Образовательная среда учителя сегодня стремительно изменяется в связи с новыми реалиями и новыми потребностями в организации обучения.
Одно из наиболее востребованных в настоящее время направлений системы повышения квалификации действующих учителей, преподавателей вузов – обучение средствами виртуальной образовательной среды, которая позволяет перейти от принципа обучения на всю жизнь к принципу обучения на протяжении всей жизни. В связи с этим колоссальными темпами нарастает актуальность использования информационных технологий в педагогике, в том числе в педагогике высшего образования, в частности в системе непрерывного повышения квалификации.Однако становится очевидной недостаточность организации только повышения квалификации или профессиональной подготовки. Важно как по-новому, профессионально организовать такое обучение с использованием современных средств, так и включить завершающих обучение учителей и преподавателей в систему педагогической послекурсовой поддержки как на этапе апробации и внедрения, так и в процессе использования современных ресурсов.Инновационный потенциал применения информационных технологий в образовании непрерывно растет. Ответом на вызовы современности стала интеграция технологий информации и коммуникации в педагогический процесс и построение на этой основе в том числе и педагогической системы профессиональной педагогической поддержки, причем то, что сегодня может стать инновацией и потенцией, завтра становится упущенной возможностью.Педагогические технологии и технические средства обучения на основе технологий информации и коммуникации не могут быть плохими или хорошими сами по себе, лучше или хуже при сравнении одних с другими. В большей степени это зависит не от их технологических характеристик, а от того, как их используют организационно, какие методические задачи решают. Сегодня в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки мы рассматриваем компьютер как ресурс и структуру, позволяющие изменить качественно как процесс обучения ученика и учителя, так и процесс самообразования. Из опыта следует, что эффективность привлечения в образование дополнительных технологических возможностей, которыми обладают современные инновационные технологии, зависит от того, во-первых, как используют их потенциал, и, во-вторых, создают ли условия для параллельного обучения как будущих учителей, так и преподавателей.Мы установили, что методически и технически грамотно использовать новые возможности технологий информации и коммуникации в педагогическом процессе может только подготовленный педагог. Поэтому система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанная в МГГУ им. М.А.Шолохова, включает несколько этапов: краткосрочные курсы компьютерной и информационной грамотности (до 72 часов); длительные курсы (108 часов); курсы тематического характера (24-72 часов); профессиональная переподготовка (от 504 часов); индивидуальная стажировка; внепрограммная деятельность в рамках учебных проектов.Для организации современной системы повышения квалификации учителей (преподавателей) используют виртуальную образовательную среду – специальным образом организованные ресурсы для реализации целей обучения. Виртуальная образовательная среда, созданная для повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включает электронные образовательные ресурсы, разработанные на платформе Moodle, виртуальный класс на платформе Wiziq, необходимые для обучения программные продукты могут быть встроены или размещены в виртуальной образовательной среде.Мы разработали концепцию повышения квалификации современного учителя, которая включает такие положения: Обучение реализуют в среде обучения. Технология обучения на курсах повышения квалификации средствами виртуальной образовательной среды не копирует вузовские академические образовательные процессы, а построена с опорой на андрагогические принципы, с учетом особенностей организации обучения взрослых. В процессе обучения педагогических кадров учитывают возрастные особенности слушателей, а также начальный уровень владения компьютером, педагогический опыт, с учетом разницы выстраивают программу педагогического взаимодействия для молодых учителей и для учителей, имеющих значительный опыт работы по традиционным технологиям. Ведущей в системе обучения и взаимодействия в виртуальной образовательной среде с молодыми учителями становится опора на имеющиеся у них знания и умения в области технологий информации и коммуникации, на их возрастные особенности (присущие молодым людям), а с учителями, имеющими опыт работы, – опора на имеющийся у них методический опыт и учет возрастных особенностей. Для повышения квалификации и профессионального роста педагога используют возможности виртуальной образовательной среды, внедряют дистанционные целевые курсы повышения квалификации для молодых и опытных учителей. Система повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды превращается в систему непрерывной профессиональной педагогической поддержки разных категорий учителей, где проводят консультации, направленные на формирование педагогической компетенции, профессионального саморазвития и самообразования педагога, развитие творчества, освоение современных средств, методик и технологий.Среди наиболее целесообразных направлений организации деятельности по педагогическому сопровождению и профессиональному становлению учителей разных категорий образовательных организаций в виртуальной образовательной среде можно отнести: организацию мониторинга потребностей разных категорий учителей для выявления наиболее актуальных для освещения тем и проблем, стимулирования специалистов к освоению новых достижений; разработку и реализацию различных видов просветительской деятельности в рамках данной инновационной системы (лекции, семинары и мастер-классы, в том числе интернет-конференции); организацию обучения (подбирая оптимальные формы: дистанционные и интегрированные (дистанционно – в виртуальной образовательной среде и очное обучение с отрывом от работы – погружение с дистанционной поддержкой) курсы повышения квалификации (базовые, модульные, предметные); реализацию виртуальных форм педагогической поддержки (интернет-конференции, круглые столы, виртуальные выставки, конкурсы и творческие турниры учителей, методическое сопровождение и консультирование, профессиональная экспертиза разработок молодых специалистов группами опытных учителей).Так как слушателей системы повышения квалификации отличает наличие или отсутствие опыта работы педагогической деятельности, разработаны Модель организации виртуальной образовательной среды для подготовки молодого учителя (без опыта работы) и Модель организации виртуальной образовательной среды для подготовки учителя (с опытом работы), которые могут быть адаптированы для учителей, имеющих или не имеющих педагогического образования.(См. схемы 1-2.)В основе реализации этих моделей – система профессиональной педагогической поддержки педагога на всех этапах обучения (как для студентов – будущих педагогов, так и для действующих учителей и преподавателей).Система профессиональной педагогической поддержки включает сопровождение слушателей на всех этапах повышения квалификации или профессиональной переподготовки.К основным функциям по поддержке следует отнести: проведение семинаров, лекций, экспертиз, разработку и актуализацию системообразующих документов; мониторинг широкого набора показателей; поддержание программного обеспечения в актуальном состоянии; сбор и анализ замечаний и предложений от пользователей всех категорий; выработку рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия; помощь в последующей самостоятельной работе учителя.Технологии информации и коммуникации лишь средство обучения, они не обеспечивают самостоятельно личностного и интеллектуального роста обучающегося. Для обеспечения этого скачка нужен преподаватель/учитель – носитель содержания, руководитель, имеющий системный взгляд на процесс, содержание, и обучаемый как субъект процесса, причем само обучение должно быть основано на системном триедином взаимодействии преподавателя, содержания и обучаемого и профессиональной педагогической поддержке обучающего.В рамках системы профессиональной педагогической поддержки учителей и преподавателей вузов был открыт клуб «Эксперт», работают научная школа для преподавателей, ежемесячный интернет-семинар «Электронное обучение в вузе/школе», научно-практическая интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования. VRME», магистратура «Электронные образовательные технологии». Возможности инновационной педагогики, введенной новыми технологиями, профессиональная педагогическая поддержка учителя (преподавателя) на всех этапах его профессиональной деятельности помогают ответить, с одной стороны, на потребности обучающегося, с другой стороны, на вызовы глобальной среды знания, информации и коммуникации.Марина ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА, заведующая кафедрой методики электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МГГУ им. М.А.Шолохова, победитель второго Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании»
Комментарии