search
main
0

Педагогическая повесть о человеке с маленькой буквы

​Великий философ-рационалист Рене Декарт писал: «Я мыслю, следовательно, я существую». О чем же мог спорить c ним другой философ, родоначальник современной педагогики Ян Амос Коменский, когда два уже ставших знаменитыми интеллектуала XVII века встретились в предместье голландского Лейдена? Мы можем только реконструировать тот многочасовой разговор.

Декарт настаивал на абсолютной ценности объективного знания, истинность которого доказана безупречной логикой. Коменский утверждал абсолютную ценность человеческой жизни, необходимость приближения науки к практической деятельности как нравственную задачу. «Я мыслю… я существую» – так же, как и Декарт, только с иной интонацией мог произнести слово в честь человеческого разума Коменский.Вам не кажется, что ситуация того диалога узнается в нашем школьном знании, его структуре? Мы разделили мир вокруг человека на предметы обучения, и даже на самых «человековедческих» предметах, таких как история и литература, у педагога часто нет физической возможности говорить – нет, не о Человеке (с большой буквы), о нем говорим, но о человеке с маленькой буквы, который сидит и смотрит здесь и теперь. Этот человечек с маленькой буквы очень нужен. Особенно когда у него начинают водиться деньги. Его начинают обхаживать, искушая прелестями жизни, только бы он облегчил свой кошелек. Он нужен как покупатель. Нужен он, когда у него появляется голос – избирательный. Его прекраснодушно искушают изумительными картинами будущего, которое неминуемо наступает, но только не для всех. Или не в этой жизни. Он нужен как избиратель. Еще он бывает нужным для выполнения производственных функций. За это ему дают деньги. Сколько имеется. Он нужен как наемный работник.А часто ли спрашивают, что нужно ему? На какое счастье он имеет право? Что может сделать для него общество, а где ему надо напрягаться самому? Наконец, можно ли этому учить, хотя бы тому же счастью? Как на его чаяния развернуть поразительные достижения классической науки? Как пронизать высокой мыслью его существование? Известно, что в заключение беседы Декарт признал свою систему частью системы Коменского. Об этом рассказал сам Коменский в автобиографическом фрагменте «Продолжения братского увещевания об умерении рвения любовью» – предсмертной своей работе.Почему в начале XXI века мы обращаем наш взгляд к гуманитарной ситуации века XVII? Вероятно, потому, что в сущностных чертах они оказываются схожими.XVII столетие стало временем тектонических сдвигов в европейской жизни, прежде всего в общественном сознании. В течение 30 лет Европа умывалась кровью, эти годы остались в исторической памяти как Тридцатилетняя война… Мультиэтнические универсалистские европейские монархии на полях сражений уступали историческое место зарождавшимся национальным государствам. Капитализм нуждался в другом историческом типе личности – подвижной, динамичной, предприимчивой, практичной. Крестьянин, ремесленник, торговец потянулись к знаниям. На знание стал формироваться массовый общественный запрос. Но само тогдашнее знание, ориентированное на привилегированные классы, оказывалось недоступным для других. Например, для того чтобы освоить тот же латинский язык, необходимы были годы учебного труда. А для того чтобы его потом использовать, надо было стать либо чиновником, либо ученым. Низшие классы не имели ни единого шанса на социальный успех при таких обстоятельствах. Блокирование доступа к знанию для рвущихся к лидерству новых субъектов истории могло повлечь за собой «когнитивную зависимость», а вместе с ней – социальную незрячесть и растрату своей энергии, своих сил на фантомные цели. Первая буржуазная страна Голландия надолго стала образцом научной и технической образованности. Вспомним, что первых русских «евронедорослей» посылал Петр Великий в начале XVIII века именно в Голландию. Сам Коменский и его современники представляли Голландию образцом культурной общественной жизни. Только в Амстердаме уже в конце жизни полностью издавали труды Коменского. Он умер и похоронен под Амстердамом, где ценили его как раз за то, за что на родине преследовали.Таким образом, за обыкновенного человека, организацию его жизни никто не отвечал. В условиях тогдашнего общеевропейского социального хаоса ему, человеку, надо было учиться самостоятельно искать и жить новым методом жизни. Именно это главное на переломе эпох стремился понять Коменский и донести до каждого, с кем его сводила судьба: «…Следует отвергать все несущественное и не самое необходимое, чтобы на это не пришлось тратить силы, необходимое же свести к немногому, четко определив, что за чем делается» («Единственно необходимое»).Что и зачем делают в начале XXI века, как и тогда, четко определить трудно. Кажется, самые высокие авторитеты в области социального предвидения публично расписались в невозможности определить, каким путем пойдет человечество, что люди определят для себя как существенное. И есть ли педагог – новый Коменский, – который научит, как отвергать все несущественное? С моей точки зрения, может быть представлена в самом принципиальном виде сравнительная характеристика гуманитарных ситуаций двух переходных эпох. Интеллектуалы и духовные лидеры Нового времени ответили на его вызовы мощными философскими, естественно-научными, социальными, педагогическими концепциями. Кто и где, какие властители дум у нас сегодня?В отечественной психологии сформулировали и разрабатывают идею жизненного пути человека, проходя который он должен достичь пика развития своих способностей и возможностей. Жизненный путь складывается из череды разноплановых жизненных ситуаций-перекрестков, в каждой из которых человеку необходимо принять решение и выбрать направление жизни – жизненную стратегию. Это, видимо, и можно назвать искусством и наукой жить.Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образованияИнформация к сведениюПроект, предполагающий поиск ответа на вопрос «Как построить образовательный процесс на основе категорий «жизненный путь» и «жизненные стратегии» человека?» начали реализовывать педагоги Северо-Западного округа и преподаватели МИОО. Цель проекта – разработать прогностические педагогические ситуации и модели образовательного процесса на основе категорий «жизненный путь» и «жизненные стратегии» человека. Участники проекта хотят выявить и описать возможные будущие проблемные жизненные ситуации на жизненном пути школьника, а также варианты жизненных стратегий для их преодоления, найти способы, формы, условия их моделирования (проигрывания) в образовательном процессе – разработать прогностические педагогические ситуации, представить собственный опыт моделирования прогностических педагогических ситуаций, подготовить по материалам выступлений на конференции сборник статей авторов.Группа управления проектом: В.Балакирева, директор окружного методического центра (ОМЦ) СЗАО (руководитель), Н.Баулина, заслуженный учитель России, учитель истории школы №2025, В.Блохин, доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Н.Генина, Методический кабинет российских соотечественников (www.Metodkabinet.EU – Италия), Ю.Горячев, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО МИОО, Н.Гребенникова, директор Речицкой средней школы (Гжель, Подмосковье), И.Дворакова, доктор наук, директор Бизнес-академии в Лиса-над-Лабем (Чехия), М.Калинцева, директор Центра образования №1435, Е.Капланская, заслуженный учитель России, заместитель директора школы №77 (VIII вида), J.Kohnova, доктор философии, директор Института профессионального развития педагогических работников Карлова университета (Прага, Чехия), С.Кочеткова, руководитель структурного подразделения ОМЦ (зам. руководителя), А.Кухтинская, народный учитель России, директор школы «Лосиный остров», А.Лубков, доктор исторических наук, профессор, проректор МИОО, И.Малахова, кандидат педагогических наук, директор школы №2025, Н.Малофеев, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО, Г.Мейчик, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой открытых образовательных технологий МИОО, С.Митросенк, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Лесосибирского педагогического института, Г.Михеева, заместитель директора по научно-методической работе Центра образования №1435, В.Меськов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии образования МИОО, В.Молодцова, шеф-редактор «Учительской газеты – Москва», Ю.Овчинникова, заместитель директора по воспитательной работе Центра образования №1435, Т.Павлючук, председатель Клуба учителей «Большая перемена», методист Минского городского института развития образования (Минск, Беларусь), Р.Petrykowski, профессор, вице-декан факультета образовательных наук Университета им. Н.Коперника (Торунь, Польша), С.Пимчев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор МИОО (научный руководитель), А.Романов, директор Центра детского и юношеского творчества «Киевский», А.Романов, заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы школы №1205, Л.Савинкова, заслуженный учитель России, доцент, директор Центра педагогических конкурсов и управления проектами МИОО (зам. руководителя), А.Сиденко, профессор, директор, главный редактор Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании», М.Сотникова, директор школы №1747, А.Тимофеев, член Союза писателей России, главный редактор интернет-портала «Столетие», Т.Фиалкова, директор Центра мультимедиа МИОО, М.Фоминова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО, В.Хоффманнова, доктор наук, директор Центра профессиональной подготовки и лингвистики Карлова университета (Прага, Чехия), Т.Черникова, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института международных отношений (университета).В состав группы управления проектом, постоянно расширяющийся, входят люди, которые активно включились в реализацию общего замысла. В частности, на базе образовательных учреждений планируется проведение самостоятельных секционных заседаний, целой их серии. Финальное, итоговое заседание пройдет в ноябре 2012 года в Северо-Западном округе. По итогам всей работы будет опубликован сборник статей и материалов.КонтактыЭлектронная почта: spimtchev@gmail.comТелефон в Москве (499) 977-54-11.Сайты:окружной методический центр www.rcsz.ruЦентр педагогических конкурсов и управления проектами МИОО www.edu.of.ru/teacherЛаборатория прогностики «Куна» www.kunalab.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте