В Самаре прошел XIII Всероссийский форум учителей года России
Гавань – место, где можно укрыться от ветра, перезагрузиться, где можно подремонтировать корабль и пополнить его пресной водой и провиантом.
Из Толкового словаря В.Даля
Тринадцатое, пятница. Да, да, да! Именно в пятницу, именно 13 декабря слетелись «пеликаны» из различных уголков страны на традиционный тринадцатый Всероссийский фестиваль «Педагогическая гавань» в Самару.
Этот форум открыл для меня профессию учителя с совершенно иной стороны. Я осознал, что мы, педагоги, действительно важны и необходимы для воспитания будущих поколений. На мой взгляд, отдельной темы разговора заслуживают мастер-классы абсолютных победителей конкурса «Учитель года» разных лет. Каждый из «пеликанов» продемонстрировал высочайший профессионализм, любовь и преданность учительскому делу.
Так, слушая выступления Олега Парамонова, чувствуешь, что ты на машине времени очутился в первой половине XIX века и воочию увидел дуэль Пушкина и Дантеса. Олег Геннадьевич, эмоционально используя цитаты из произведений великого поэта и исторические факты, погрузил нас в атмосферу того времени и на примерах проиллюстрировал, что такое настоящая дружба, совесть, благородство и достоинство!
Сергей Кочережко продемонстрировал, насколько важно нам, гражданам России, сохранять культурный код и чтить память предыдущих поколений. Сергей Сергеевич в конце выступления напомнил слова В.О.Ключевского о том, что историческая наука – это не мать, а злая мачеха, которая только наказывает за невыученные уроки.
Поразили своей незаурядной методикой преподавания победитель конкурса «Учитель года России» 2019 года Павел Красновид и абсолютный победитель Лариса Арачашвили.
На форуме была очень уютная и по-домашнему теплая атмосфера. «И стар и млад» будто бы были одного возраста, имели одни жизненные интересы и ценности. Я думаю, что это заслуга организатора форума, победителя конкурса «Учитель года Самарской области», директора гимназии №3 г. Самары Светланы Сергеевны Ильиной. У нас не было свободной минутки. Мы участвовали в творческих конкурсах, выступали со своими наработками, общались с коллегами из других регионов России, тем самым перенимали опыт друг у друга (мне кажется, это самое важное). Каждый шаг мероприятия был продуман до мелочей. Несмотря на небольшой опыт работы (4 месяца), мне была предоставлена возможность выступить и рассказать об уникальной межпредметной олимпиаде имени Л.Дедешко. Благодаря форуму мне удалось познакомиться со многими потрясающими педагогами и даже обзавестись друзьями. Фестиваль – это удивительная площадка для обмена опытом. Он придал мне уверенности и направил, как мне кажется, в нужное русло. Одним словом, я в восторге» – такие слова написал после мероприятия молодой учитель истории из гимназии №14 г. Ейска Краснодарского края Дмитрий Винаков.
В областном доме офицеров при аншлаге прошло открытие, на котором с приветственным словом выступил руководитель департамента Игорь Альбертович Акопьян. Он зачитал приветственный адрес губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова.
В этом году педагогическая общественность отмечает два юбилея: 95‑летие лучшего педагогического издания – «Учительской газеты» и 30‑летие конкурсного движения «Учитель года». Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Георгиевна Димова пожелала участникам форума полезного общения друг с другом, душевности и мастерства.
Творческий праздник педагогической мысли и профессионального общения продолжили абсолютные победители конкурса «Учитель года России».
Олег Геннадьевич Парамонов, уникальный учитель из Брянской области, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993, заслуженный учитель России, поэт и мастер слова, рассказал о трагическом событии – дуэли Пушкина с Дантесом, переплетении времени, предсказаниях и о святом воинстве поэта! Учитель блестяще показал, какими ориентирами нужно руководствоваться, процитировав Булата Окуджаву: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство!» Эмоциональный накал мастер-класса завершился овациями в адрес мастера-учителя. Олегу Геннадьевичу зал аплодировал стоя!
Михаил Александрович Нянковский, заслуженный учитель России, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994, директор книжного издательства «Академия 76» из г. Ярославля, рассказал о великом русском поэте Некрасове и о его новаторских идеях. Тонкие грани поэтического мастерства в описаниях крестьян, введение прозаизмов и многие новшества позволили растворить гениальные творения мастера в русской культуре, в русском сознании и полюбить его.
Учитель биологии из Липецкой области, новоиспеченный кандидат педагогических наук Овчинников Алексей Васильевич, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2011, поделился своими мыслями о внедрении информационных технологий в школе, о том, как сделать урок интерактивным и поистине творческим.
Учитель истории и обществознания г. Самары Сергей Сергеевич Кочережко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2015, говорил о культурном коде, стереотипах и глобальных вопросах образования – «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?».
О геральдике и ее роли в изучении географии поведал участникам форума учитель из Московской области Павел Евгеньевич Красновид, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019: можно ли использовать возможности этого приема на других уроках; как с помощью символов представить герб «Капитанской дочки» или законов Ньютона; можно ли использовать этот прием при описании природных зон и федеральных округов.
Что связывает селфи и Маленького принца? Есть ли связь между произведениями группы «25/17» и Бродским? Как связан манифест футуристов 1912 года и битва рэперов? На эти вопросы ответила и рассказала на уроках литературы о роли современного рэпа учитель Волгоградской области, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2019 Лариса Гивиевна Арачишвили. Качественный рэп может стать связующим звеном между школьником и классической литературой!
Необыкновенно интересно прошел «Педагогический бал». Коммуникабельность, креативность, критическое мышление и коллаборация – принцип 4 «к» в действии. Итогом стала запись новогоднего поздравления от участников форума.
«Одна из участниц семинара сказала, что главный враг эффективного учебного процесса – однообразие. Как замечательно, что у учителей есть возможность внести разнообразие и провести время не только интересно, но и полезно! Благодаря конкурсу «Учитель года» и таким фестивалям можно ознакомиться с передовыми актуальными идеями. О впечатлениях от каждого мастер-класса можно написать отдельную статью. Мне кажется, что их объединяет главная идея: миссия учителя состоит в том, чтобы передавать культурный код новым поколениям. На секциях нам показали коллеги свои интересные методические наработки и опыт их внедрения. В редкие моменты, когда появлялась свободная минута, мы гуляли по Самаре – городу с неповторимым колоритом, архитектурными модерновыми зданиями, героической историей. Отдельно хочется отметить гостеприимство и выразить признательность за экскурсию по самарской гимназии №11 директору Л.В.Галузиной. Гимназия имеет свой потрясающий стиль, что чувствуется практически в каждом помещении. И конечно, огромное спасибо и благодарность Светлане Ильиной, директору гимназии №3. Светлана Сергеевна является победителем конкурса «Учитель года Самарской области», что проявляется в ее трепетном отношении к нам. Я думаю, что каждый участник форума будет благодарен самарским друзьям за эти прекрасные дни, наполненные идеями, творчеством и дающие стимулы к дальнейшему развитию», – написал о форуме молодой учитель истории из города Ростова-на-Дону А.Н.Рябчук.
Интересными уроками и выступлениями запомнился следующий день форума. Когда у учеников и учителей горят глаза, счастье отражается на лицах, эмоции зашкаливают, это означает, что время потрачено не зря, а материал и занятия будут вспоминаться долго.
Особенно хочется отметить педагогические находки молодых коллег Самарской области и мастер-классы победителей конкурсов педагогического мастерства разных лет. В шести секциях работали педагоги. Вызвали интерес и запомнились выступления: Э.Э.Сафиуллиной, учителя года Башкирии-2018, «Заговори, чтобы я тебя услышал»; С.В.Малькевич, учителя года Ростовской области-2013, «Искушение информацией»; Д.В.Петровой, победителя фестиваля молодых педагогов Самарской области, «От простого к космическому»; А.И.Семке, учителя года Кубани, «Кто ты, мистер Х?»; Е.А.Бакушиной, победителя фестиваля молодых педагогов Самарской области, «Воздействие карикатуры на образное мышление студентов»; И.Д.Таумова, победителя конкурса «Лидер самарского образования»-2011, «Строка, оборванная войной».
Рима Ронжина, учитель года из Башкортостана, поделилась своими впечатлениями о форуме: «Самара – это город, в который хочется возвращаться вновь и вновь. А куда мы хотим возвращаться? Конечно, в то место, где нам было хорошо, где нам рады и где нас ждут. У учителей года города ассоциируются с конкретными людьми. Для нас символом Самары является светлый, добрый и приветливый человек, директор гимназии №3 г. Самары, руководитель клуба «Учитель года Самарской области» Светлана Сергеевна Ильина. Именно благодаря ее энергии, энтузиазму и неравнодушию у учителей Самарской области и других регионов России есть уникальная возможность прикоснуться к прекрасному, насладиться общением с лучшими учителями России. Два дня пребывания в Самаре становятся для нас глотком свежего воздуха и зарядом энергии. Спасибо, дорогая Светлана Сергеевна, за ваше творчество, заботу и любовь!»
Разбегались в разные уголки нашей Родины электрички, автобусы и поезда, улетали учителя года. Расставаться всегда сложно, но у каждого в сердце оставалась частичка гостеприимства гимназии №3, улыбка и теплота Светланы Сергеевны Ильиной, «серебро» Самары!
«Такие форумы – реальное воплощение сверхзадачи и главной идеи конкурса, которые были сформулированы основателями, нашими коллегами, журналистами «Учительской газеты», в 1989 году, а мы с 1991 года развивали все это! Продолжайте зажигать, заряжать, вдохновлять!» – это пожелание от Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора этого издания.
Миссия форума «Педагогическая гавань» выполнена в полном объеме. Учителя получили заряд педагогического оптимизма, мгновения профессионального общения, приобрели новые инструменты для своей учительской практики и, главное, стали немного счастливее, и я уверен, что все положительные эмоции прекрасно отразятся на учениках. А значит, все у нас получится!
Андрей СЕМКЕ, учитель физики, методист ИРО Краснодарского края, учитель года-2000, заслуженный учитель Кубани, фото автора
Комментарии