search
main
0

Педагоги! Встаньте в круг. или Правовой ликбез в действии

Десять лет назад шведский профсоюз учителей предложил российским коллегам перенять его опыт работы в профсоюзных кружках. Так возник пилотный проект, в котором первыми приняли участие брянские педагоги. Позже к ним присоединились Тамбов, Чита, Новгород, Тула, Воронеж, Самара, Башкортостан, Липецк и другие регионы.

Мы так устроены, что копируем заграничный опыт, не видя аналогов в собственном Отечестве. В России накоплены давние традиции так называемого общинного образования взрослых. Правда, эти формы изустного просвещения были распространены в период практически полной неграмотности населения, отсюда традиционные русские народные сказки, воскресные школы при церквях и так далее. Позже идеи кружковой работы были использованы для ликвидации безграмотности как в дореволюционное, так и в советское время. Разница лишь в том, что до революции этой работой занимались энтузиасты-интеллигенты, а при советской власти это стало частью государственной политики.

Идею кружковой работы в образовательных учреждениях некоторые педагоги до сих пор воспринимают критически. Видимо, помнятся им кружки политграмоты, в которые силком загоняли всех в советские времена, никому не нужные политинформации. Тогда в народе это считалось пустой тратой времени, и все как могли от таких занятий увиливали. Но нынешние профсоюзные кружки совсем иное дело, они раскрывают для педагогов суть законов и помогают понять, как их применять на практике.

Скажем, пришлось мне побывать на занятии кружка в городе Уварове и увидеть, как со знанием дела учителя анализируют СанПиНы. Подход к этой теме был деловой и сущностный. После такого занятия навряд ли кто-то сможет заморочить педагогам голову неправильной трактовкой санитарных правил и норм.

Шведские кружки, опыт которых сегодня широко перенимается российским учительским профсоюзом, решают прежде всего просветительские и неформальные образовательные задачи. Но если в Швеции кружковой работой охвачены три четверти населения в возрасте от 18 до 75 лет, то у нас в стране эту работу можно считать пока уделом сравнительно небольшого количества педагогов.

Читать законы и нормативные акты обычным людям трудно и непривычно – уж больно сложным языком изложены. А вот когда все объясняет руководитель кружка, да еще приводит примеры из жизни коллектива, когда члены кружка в оживленной дискуссии обсуждают различные проблемы и находят пути их решения, все становится ясным и понятным. Как говорят профсоюзные лидеры, происходит передача информации по принципу от человека к человеку, что продуктивнее, чем передача от бумаги к человеку.

Самое интересное, что практически все возможные формы кружковой работы учителя осваивают в классе с учениками. Там и диалог, и дискуссия, и деловая игра, и тестирование, и ролевые игры, и проблемные ситуации, требующие коллективного разрешения, и многое другое. Но в классе учитель – все знающий и все понимающий человек, который может прийти на помощь ученику. В профсоюзном же кружке он сам становится учеником, ищущим ответы на важные вопросы, поэтому такая смена роли психологически требует времени и такта руководителя кружка, которым может стать любой член коллектива, умеющий организовать работу педагогов.

Как выбрать тему, которая интересует всех? Поиски могут сопровождаться анкетированием, опросом или проведением предварительного обсуждения. Когда в результате всего этого создается план работы кружка, когда известен перечень тем, можно уже готовиться к обсуждению каждой из них. Можно менять темы и вносить коррективы в план работы кружка в соответствии, так сказать, с велением времени.

Что делать, если тема очень трудна и сразу ее не разберешь? Можно разбить ее на отдельные части и разрабатывать постепенно, шаг за шагом, привлекая к работе кружка экспертов, специалистов.

Как правило, есть типичные ситуации, в которых педагог может пострадать от незаконных решений управленцев. Например, директор школы, случается, несправедливо наказывает учителя. Поэтому на занятиях кружка можно и нужно разобрать наиболее типичные ситуации. Его участникам могут быть даны задания, которые нужно обсудить и дать правильный ответ. Приведем примеры.

Задание: Работник не вышел на работу и не сообщил о причинах своего отсутствия. После выхода на работу он не дал никаких объяснений по поводу своего отсутствия, на следующий день взял больничный лист и поставил в известность об этом директора школы. Директор объявляет ему выговор за отсутствие на работе. Правильно ли он поступил?

Ответ: Неправильно, поскольку нарушил статью 193 Трудового кодекса РФ, применив дисциплинарное взыскание к работнику, который в данный момент отсутствовал по болезни.

Задание: Классный руководитель получил распоряжение сопровождать детей в театр, но не подчинился ему. Могут ли его наказать за это?

Ответ: Его могут наказать в случае, если было письменное распоряжение директора о направлении классного руководителя для сопровождения детей в театр, если классный руководитель был ознакомлен под роспись с этим распоряжением, если в трудовые обязанности классного руководителя это входит и он был ознакомлен со своими должностными обязанностями под роспись.

Задание: К заместителю директора по учебной работе было применено дисциплинарное взыскание. Может ли оно быть снято через два месяца?

Ответ: Может. Закон не устанавливает минимального срока, по истечении которого может ставиться вопрос о снятии дисциплинарного взыскания.

Задание: Работнику предложили перейти на другую работу, а он отказался. Правильно ли то, что директор объявил ему за это выговор?

Ответ: Неправильно, поскольку от работника можно потребовать выполнения только тех обязанностей, которые изложены в его должностных инструкциях.

Задание: Учитель 20 января опоздал на работу по неуважительной причине. Директор узнал об этом 21 января, издал приказ о дисциплинарном взыскании 18 февраля, а ознакомил с ним учителя под роспись 26 февраля. Правомерно ли все это?

Ответ: Нет, поскольку дисциплинарное взыскание может быть вынесено только в течение месяца, следующего за совершенным нарушением.

Вопрос: Обязан ли работодатель предоставить отпуск без сохранения заработной платы (14 календарных дней) женщине, которая одна воспитывает ребенка в возрасте до четырнадцати лет?

Ответ: Коллективный договор может устанавливать для таких работников ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае дополнительный отпуск по заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован им отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год, согласно Трудовому кодексу РФ, не допускается. (Если коллективный договор не устанавливает права таких работников на получение льготного отпуска без сохранения заработной платы, то работники не имеют права требовать предоставления им таких отпусков.)

Вопрос: Какова должна быть продолжительность отпуска заместителя директора по АХЧ, если он еще ведет уроки технологии в объеме 14 часов?

Ответ: Поскольку с работником заключен трудовой договор по должности заместителя директора по административно-хозяйственной части, преподавательская работа для него не считается совместительством. Следовательно, продолжительность отпуска по должности замдиректора по АХЧ определяется в общем виде и равна 28 календарным дням.

Вопрос: Может ли работник подать заявление о предоставлении ему отпуска на 10 дней в счет ежегодного отпуска и получить его?

Ответ: Да, так как по соглашению между работником и работодателем ежегодный отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей не должна быть меньше 14 дней. Минимальную продолжительность одной части ежегодного отпуска Трудовой кодекс РФ не ограничивает.

Вопрос: Учителя летом, во время отпуска, выходят поочередно для работы на пришкольном участке. Неиспользованные дни отпуска директор разрешает взять только во время каникул. Прав ли он?

Ответ: Закон определяет, что отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

К сведению: отказ работника независимо от причины отказа от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины.

Когда начнется учебный год, актуальными окажутся вопросы распределения учебной нагрузки. Ведь нередки случаи, когда управленцы пытаются уменьшить учебную нагрузку педагога, тем самым ухудшая его материальное положение. Как быть в таком случае?

Понятно, что руководить кружком должен человек, сведущий в образовательном праве. В Брянской и Тамбовской областях – лидерах кружковой работы для подготовки таких руководителей проводятся семинары, издаются информационно-методические материалы, обобщающие опыт работы кружков.

Информация к сведению

Какие темы могут быть рассмотрены на занятиях кружков?

Трудовые отношения в сфере образования, срочный трудовой договор.

Коллективные и индивидуальные трудовые споры.

Ведение коллективных переговоров, коллективный договор образовательного учреждения.

Порядок увольнения работников по инициативе администрации.

Правила внутреннего трудового распорядка и трудовая дисциплина.

Порядок ведения трудовых книжек.

Правовой механизм распределения учебной нагрузки.

Заработная плата работников образования (тарификация педагогов).

Права и обязанности педагогических работников.

Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Изучение правовых актов о порядке назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Рабочее время и время отдыха работников.

Порядок предоставления отпусков, их продолжительность и оплата.

Порядок формирования и использования фонда доплат и надбавок.

Здоровье учителя.

Социальная защита молодого учителя.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Обсуждение публикаций в «Учительской газете».

Учебная нагрузка – общее количество часов оплачиваемой преподавательской работы в неделю, которая выполняется учителем в одном или нескольких образовательных учреждениях.

Объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном образовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.

Учебная нагрузка на новый год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. Предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год производится также для соблюдения сроков, за которые работник должен быть предупрежден о возможном изменении в объеме учебной нагрузки.

Любое временное или постоянное изменение – увеличение или уменьшение – учебной нагрузки учителя по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре (а если таковая в нем не оговорена, то по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме учителя на работу), а также изменение ее характера возможны только по взаимному согласию сторон.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное образовательное учреждение – место основной работы, как правило, сохраняется объем и преемственность предметов и классов. Преемственность классов не сохраняется по выпускным классам и при объединении (разделении) классов. В этих случаях учителю может быть предоставлена нагрузка в других классах, если работа в них соответствует его должности, квалификации и если иные условия не оговорены при заключении трудового договора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте