В своей актуальной статье «Спасете наши души?» Валерий Меськов («УГ» от 6 августа 2013 года) поднял важную проблему. Но одни ли только учителя виноваты в своей слабой педагогической образованности?
Возьмем проблему «общенаучных терминов», «формирования понятийного аппарата мышления». Ведь не секрет, что ученые в своих работах стараются такого наворотить, что понять подчас невозможно. Очень редко встретишь сжатые, емкие, вполне понятные определения понятий педагогики – таким даром обладают далеко не все авторы многочисленных публикаций. Казалось бы, эту проблему поможет решить новый Закон «Об образовании в РФ», но увы! Возьмем, к примеру, статью 2 об основных понятиях: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». Так что ЗУНы никуда не ушли, а что касается понятия «компетенция», то в этой статье не дано даже определения, непонятно, о какой компетенции идет речь. Так что часть претензий, предъявленных автором статьи к московским учителям, можно было бы снять. Есть и путаница в определениях образования и обучения. Пункт 12 гласит, что профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. А в пункте 13 сказано, что профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Интересно, перечитывали ли Закон «Об образовании в Российской Федерации» В.Никонов и Д.Ливанов? Выходит, учителям пора уже кричать: «Спасите наши души!» А что касается ИКТ, то я бы ответил: ИКТ – головная боль при выборе средства достижения эффективности обучения. Анатолий ШАТУН, заслуженный учитель школы РСФСР, Екатеринбург
Комментарии