«Доброе утро, ребята!» – говорю я, стоя у учительского стола. Я вижу ответные улыбки и произношу заветное слово: «Садитесь». Мне, молодому учителю, очень интересно наблюдать за любой реакцией своих учеников. Работая третий год в школе, я все больше и больше влюбляюсь в свою профессию.
Вот иду я утром по школьному коридору. По бокам множество дверей, они уже так привычны ученикам, ведь из года в год ребята открывают их, не акцентируя внимание на мелочах и деталях.
Это для меня за каждой из них удивительный детский коллектив, чудесный ребячий мир. Там ряды парт, учительский стол, тетради, мел и доска. Несколько раз в день я буду открывать эти двери и наслаждаться общением, любопытными глазами, заразительным смехом своих учеников. Это двери, в которые войду я и буду учить и учиться одновременно, буду растворяться в личности ребенка, совершенствовать себя и свою методику преподавания предмета.
Но следует помнить, что есть еще и другие двери, воображаемые, на первый взгляд невидимые. Они существуют не только для меня, это двери, открывающие дорогу в совместный путь, путь сотрудничества ученика и учителя. И это совсем другой коридор. По нему уже я иду не один, за мной движется вереница детей. Мне необходимо открыть каждую из дверей и погрузить моих учеников в другие миры – необыкновенные, увлекательные и результативные.
Как классный руководитель я начну с самых важных дверей, открывающих мир жизненных ценностей. «Разговор о важном» – так называется эта дверь. Торжественная музыка гимна России заполняет кабинет, мы не просто слушаем, а вникаем в каждое слово, и вот уже известные строки пробуждают гордость за свою страну, становятся символом величия не только государства, но и каждого его гражданина, каждого моего ученика. Эта дверь навсегда останется открытой.
А вот и еще одна дверь. Я распахиваю ее настежь, и мы всем классом бросаемся в творчество, как в волны океана. Творить можно что угодно: стихи, проекты, мероприятия, но я должен задать алгоритм действий, научить, помочь поверить в свои силы. Здесь я похвалю каждого, отмечу все достоинства, ибо на творчество способен любой, просто мне нужно видеть индивидуальность каждого ученика.
За поворотом сами собой распахнулись небесно-голубые створки в разноцветный мир детства. Да это и понятно. Все мы родом из детства. Самого безоблачного, беззаботного времени. Но так ли это? Нет, я не собираюсь их разубеждать в том, что детство прекрасно, я дополню их представление о нем новыми сведениями. Ведь слово «детство» – это прежде всего права, обязанности и ответственность.
Коридор познания довольно длинный, и впереди еще много дверей. Останавливаюсь перед самой неприметной. Это дверь в мир этики и такта. Мои ученики должны понимать, что значит быть вежливым и тактичным. Подростки в большинстве случаев часто бывают неосознанно грубы и нечаянно бесцеремонны. Кто, как не я, расскажет им о людях с ограниченными возможностями здоровья, привьет к пожилым людям не жалость, а великое уважение к их жизненному опыту.
Мы идем нашей большой и веселой командой дальше. То громко смеемся, обсуждаем, переговариваемся, то переходим на шепот, умолкаем в задумчивости. Коридор поворачивает, и перед нами новая дверь, за которой звучит музыка, слышны аплодисменты, раздаются экспрессивные речи. Это такой знакомый и в то же время незнакомый мир: мир театра, музыки, музейных экспозиций, балета и даже лазерного шоу. Все это объединяется одним емким словом «искусство». Искусство дарит красоту, пробуждает чувства и раскрывает тайны человеческих отношений. Как пройти мимо этого? Невозможно. Я знаю, что такое Пушкинская карта и каковы ее возможности. Она наш пропуск в мир культуры и искусства. И вот мы вместе уже в театре, музее, на концерте.
Следующая дверь авангардная, почти космическая. Открыв ее, я приведу детей в мир цифровых технологий. Да-да! Несмотря на то что мы окружены огромным количеством гаджетов, мир «цифры» ребятам остается практически неизвестным. Я научу их хранить большие массивы данных, объясню, что такое онлайн-сервисы и как можно познавать искусство через Интернет. А ведь это только начало нашего большого и длинного пути.
Сколько еще дверей мне предстоит открыть? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Дверей, наверное, еще много, но я готов идти рядом со своими учениками и открывать их вместе. Обладая небольшим педагогическим опытом, я с уверенностью могу сказать, что открыл для себя самую главную дверь в моей жизни – дверь любви к детям и ответной любви ко мне.
Свое эссе мне хотелось бы закончить небольшим советом для моих коллег, таких же молодых и неопытных, как и я: не нужно бояться открывать для себя новые двери и ввязываться в какие-то сумасшедшие проекты, ведь именно это и является тем бесспорным началом педагогической деятельности, началом получения опыта и бури положительных эмоций. Нужно пользоваться молодостью, расширять свои знания, набираться опыта и создавать собственный педагогический стиль.
Александр ЯКОВЛЕВ, учитель истории и обществознания школы №1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько, призер в номинации «Сердце педагога» конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии