search
main
0

Педагогические идеалы декабристов

14 декабря 2025 года исполнится 200 лет восстанию декабристов на Сенатской площади – одному из самых известных и ярчайших событий политической жизни России. О его грандиозности красноречиво свидетельствуют Монбланы научных публикаций и диссертаций, главы всех учебников по отечественной истории, сотни произведений художественной литературы и кинофильмы от «Звезды пленительного счастья» – до «Союза спасения». 

Эскиз, 1920 год. «Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», Рудольф Френц (1888). Фото: Виртуальный Русский музей

За прошедшие два столетия движению декабристов и восстанию на Сенатской площади давались различные политические и исторические оценки, во многом взаимоисключающие: от «скопища цареубийц, сформированных в глубинах масонских лож» – до «благороднейших идеалистов, пожертвовавших собой ради будущего процветания России».

                                    Сыны эпохи Просвещения

На становление мировоззрения декабристов определяющее влияние оказали Отечественная война 1812-1814 годов, семейное воспитание, обучение в элитных учебных заведениях, философские идеи европейского и русского Просвещения и повседневная русская действительность. Важной предпосылкой послужило знание молодыми дворянами действительного положения народа, российской жизни, близость декабристов к ее реалиям.

Поскольку мировоззрение — это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов, убеждений, определявших направление деятельности, то эти идеи выступили важным фактором формирования педагогических идей декабризма, как направления отечественной педагогической мысли, и стали основой их просветительской деятельности.

Декабристы признавали творческую природу человека как Богоданную ценность благодаря которой человек способен преобразовывать собственное пространство. Источник просвещения они видели в стремлении человека к свободомыслию, саморазвитию, нравственному совершенству. Как сторонники естественных прав человека и общественного договора декабристы считали, что люди от природы равны и свободны, поэтому источником власти является народ («народность»).

Педагогические идеи декабристов сформировались в процессе преодоления противоречий между образовательной теорией и практикой в социальных условиях консервативного общества, в котором прогрессивные идеи всегда с трудом пробивали себе дорогу. В разработке педагогических идей декабристы опирались на западноевропейских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Мабли, Сен-Симона, Фурье, Руссо, Песталоцци, Дистервега, а также русских деятелей просвещения – Новикова, Пнина, Радищева.

К основополагающим педагогическим идеалам мировоззрения декабристов относились: беззаветное служение Отечеству, жертвенности во имя интересов Отчизны; преемственности культуры, сохранения национального характера, национальных традиций в воспитании юношества; исправления нравов, искоренения предрассудков, всеобщего благоденствия, как результата просвещения и сознательной деятельности людей; взаимосвязи процветания государства, благополучия народа, доброты нравов в обществе с нравственным воспитанием.

«Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», конец XIX века, Рудольф Френц. Фотография сделана в начале XX века. Фото: сайт «Государственный Эрмитаж»

«Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы»

Подчеркнем, что истоки мировоззрения будущих декабристов коренились в семье, где будущие декабристы обрели основы нравственности и усвоили дворянские добродетели – понятие о воинской храбрости, определенном кодексе чести, собственном достоинстве. В семье они прониклись духом просветительства, впервые познакомились с идеями прогрессивных мыслителей России, Запада и Востока. Этому способствовало и то, что семьи многих декабристов тесно общались с целым рядом видных русских просветителей: Н.И. Новиковым, И.П. Пниным и другими.

Особое значение для становления мировоззрения имел личный пример родителей. Отец пятерых братьев–декабристов Александр Феодосьевич Бестужев был видным просветителем, автором трактата «О воспитании военном, относительно благородного юношества», прогрессивным деятелем русской культуры: правителем канцелярии Академии художеств, издателем «Санкт-Петербургского журнала».

Показательной была семья Муравьёвых-Апостолов, давшая двух декабристов. Братья Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы росли в атмосфере патриотизма, уважения к знаниям, увлечения их отцом римскими гражданскими добродетелями, идеями французского Просвещения и вместе с семьёй были в центре политической жизни России. В 1814 году И.М. Муравьёв-Апостол писал: «Я родился с пламенною любовию к отечеству; воспитание еще возвысило во мне благородное чувство, единое достойное быть страстию души сильной. Я не буду бесполезным отечеству: выращу детей, достойных быть русскими, достойных умереть за Россию. — Благодарю Всевышнего!

Благотворными были семейная обстановка и домашнее воспитание у автора проекта Конституции Северного общества Никиты Муравьёва. Его отец – сановник, попечитель Московского университета, педагог, историк, поэт и писатель был среди воспитателей великих князей во времена Екатерины II.  Никита Муравьёв получил широкое домашнее образование, отец сам преподавал ему древнюю историю, излагая при этом теорию происхождения государства, как общественного договора. В Никите сызмальства воспитывались уважение к религии, культ добродетели и чувство патриотизма, которое побудило его в 15 лет на побег из дома в действующую армию летом 1812 года.

Конечно, такие просвещенные отцы оказали определяющее влияние на формирование личности будущих декабристов, стали основой для их последующей просветительской деятельности.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Игорь Костолевский сыграл декабриста Ивана Александровича Анненкова. Фото: kinopoisk.ru

                                             «В садах Лицея»

Безусловно, большое значение для формирования личности будущих декабристов имело образование, полученное ими в привилегированных учебных заведениях России: Царскосельском Лицее, кадетских корпусах, морском корпусе, Московском университете, училище колонновожатых, которые окончили более половины декабристов.

Сказалась особая духовно – нравственная атмосфера этих учебных заведений, где царил дух свободолюбия и вольномыслия, увлечения французской философией эпохи Просвещения, историей, культурой, пропагандируемых профессорами с прогрессивными и смелыми для своего времени взглядами (К.И. Арсеньев, Г.В. Гераков А.П. Куницын, Н.Н. Муравьёв).

В этих элитных учреждениях осуществлялось изучение политических, философских наук, русской словесности и русской истории на примерах героического прошлого россиян. О характере преподавания в Московском университете свидетельствуют постулаты из руководства по естественному праву профессора Л.А. Цветаева: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы», «Когда власть монарха не подвергается никаким ограничениям, сие называется деспотизмом», «Права суть неотчуждаемы, никто не может лишить другого прав, даже с согласия его».

В такой атмосфере происходило становление будущих декабристов как великолепно образованных и свободомыслящих людей, что сыграло важную роль в выработке их взглядов на миссию образования народа и воплотилось в соответствующей просветительской и педагогической деятельности.

Портрет К.Ф. Рылеева. Начало XX века. Фото: Федеральное архивное агентство (Росархива), ВКонтакте

Союз Благоденствия

Можно выделить два периода наиболее плодотворного обращения декабристов к образовательной деятельности: до восстания на Сенатской площади, преимущественно в 1818-1823-е годы и сибирский, когда декабристы стали постепенно выходить с каторги на поселения – 1839-1859-е годы.

Первоначальная педагогическая деятельность декабристов была связана с созданием в январе 1818 года в Москве Союза Благоденствия. В его Уставе под названием «Зеленая книга» была разработана специальная отрасль «образование», которая включала: распространение нравственности и просвещения; сбор информации и общественный контроль за учебными заведениями; организацию школ; сочинение и перевод педагогических произведений; участие в деятельности различных научных обществ.

В уставе указывалось, что «Союз, обращая умы к полезным занятиям, особенно к познанию отечества, старается водворить истинное просвещение».

В деятельности «Союза Благоденствия» основными направлениями выступали: человеколюбие, образование, правосудие и общественное хозяйство, причем распространение знаний и просвещения, истинной нравственности предполагалось проводить «во всех сословиях народа», а воспитание юношества считалось исключительно важной задачей.

Союз Благоденствия утверждал вольные легальные филиалы, привлекая к проблемам просвещения людей, принадлежавших к различным общественным слоям. Задачи «общеобразовательной подготовки и воспитания народа» определяли содержание и круг занятий его членов.

В рамках просветительской деятельности декабристы осуществляли наставничество за учреждениями культуры и непосредственно занимались организацией музеев, театров, библиотек и проведением публичных лекции для народа.

Устав Союза Благоденствия требовал от своих членов, чтобы они «заводили школы в имениях, занимаясь просвещением крестьян, а также поступали на учительские места в губернских и уездных городах, возвышая, таким образом, это звание независимостью своего положения, придавая ему общественный вес и значение. Будущие декабристы занимались просветительской деятельностью в своих имениях. Так, И.Д. Якушкин учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так как просвещение, по его мнению, «помимо улучшения материального благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развитию способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым к подрыву устоев крепостничества».

Кадр из фильма «Союз спасения», 2019 год. Антон Шагин сыграл подпоручика в отставке Кондратия Рылеева. Фото: kinopoisk.ru

                               Педагогическая идеология декабризма

Действенным источником формирования педагогических воззрений декабристов выступала их просветительская и общественно-педагогическая практика, ориентированная на создание повой школы, свободной от сословности, неравенства в получении образования.  Члены Союза были убеждены, что «Мы, русские, нуждаемся более чем всякая страна в учреждениях, которые распространяют просвещение». По выражению одного из будущих декабристов: «смотря на отличные качества, которыми Бог одарил русский народ, единственный на свете по славе и могуществу, мягкосердечию, я скорбел душой, что все это задавлено, вянет и, быть может, скоро падет, не принесши никакого плода в мире».

Именно с этим было связано столь свойственное декабристам понимание образования как единства неразрывно связанных между собой обучения и воспитания, направленных на становление духовно и нравственно сильной, всесторонне развитой личности, ориентированной как на гармонию с природной средой, так и на проявление активной социальной позиции в борьбе за преобразование общества на началах свободы и равенства между людьми. Это доказывает, что имело место не механическое заимствование декабристами взглядов просветителей на образование, а их творческое, осмысленное восприятие и переработка.

Общедидактические принципы, выдвигаемые декабристами, определялись их уверенностью в том, что «самостоятельная индивидуальная переработка жизненных впечатлений есть основа действенного познания мира».

Методы образования ориентировались на формирование познавательного интереса учащихся, их мыслительных способностей, на выработку у них чувства собственного достоинства и уважения к другим людям, умения отстаивать свою социальную позицию.

Эти идеи составляли основное содержание педагогических воззрений декабристов, определявших их практическую деятельность в сфере образования.

Сергей Иванович Муравьёв-Апостол. Фото: Федеральное архивное агентство (Росархива), ВКонтакте

                               Школы взаимного обучения

Образовательная ситуация в России, состояние школьного дела требовали новых идей и подходов к вопросам образования, современных технологий их реализации. Все это также оказало влияние на становление декабризма как социально-педагогического явления.

Пройдя победным маршем по просвещенной Европе, многие русские офицеры невольно сравнивали состояние дел в политике, науке, образовании европейских стран и России. Сравнение это было зачастую не в пользу своей Родины. Будучи патриотами Отечества, они стремились перенимать все лучшее и найти пути его реального воплощения.

Самой яркой педагогической акцией будущих декабристов стала деятельность «Вольного общества учреждения училищ взаимного обучения». Его Устав одобрил 14 января 1819 года император Александр I. Это общество было легальным филиалом «Союза Благоденствия».

Наиболее значимой в рассматриваемый период являлась используемая будущими декабристами для просвещения народа система взаимного обучения, ее называли «Ланкастерской методой». Создателями этой системы являлись отец Жирар, его называли «фрайбургский Сократ», шотландец Эндрю Белль, пользовавшийся покровительством английской королевы и квакер Джозеф Ланкастер. Эта система была направлена на быстрое массовое начальное образование, через репродуктивное взаимообучение, и конечно никак не противостояла ни светской власти, ни православным религиозным основам.

Фотография Н.И. Тургенева. 1860-е годы, репродукция. Фото: Федеральное архивное агентство (Росархива), ВКонтакте

Будущий декабрист Н.И. Тургенев писал в 1818 году, что систему взаимного обучения он почитает «средством просвещения и свободы людей, в особенности у нас, где и то, и другое так нужно». А Ф.П. Толстой видел цель подобных школ России в том, чтобы «служить Отечеству не одними руками, но и умственными и нравственными способностями. Наша главнейшая цель состояла в том, чтобы стараться о быстрейшем распространении грамотности в простом народе: отечеству нужны учащиеся-грамотеи, а не здания, в которых они учатся».

Вольное общество развернуло свою деятельность гораздо шире, чем было предусмотрено официально утвержденным уставом. Оно занималось полным контролем филиалов, которые возникали во многих города России, а также издавали книги для широких слоев населения.

Школы Общества занимались пропагандой вольнолюбия и человеколюбия, в них был увеличен объем преподаваемых знаний, подчеркивались воспитательные задачи обучения, усилена роль педагога.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитывающего обучения, опираясь при этом на сознательность учащихся и активность их мышления.

Учебный материал излагался на уровне достижений науки своего времени. В их педагогической деятельности реализовывались принципы прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

Комитет Вольного общества при поддержке других членов Союза Благоденствия развернул широкую деятельность по устройству школ взаимного обучения, видя в них средство преобразования России на новых началах.

В 1819 году была открыта Санкт-Петербургская школа взаимного обучения, в которой изучались письмо, чтение, счет, Закон Божий, история, география, ботаника, анатомия, различные ремесла, пение и иностранные языки. Затем было открыто 4 бесплатных училища в Петербурге и Гатчине, центральная школа для солдат гвардейского корпуса, школы в Преображенском, Московском, Кавалергардском, Егорьевском полках. Всего подобные школы возникли в 15 городах, в каждой них занималось до 300 учащихся.

Члены Общества вовлекали в свою деятельность крупных государственных деятелей России, в том числе и некоторых военных губернаторов, которые собирали средства в пользу Общества, открывали школы в своих губерниях, снабжая их таблицами, пособиями, изданными в Петербурге, и присылали учителей в Петербургскую школу для ознакомления с методом преподавания.

По инициативе прогрессивно настроенных офицеров для кантонистов военно-сиротских отделений широко вводились школы взаимного обучения. В 1819 году действовали школы в 61 воинской части, в них обучалось более 87 тысяч человек. Содержались школы на общественные средства. По свидетельству современников, офицеры не довольствовались простым механическим обучением солдат грамоте. Они занимались политическим просвещением и нравственным воспитанием чувства собственного достоинства.

Подчеркнем, что декабристы существенно переработали методику взаимного обучения, сохранив процесс обучения и демократический характер школы. В школах постоянно применялось наглядное обучение, поскольку оно, как считал И. Д. Якушкин, «укрепляло память, а также стимулировало самостоятельную умственную деятельность учащегося». Лучшие ученики под присмотром учителя обучали слабых, что позволяло обучать как можно больше детей.

Кадр из фильма «Союз спасения», 2019 год. Леонид Бичевин сыграл подполковника Сергея Муравьёва-Апостола. Фото: kinopoisk.ru

                               «Свобода», «воля», «мятеж».

В своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали «воспитывать дух свободомыслия», отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству.

Обществом осуществлялась разработка организационно-методических вопросов, составлялись и печатались руководства и таблицы, которые бесплатно рассылались затем по школам, проводился сбор средств на организацию учебных заведений. Н. И. Гречем совместно с Ф. Н. Глинкой и М. Ф. Орловым было написано «Руководство ко взаимному обучению». А в 1820 году под общей редакцией Н. И. Греча выходит дидактическое пособие «Таблицы для взаимного обучения». В учебных таблицах, использовавшихся при обучении грамоте первыми словами, были «свобода», «воля», «мятеж».

После восстания Семеновского полка в 1820 году все таблицы были изъяты, а «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» закрыто. Последовало ограничение на применение метода взаимного обучения.

В целом, школы взаимного обучения, созданные декабристами, были прогрессивными образовательными учреждениями, открытой педагогической системой не только для использования новых программ и дидактических средств, но и для всех тех, кто заинтересован в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Письмо И. Рушковского статс-секретарю Г.И. Вилламову от 17 июня 1826 года о наказании государственных преступников 14 декабря 1825 года. Фото: Федеральное архивное агентство (Росархива), ВКонтакте

                                      Педагогика пленительного счастья

Детально разработанной системы в вопросах организации просвещения (как это было, в отношении политических и социальных проблем), у декабристов не было. Однако, при изучении показаний декабристов и документов Северного и Южного обществ, можно выделить совокупность идей, которые должны были стать основой этой системы. Наиболее чётко идеи декабристов по вопросам образования были прописаны в «Русской Правде», основном программном документе «Южного общества, принятом в 1823 году.

Образование в деятельности декабристов имело большое социальное значение. Оно выступало как важная движущая сила общекультурного процесса. Содействуя выработке знаний, умений, навыков, нравственных качеств и мировоззрения людей, оно одновременно было направлено на подъем духовного уровня.

Причем через формирование нового культурного облика общества оно было призвано способствовать и подъему производительных сил России. Таким образом, благодаря формированию слоя людей, обладавших всеми духовными возможностями для осуществления социальных преобразований, образование, по замыслу декабристов, должно было стимулировать культурный и социально-экономический прогресс страны.

Декабристов объединяла просветительская утопия о гармонии разума, справедливости и свободы, а также возможности специализированной деятельности по формированию нового человека, неразрывная взаимосвязь нравственного воспитания с умственным образованием. Главным условием, конечно, было преобразование общества в соответствии с вновь формируемыми идеалами. П.И. Каховский писал: «Страна та будет счастлива, где просвещение будет следствием свободы законной».

Педагогические идеи декабристов, безусловно, имели ярко выраженный гуманистический, демократический и культуросообразный характер. Целью являлось воспитание учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, уважения к другим народам. В центре их философских, социально‐политических и педагогических идей был человек как носитель естественных прав. Поэтому вся философско-педагогическая деятельность декабристов имела гуманистический характер.

Декабристы провозглашали признание прав и возможностей, уважение и развитие достоинства личности каждого из воспитанников, поощрение их творческой самодеятельности.  Декабристы не применяли телесных наказаний, вели беседы со своими воспитанниками, участвовали в их играх.

Гуманистический характер образования, которое давали декабристы, проявлялся не только в их добром отношении к своим воспитанникам. Гуманистической была прежде всего сама ориентация декабристов на формирование человеческой личности, гармонично развитой, обладающей богатым интеллектуальным и нравственным потенциалом, имеющей широкие возможности жизнедеятельности независимо от сословной или национальной принадлежности, а также готовой, в свою очередь, всеми силами содействовать благу других людей и своего Отечества. Таким образом, гуманистическая направленность народного образования, дававшегося декабристами, была его стержневым принципом.

В целом декабристам удалось своей деятельностью внести существенный вклад в становление гуманистической педагогики. Именно благодаря ориентации на учет потребностей, интересов, возможностей и способностей человеческой личности декабристы смогли достичь больших успехов. Особенно важно то, что реализованная ими модель образования всеми своими компонентами – составом учащихся, содержательной стороной, методикой обучения и путями нравственного воспитания (включая использования огромного духовного потенциала религии)- была обращена к Человеку.

Чита, камера декабристов, XIX век. Фото: сайт «Государственный Эрмитаж»

Воспитание «совершенного человека»

Идея решающей роли нравственного воспитания в формировании личности составляла основу педагогических воззрений декабристов. Особого внимания в педагогической концепции декабристов заслуживает идея «совершенного человека, достойного носителя общественно-нравственных идеалов». По мнению декабристов, «совершенный» человек должен выполнять обязанности перед Богом, самим собой, обществом. Декабристы полагали, что «совершенство в человеке можно произвести посредством образования его воли, чтобы он ничего не желал, кроме добра, ничем не гнушался, как только злом». Они считали, что важнее всего способность к общественному служению, к самопожертвованию во имя Отчизны и общества; человек должен стремиться к усовершенствованию самого себя и общества, членом которого является.

Заслуживает внимания идея декабристов о приоритетности общественного воспитания, которое нивелирует все «посторонние титулы, оставляя одно только звание – Человека». Заботу о воспитании юношества должно взять на себя государство,

Большое внимание в произведениях, письмах, мемуарах декабристов уделяется вопросам самообразования. Их отличала убежденность в необходимости самосовершенствования, самообразования, самосоздания и творения личностью собственной жизни.

В своей практической деятельности в области просвещения декабристы ориентировались на следующие разнообразные принципы: принцип всеобщей грамотности; усиление связи обучения с жизнью, окружающей средой, с трудовым воспитанием; построение преподавания с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей, интересов и способностей учащихся; использование краеведческого подхода; развитие самостоятельности; стимулирование самообразования. Принцип жизненности и современности во многом определял сущность декабристской педагогической теории и практики.

В образовательном ракурсе декабристами на первый план выдвигались следующие  основные направления практической работы: популяризация идей прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики; использование в качестве средств воздействия на сознание граждан литературы, религии, силы собственного нравственного примера; создание школ для народа; внедрение в практику обучения современных методов (например, ланкастерский метод в его сочетании с классно-урочной системой); расширение сферы просветительской пропаганды.

Декабристы в Сибири, выход на прогулку, XIX век. Фото: сайт «Государственный Эрмитаж»

Выковка «Сынов Отечества»

Социально-политическая обстановка в России рассматриваемого периода характеризовалась усилением национального самосознания. Педагогические идеи и просветительские проекты декабристов отличала нацеленность нравственного воспитания на формирование гражданина, патриота и гуманиста. Они были направлены на демократизацию и гуманизацию образования, отстаивали идею подлинно патриотического воспитания, объединяющего в себе идеалы человека-христианина и «добродетельного, полезного обществу человека».

Истинным воспитание декабристы считали только то, которое могло привить любовь к Родине. Поэтому основополагающей для них являлась благородная цель воспитания патриота, «сына Отечества», способного служить общему делу, для которого знания – способ активно приносить пользу своей Родине. По их убеждению – любовь к Отечеству – основа всей человеческой нравственности – «это есть такое воспитание, где главным для каждого являются его обязанности, а не личная выгода».

Декабристы акцентировали внимание на необходимости воспитания у молодого поколения национального самосознания, любви к Отечеству, уважения к русскому языку и литературе, а также критиковали подражание западным идеалам. Декабристы отстаивали принцип национальной самобытности в противоположность дворянским космополитам, презирающим все отечественное. Они призывали к борьбе с иностранными заимствованиями в сфере образования и отказа от учителей иностранцами, которые не способны заложить основы патриотизма. В данной связи ими предполагался запрет частных школ, как космополитичных и передачу полного контроля за всеми учебными заведениями государству.

Портрет декабриста Никиты Михайловича Муравьёва, середина XIX века. Фото: сайт «Государственный Эрмитаж»

                                  История царица наук

Декабристы предлагали создать такую образовательную систему, которая готовила бы человека независимо от сословной принадлежности «к полезным занятиям, особенно к познанию Отечества».  Одна из наиболее важных идей в педагогических воззрениях декабристов – идея национального возрождения. По их правомерному убеждению, «патриотизм и гражданское воспитание является основой могущества государства». Они сформулировали требования к национальному образовательному идеалу с позиции ценностей национальной культуры. Они считали самобытность определяющим фактором для русской литературы, театра, одновременно призывая к уважению культуры других народов.

В данной связи декабристы расширяли познавательный кругозор учащихся, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они выделяли определенные предметы, которые должны были присутствовать в каждой общеобразовательной школе для воспитания «патриотичных личностей» — это история отечества, грамматика и русская литература, краеведение, основы изучения родной речи и литературы.

Важным средством патриотического воспитания декабристы считали родной язык, подчеркивая, что «богатство русского языка один из способов обогащения патриотизма». Они раскрывали глубокую познавательную ценность литературных произведений, раскрывали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Приоритетным предметом являлась история, её декабристы считали «фундаментальной наукой, которую должен знать каждый», видели в ней «средство особенного воспитания народа и прихода к Просвещению». Главным для декабристов конечно было изучение отечественной истории, ведь именно она могла помочь в воспитании патриотов. Изучая историю России, учащиеся узнавали о борьбе за свободу, а также о русском свободолюбии. Одну из важнейших работ в этом духе опубликовал декабрист П.Д. Черевин «О преподавании истории детям», в ней обосновано, что «история царица наук».

Таким образом прогрессивные идеи декабристов были органично связаны со своей эпохой, а политическое противостояние не было их самостоятельной целью, поэтому большего внимания заслуживают идеи гуманизации общественных отношений просветительскими и организационными путями. Г.В. Вернадский отметил «параллелизм» конституционных изысканий декабристов с правительственными проектами. Вместе с тем, конечно, политические модели декабристов и правительства имели закономерные отличия, в первую очередь по вопросу понимания права личности на мнение и культурный выбор, обеспеченного личным знанием и образованием.

«Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям, июль 1826 года». Фото: Федеральное архивное агентство (Росархива), ВКонтакте

                             Реформы системы образования

Декабристы выступили инициаторами реформирования системы образования с целью распространения грамотности среди народа. Обучение должно быть бессословным, бесплатным для крестьянских детей и других малоимущих слоев населения.

Декабристами предполагалось обучение военных сирот не в военно-сиротских отделениях до достижения ими 18-летнего возраста, а в уездных училищах. Были выдвинуты различные подходы как можно улучшить деятельность гимназий: от их преобразований в высшее учебное заведение, до увеличения количества бесплатных мест для одаренных детей. Для подготовки учительских кадров предусматривалось в губернских городах в обязательном порядке создавать педагогические институты.

Одной из прогрессивных демократических идей декабристов, была идея необходимости развития женского образования. В своих взглядах по данному вопросу они намного опередили современников, полагая, что мужчина и женщина обладают одинаковыми умственными способностями, «разница же, которую мы примечаем, есть не что иное, как следствие воспитания».

                                       «Во глубине сибирских руд»                   

Наиболее мощный и плодоносный период педагогической практики декабристов в Сибири относится ко времени в 1839 по конец 50-х годов. По мере того, как декабристы освобождались из каторжного заключения и переходили на поселение появлялись благоприятные возможности для их педагогической и просветительской деятельности.

В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов претерпело значительные изменения. Прошел шок от поражения выступления на Сенатской площади и пришло осознание необходимости быть ближе к простым людям. В условиях ссылки они лучше и глубже поняли российскую действительность как социальную почву для преобразований и осознали, что общественное переустройство можно утверждать не путем вооруженной борьбы, а с помощью просветительства.

Поэтому в Сибири взгляды декабристов, сохранив основополагающие принципы, стали более реалистичными, ориентируясь на постепенное изменение социальных условий с помощью просветительской подготовки народа не только к их восприятию, но и к готовности участвовать в их осуществлении. Причем эти преобразования должны были осуществляться прежде всего на местах, то есть они приближались к конкретным нуждам и чаяниям людей.

В таком направлении стали развиваться просветительские идеи декабризма. Большинство участников восстания вообще стали утверждать и верить в то, что не политическая деятельность, а просвещение и образование народа и было на самом деле их настоящим призванием. Именно данная деятельность стала основополагающей и смогла объединить две стороны декабристского движения умеренную и радикальную, сохраняя саму суть идеологии декабризма.

Декабристы в Сибири избирательно подходили к идеологии Просвещения, и не пытались воспроизводить подходы Союза Благоденствия. Приоритетным выступала социальная значимость образования для духовного и социально-экономического развития народов Сибири и России в целом.

Декабристы использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, стремились совместить традиционные и активные методы преподавания. Широкая практическая деятельность декабристов в Сибири была определена их предшествующим революционным опытом, влиянием отечественной культуры на решение образовательных задач, изменением социально-политических условий, расширением круга поставленных целей.

Они стали стремиться изо всех сил содействовать демократии в управлении и улучшению экономики и промышленности Сибири. В их понимании процветания России можно было достичь только поднимая общий культурный и профессиональный уровень населения. С целью поднять его уровень декабристы пытались осуществить постройки народных училищ, используя деньги, пожертвованные населением.

Чтобы предотвратить недостаток педагогических кадров была дана возможность ссыльным преподавать в училищах, увеличить число гимназий и контролировать улучшение их работы. Ссыльные декабристы ходатайствовали об открытии музея для развития культурного аспекта региона.

Важное место в деятельности декабристов по просвещению Сибири играло обучение коренных народов, у которых даже не было школ, это было первым пунктом их педагогической программы. Декабристы даже стали изучать их языки, для упрощения контакта и обучения.

В целом педагогическая деятельность декабристов в Сибири происходила в созданных ими частных и приходских школах. И предполагала ознакомление местного населения с научными, техническими, сельскохозяйственными новшествами.

Можно так же выделить следующие просветительские направления: участие декабристов в повседневной жизни местного общества; этнографические и естественно-научные исследования края; литературная и художественная пропаганда; приобщение местного населения к столичным изданиям научной и художественной литературы.

Проявлялся обоюдный интерес и уважение к народному творчеству, фольклору русского и национального народов. Доминировал приоритет родного и русского языков как средств овладения духовными ценностями отечественной и мировой культуры. В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы – Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо.

Гравюра «Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», XIX век. Фото: сайт «Государственный Эрмитаж»

                           Перезагрузка педагогического мировоззрения

Практическая деятельность декабристов по организации школ в Сибири являлась существенным стимулом для развития их педагогической мысли. Характерными особенностями эволюции декабристских взглядов и идей в период ссылки и поселения являлись: переход от доминирования политических к приоритету педагогических и образовательных задач; акцентирование внимания к тем аспектам просветительской деятельности, которые особенно были близки к нуждам и потребностям парода, в частности, национальным запросам в сфере культуры и просвещения; осуществление широкой пропаганды произведений отечественной и зарубежной культуры среди местного населения.

Происходило дальнейшее развитие следующих принципов обучения и воспитания: принцип всеобщей грамотности населения и охвата начальным обучением всех детей соответствующего возраста независимо от сословной и национальной принадлежности; усиление связи обучения с жизнью, окружающей средой, с трудовым воспитанием; построение преподавания с учетом возрастных, индивидуальных, личностных интересов детей; использование краеведческого подхода; опора на жизненный опыт учащихся; уважение к личности, гуманизм, наглядность, доступность, систематичность; удовлетворение потребностей развивающегося детского организма.

Происходило апробирование новых методов преподавания и обучения, например, сочетание ланкастерского метода и классно-урочной системы обучения.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся; синтезу процесса обучения с трудовым воспитанием; вовлечению местной молодежи в систему подготовки квалифицированных кадров; формированию необходимых профессиональных и трудовых умений и навыков (столярное, слесарное, токарное, кузнечное дело, механика, оптика).

Осуществлялась дифференцированная работа с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Например, в «казематской школе» обучение было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других — в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех — ремёслам.

Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на преподавателей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Благодаря установке декабристов на образование всех людей независимо от сословия и национальности значительно расширился крут людей, получавших в Сибири, образование стало более массовым, а потому действительно оно приобрело народный характер. Причем чрезвычайно важным в этой деятельности было то, что многие из декабристов стремились не просто обучить детей местных жителей элементарным знаниям, но обеспечить полноценное развитие образования с опорой на самые передовые идеи и с ориентацией на конкретные и очень широкие социальные потребности сибирского края.

Важно было само расширение круга людей, получавших образование, ломка социальных и национальных преград, существовавших на этом пути. По сути дела, впервые в России реально создавалось подлинно народное образование.

Изучение педагогических идей и просветительской деятельности декабристов обогащает современную педагогическую культуру, побуждает к пересмотру педагогических стереотипов, способствует появлению новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.

 Автор: Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения имени В.С.Леднева, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте