределена эффективность современного образования. По-моему, государство должно уделить внимание основным аспектам, на которых строится «базис» системы образования, – это и финансирование, культурные и социальные значимости, творческие и информационные потенциалы. Современная социальная роль образования, я думаю, заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать, а также, если потребуется, в дальнейшем и предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность, поэтому в настоящее время, да и, впрочем, в последующем, именно на образование, на усовершенствование нужно делать главный упор, ориентируясь параллельно на европейский уровень. Ведь именно в ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «человеческий образ».С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Опираясь на свои наблюдения, я могу смело утверждать, что российское образование оценивается очень высоко и считается одним из лучших в мире. В пользу этого говорят блистательные результаты российских школьников на международных олимпиадах, а также высокий уровень подготовки российских сотрудников, работающих в зарубежных университетах или фирмах.Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Меня привлекает тот факт, что государство занимается открытием школ-интернатов искусств, агрошкол-интернатов, школ народных ремесел, то есть расширяется сфера интересов молодых специалистов. Меня привлекает новая форма обучения – с помощью компьютера, отличного помощника для организации индивидуального обучения, например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад. Сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как необходимые ему именно сейчас, ведь всем нам свойственно откладывать на потом решение многих проблем. Но такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка, позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое дистанционное обучение, когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а тем, кто в данный момент подключен к их узлу Сети. Это реальность сегодняшнего дня, вместе с этими новшествами полным ходом набирает обороты и «пилотное образование».Но самую главную роль в образовании играет именно учитель! Как же приятно вернуться в родную школу уже в качестве не ученика, а учителя, который, на мой взгляд, должен быть, во-первых, человеком эрудированным и образованным, знающим свой предмет. Во-вторых, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми, требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен. В-третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практической деятельности. В-четвертых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики учителя, причем каждый день, каждую минуту, соответствовать этому званию далеко не просто, но необходимо всю жизнь. В-пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ.Я считаю, что ведущее место в работе учителя должны занимать открытые семинары и форумы для школьников и студентов, где они могли бы получить важную информацию, а также выступить на открытом собрании (уроке), все это поможет расширить рамки деятельности школьного научного общества. «Школа будущего» – на мой взгляд, это школа, в которой должно быть комфортно всем, в которой развиваются творческие способности каждого ребенка, в которой здоровье – главная ценность. Это школа с развитой инфраструктурой – современное здание, современные компьютеры, Интернет и библиотека, оснащенный всем необходимым спортивный зал, здоровое питание и комфортная столовая. Инфраструктура очень важна, поскольку она способствует внедрению новых образовательных технологий. Например, для применения методов кооперативного обучения, для работы в малых группах нужна мобильная обстановка в классе, традиционные парты будут только мешать; должна быть возможность использования мультимедийных средств, так как именно зрительная память развита у детей больше. В последние несколько лет требования к школе, к системе образования в целом радикально обновились, мы должны их учитывать, говоря о современной школе. Изменения фундаментальны, поскольку затрагивают правовой статус школы, подходы к образованию и воспитательной работе, систему оплаты труда учителей. Еще один наиболее важный критерий выбора школы – возможность изучения языков. Без знания языка невозможно себе представить сегодня успешного человека. Сейчас рассматривается вопрос об изучении нескольких иностранных языков в школе, это действительно будет эффективная программа, потому что иностранные языки и информационные компьютерные технологии сегодня занимают лидирующие места в современном мире.Если говорить о системе образования в целом, то, на мой взгляд, главной проблемой будет сохранение разумного баланса между традициями и инновациями. Все прогрессивные решения должны внедряться поступательно и развиваться постепенно, потому что различные новшества имеют все-таки и некоторые недочеты, которые впоследствии должны быть устранены. Это, безусловно, касается и перехода к новой системе финансирования бюджетных учреждений, и проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Новые федеральные стандарты нацелены на обеспечение преемственности программ всех уровней образования, что позволит нам преодолеть традиционный разрыв в методах и подходах на каждой ступени образования. Разрыв между школой и вузом, к примеру, для студента-первокурсника всегда был остро ощутим: новые требования, новая система оценки знаний, контроль знаний, срезы и контрольные точки, которые еще вспоминаются лично мне и ассоциируются со словами «прожить от сессии до сессии…». Есть острая необходимость в развитии и электронного образования, в нашей стране его еще называют дистанционным. Сегодня информация обновляется с огромной скоростью, и, как говорят эксперты, половина из того, что студент узнает на первом курсе, устаревает к третьему. Это значит, что мы, как героиня Льюиса Кэрролла, должны «изо всех сил бежать, чтобы оставаться на месте, а чтобы хоть немного сдвинуться, должны бежать в два раза быстрее». Поэтому современное образование должно строиться на принципах обучения на протяжении всей жизни, самостоятельного обучения, постоянного повышения квалификации. Это возможно с помощью электронного обучения, которое, кстати, стало выходом и для людей с ограниченными возможностями здоровья, также имеющими право на качественное образование.Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Это, конечно, далеко не все меры, которые нам необходимо предпринять для повышения качества образовательной системы в нашей стране. Учитель должен быть сориентирован на совершенствование методики преподавания своей дисциплины, должен знать о последних достижениях в своей области знания, заниматься наукой, вовлекать в научные исследования своих учеников, студентов. Государство в свою очередь должно создавать условия, стимулировать эту по-настоящему высокоэффективную деятельность. Школы идут в ногу со временем и реагируют на образовательные запросы учеников и их родителей.Елена ПОНОМАРЕВА, преподаватель английского языка «Школы здоровья» №523

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте