Уже тринадцать лет подряд в первые дни нового года участники конкурса «Учитель года России» собираются на Зимнюю школу, прихватив коллег, которые в конкурсе не участвовали, но полны интересных идей, и своих учеников, которые любят интересное общение и не ленятся поучиться в каникулы.
Как это работаетВозникла идея Зимки («домашнее» название проекта) у участников знаменитой Межрегиональной экологической экспедиции школьников России, которая летом 2018 года пройдет в семнадцатый раз. Летние экспедиции имеют тот же состав – учителя года, креативные коллеги и школьники, но в них сильнее исследовательский акцент, так как проходят они в походных условиях, в регионе, интересном в первую очередь с точки зрения биологии, экологии, географии. Учителя проводят практические занятия на свежем воздухе, причем не только естественники, но и представители точных наук, гуманитарии, физкультурники…Если вы вдруг никогда не слышали о летних и зимних школах, то важно сказать, что их инициатор – химик из столицы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-1997 Владимир Головнер. Первая экспедиция прошла в 2002 году. Коллег из шести регионов принимала учитель года Иркутской области Ольга Кондратьева, уроки проводили на берегу Байкала. Историю экспедиций и зимних школ вы можете найти на сайте http://www.pelikanschool.org. Зимние школы стали проводить потому, что… встречаться раз в году – это очень редко!Все эти годы проект поддерживали «Учительская газета», межрегиональный клуб «Учитель года», а также регионы, где проходили экспедиции и зимние школы. С недавнего времени в нем участвует и Общероссийский профсоюз образования. В этом году Зимняя школа прошла также под патронатом территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.А принимал школу гостеприимный Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект». Все трудовые праздничные дни с нами рядом был директор центра, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014 Денис Рочев. Его стараниями мы жили в чудесных условиях, нам было вкусно и уютно. А еще он показал нам свой фееричный мастер-класс, за 20 минут научив самым необходимым фразам на немецком языке, – теперь не страшно и путешествовать!Записки очевидцаВ этом году 25 регионов России направили в поселок Лисий Нос, где располагается центр «Интеллект», свои делегации, педагогов и школьников – всего получилось 132 человека. Приехало бы и больше, если бы общежитие «Интеллекта» вмещало… Ребята образовали семь межрегиональных групп, в каждой группе собрались дети примерно одного возраста, в седьмой группе оказались самые младшие, включая учеников начальных классов. К слову, учителя берут для участия в проекте своих детей и внуков, это ли не лучшая оценка происходящего? Расписание занятий похоже на меню праздничного образовательного «обеда», темы уроков самые деликатесные: «Что движет миром?» (химия от самого директора Зимки Владимира Головнера), «Проблема на миллион долларов» (математика от учителя года Ростовской области Надежды Растрепиной), «Первый» на плечах гигантов» (физика от учителя года Кубани Андрея Семке), «Космический английский» (иностранный язык от педагога из Калужской области Олеси Пинюковой, дочери учителя года региона Анжелы Пинюковой, которая школьницей ездила в экспедиции и зимние школы, а теперь сама стала учителем), «Между небом и землей» (история от учителя года Вологодской области Марины Никоарэ) – всего не перечислить!Так как это записки очевидца, скажу и о себе. Уже несколько лет участвую в Зимке как педагог, хотя я не учитель, а журналист. Опыт работы в журналистике у меня довольно большой, и я пытаюсь дать возможность ребятам задуматься над тем, что такое текст, как его создавать, как редактировать, чем отличаются друг от друга тексты разных жанров. Первые мои занятия были похожи на лекции. На один из уроков, смутив и обрадовав меня, пришла филолог из Воронежа Наталья Тихонова, блестящий педагог, и посоветовала по поводу одного фрагмента – не объяснять все детям, дать им возможность самим проанализировать. С тех пор я начала экспериментировать. Все мы – и дети, и взрослые – читатели, а значит, понимаем, какой текст интересен и почему, какой скучен и в чем причина… На этой Зимке я решила дать школьникам реальные заметки авторов СМИ, опубликованные и отвергнутые, попросила проанализировать и сформулировать советы: что должно быть в хорошем тексте и чего быть не должно. Небольшие выжимки из учебников по журналистике и цитаты маститых акул пера помогали ребятам. Во второй половине занятия ребята сами писали небольшие тексты для социальных сетей, подбирали иллюстрации. Вот несколько советов от старшеклассников: передавайте свои чувства и эмоции, название текста должно соответствовать теме, используйте средства художественной выразительности, начало должно быть захватывающим, текст должен быть актуальным для общества.Нити судьбыКонечно, профессиональные учителя ощущают себя по-другому, готовя занятие или мастер-класс. Но и для них важно сделать урок интересным, значимым для детей, да еще и полезным, привлекательным для коллег. Ведь все педагоги в Зимке посещают занятия друг друга в свободное время. Кроме того, в школу приходят и местные педагоги. Зимку-2018, например, посетили около пятидесяти учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Самое удивительное, когда темы занятий, придуманные учителями независимо друг от друга, выстраиваются в линию, переплетаются, связываются крепкой ниткой. Об итогах XX века, свободе и ответственности, героях и нашей памяти о них говорили историки и филологи, в том числе авторы мастер-классов, учителя года Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев и Илья Демаков. Не сговариваясь, комиксы включили в свои уроки преподаватель французского языка из Тулы Людмила Бабкина и учитель начальных классов из Красноярска Надежда Князева. Своего рода философским резюме многих размышлений на занятиях Зимки-2018 стал урок абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2006 Андрея Успенского, к нему в класс набивалось больше всего зрителей, и неудивительно: следить за полетом мысли учителя и учеников, во многом импровизационным, – настоящее удовольствие.Уроки – обязательная часть программы. Главная ли? Это сложный вопрос. Не меньше, чем впечатления от полученных знаний и навыков во время учебной части программы, на детей и взрослых влияют эмоции и информация, почерпнутые после уроков. Творческий концерт силами педагогов и школьников, роскошные вокальные и инструментальные номера артистов Михайловского театра, заглянувших в центр «Интеллект» почти по-родственному (супруга Дениса Рочева Наталья – солистка прославленного театра), поездка в питерский исторический парк «Россия – моя история», на Рождество – в Гатчинский музей, в последний день школы – на фольклорную программу в деревню Шуваловка. Даже когда вечером на «Взрослом часе» (так называются педагогические посиделки после детского отбоя) мы щелкаем красноярские кедровые орешки или лакомимся конфетами из Удмуртии, то продолжаем профессиональное общение. Учитель года из Карелии Максим Иванов предложил свой взгляд на вечную тему «Отцы и дети»: педагоги и ученики говорят на разных языках, и эту пропасть непросто преодолеть. Надежда Князева из Красноярска рассказала о региональной школе «Учитель года», «дочке» всероссийской. Любая деталь создает атмосферу: флаги всех регионов, вывешенные в одном из холлов, песни под гитару бессонными ночами, любимая игра «Диксит», блуждания по завьюженному Питеру в поисках ответов на вопросы, заданные в традиционном краеведческом квесте. Атмосферу, по которой мы уже дико скучаем, лайкая фотографии в Сети и планируя летнюю встречу.
Комментарии