search
main
0

Педагоги создают нацию

​Современная система образования в Чеченской Республике имеет ряд характерных особенностей, свойственных исключительно нашему региону. Возможно, из-за этого образование стало предметом активного обсуждения в обществе и пристального внимания руководства республики. Не раз приходилось слышать такие нелицеприятные высказывания в адрес педагогов школ и самой системы образования, как, например: «В школах уже ничему не учат», «Даже я знаю больше, чем мой учитель», «Министерство рано начало введение ЕГЭ в школах». Нет смысла отрицать то, что в образовательных учреждениях существуют серьезные проблемы. Сегодня такие же проблемы ощущаются по всей стране, и связаны они прежде всего с изменением политической и социально-экономической системы в Российской Федерации с начала 1990-х годов. Образованию в те тяжелые для страны и вдвойне тяжелые для нашей республики годы не уделялось должного внимания. Ситуация в республике начала меняться с приходом к руководству Рамзана Ахматовича Кадырова, с началом реформирования системы образования, с началом реализации приоритетного национального проекта «Образование». «Учитель создает нацию», – говорил Ахмат-Хаджи Кадыров. И эти слова стали предзнаменованием для развития образования. Чеченская Республика сделала особый акцент на данной сфере, сделала восстановление учебных заведений приоритетной задачей.

К началу учебного 2000 года из имеющихся 469 школ Чеченской Республики пригодными для учебного процесса были признаны только 2 школы. Остальные образовательные учреждения находились в разрушенном состоянии. В 2006 году президентом ЧР Рамзаном Кадыровым был создан республиканский оперативный штаб по восстановлению экономики и социальной сферы республики. Восстановлению объектов образования и здравоохранения придавалось особое значение. В итоге проделанной масштабной работы с 2007 по 2010 год построено и восстановлено свыше 300 общеобразовательных учреждений, часть из которых строились по специальным проектам. Наиболее результативным в сфере образования стал 2009 год. В конце прошлого учебного года президент ЧР Рамзан Ахматович Кадыров поставил перед правительством республики задачу – провести до начала учебного года капитальный ремонт всех учебных заведений, находящихся в аварийном состоянии. Глава республики подчеркнул, что в ходе ремонта школ должны использоваться современные строительные материалы. Несмотря на короткий срок и масштабы предстоящих работ, строители с поставленной задачей справились. В общей сложности за этот год было отремонтировано и построено свыше 150 учебных заведений и десятки детских садов. Стоит отметить, что процесс ремонтно-строительных работ проходил под личным контролем президента ЧР Рамзана Кадырова. Все указанные работы велись в рамках Федеральной, Республиканской целевых программ, а также по внепрограммным мероприятиям. На сегодняшний день в республике полноценно функционируют 442 школы, в которых обучается более 214 тысяч человек и работает около 15000 педагогических работников.Важное направление в сфере образования – компьютеризация школ. Достаточно сказать, что во всех школах республики имеются компьютерные классы. Продолжается активное строительство новых школ, учреждений начального и высшего профессионального образования и оснащение их новейшей техникой.Правильная кадровая политика в области образования – это ключевой фактор в процессе повышения качества образования в ЧР, перехода на внедрение в образовательных учреждениях инновационных технологий. Настоящая проблема активно решается министерством образования и науки ЧР. Сразу несколько учреждений, в числе которых два вуза, два педагогических колледжа, Чеченский институт повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) и Региональный центр обработки информации и мониторинга качества образования (РЦОИ), задействованы в подготовке новых педагогических кадров и переквалификации существующих. Первый аспект кадровой политики – это повышение престижа профессии учителя, привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов. В 2008 году впервые был подписан четырехсторонний договор (министерство – местная администрация – вуз (Чеченский государственный педагогический институт и Чеченский государственный университет) – абитуриент), на основе которого на педагогические специальности были приняты 115 человек из числа выпускников школ, которые по окончании вуза вернутся работать в школу. Такая практика стала ежегодной и при повышении материального уровня учителей позволяет решить вопрос нехватки кадров. В настоящее время республика принимает участие в федеральном проекте по привлечению перспективных выпускников для работы в школах через оказание государственной поддержки в размере 500 тысяч рублей. Для Чеченской Республики выделено 47 вакансий, по которым будет оказана государственная поддержка.Серьезным подспорьем в увеличении размера заработной платы педагога также стало внедрение Комплексного проекта модернизации образования, которое помимо расширения общественного участия в образовательном процессе обеспечило увеличение заработной платы педагогов в 1,5-2 раза за счет иного подхода к оценке качества работы отдельно взятого преподавателя. Эксперимент по внедрению КПМО с сентября 2008 года стартовал в 44 образовательных учреждениях. Чеченская Республика начала участие в данном эксперименте на инициативной основе.Другой аспект кадровой политики – это приобщение педагогов образовательных учреждений к современным образовательным методикам и новейшим технологиям. Но к сожалению, проблема эта не решена и по состоянию на сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях имеется более 500 вакансий. На сентябрь 2010 года 425 школ республики подключены к сети «Интернет», практически в каждой школе установлены интерактивные доски (широкоформатные мониторы с сенсорной поверхностью). Руководство республики в течение последних лет выделяет финансовые средства для обеспечения санаторно-курортного отдыха учителей. Например, в 2009 году на эти цели было выделено 7 млн руб. (319 путевок), в 2010 году выделено столько же.По национальному проекту «Образование» в 2008 году 167 учителей получили по 100 тыс. рублей, 12 человек от президента ЧР по софинансированию получили по 50 тыс. руб. И еще по указу президента ЧР 50 человек получили премию президента в размере 50 тыс. руб. В 2009 году 167 учителей получили по 100 тыс. рублей и 20 человек от президента ЧР по 50 тыс. руб. На День учителя постановлением президента и правительства Чеченской Республики 29 учителей, проработавшие в школах Чеченской Республики свыше 50 лет, получили денежные премии от президента ЧР по 100 тыс. руб. В 2010 году 20 учителей получат по 200 тыс. рублей.На 2010 год запланировано 79,5 млн рублей на оплату коммунальных услуг. По закону об образовании ЧР, ст. 51, п. 12, молодым специалистам предусмотрена выплата единовременного пособия, на эти цели в бюджет заложено 3,5 млн рублей (по 22 тыс. на 1 человека). До начала 2009 года ни одно общеобразовательное учреждение в Чеченской Республике не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности.За прошедшие 6 месяцев на базе Чеченского института повышения квалификации работников образования проведены курсы по подготовке экспертов для лицензирования и государственной аккредитации школ Чеченской Республики. Всего подготовлено 300 экспертов.Утверждены нормативно-правовые документы для государственной аккредитации школ.На 01.09.2010 года только 22 школам не выданы лицензии.В 2010 году система профессионального образования Чеченской Республики представлена 15 училищами и 9 средними специальными учебными заведениями. На 1 января 2010 года общий контингент обучающихся по учреждениям начального и среднего профессионального образования составляет 9263 и 8383 соответственно, итого всего обучающихся – 18039, в том числе 1805 человек в учреждениях СПО с полным возмещением затрат на обучение. Приоритет в подготовке рабочих кадров отдается востребованным на рынке труда и пользующимся как текущим, так и перспективным спросом профессиям. Руководители учреждений начального и среднего профессионального образования с пониманием относятся к решению стоящих перед ними задач. Проводится работа по прогнозированию образовательных услуг с целью формирования госзаказа на подготовку рабочих кадров. Обсуждались проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования, соответствие их потребностям рынка труда республики, согласования объемов, профилей и сроков их подготовки. Ведется работа над созданием механизма эффективного социального партнерства с заказчиками кадров, работодателями и товаропроизводителями.В учреждениях профессионального образования республики созданы все условия для полноценной организации теоретического и практического обучения учащихся и студентов. Но для качественной подготовки специалиста существуют проблемы, без решения которых невозможно повысить качество подготовки: отсутствие лабораторий, учебных мастерских и необходимого в них оборудования, отсутствие возможности прохождения производственной практики и производственного обучения учащимися и их трудоустройство.Эти проблемы осложняют обучение, снижают качество подготовки квалифицированного специалиста. Анализ трудоустройства выпускников свидетельствует, что доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, составляет 27%. Доля выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии, составляет 21%. Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных учреждениях НПО, – всего, в том числе на мастера производственного обучения, – 18 учащихся, численность учащихся, приходящихся на одного работающего в государственных учреждениях СПО, – 11 студентов. За два года более 200 человек прошли курсы повышения как в республике, так и за ее пределами. Кадровое обеспечение учреждений профессионального образования составляет 98%. Кроме того, ежегодно растет процент работников с высшим образованием. В этом учебном году он составил 75%. В учреждениях начального и среднего профессионального образования активно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся и студентов на основе традиций, нравов и обычаев чеченского народа. В результате реализации комплексных программ восстановления и развития образования ЧР к настоящему времени в республике успешно функционирует сеть профессиональных образовательных учреждений, в которых обучается около 50 тыс. человек по 117 специальностям.Министерством образования и науки, отделами образования и образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЧР проводится целенаправленная работа по обеспечению прав и законных интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Для организации более эффективной работы по реализации демографической политики, направленной на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняты постановления правительства Чеченской Республики от 28 января 2008 года №№8, 10 «О предоставлении в 2008-2010 годах субвенций из бюджета Чеченской Республики бюджетам городов и районов республики на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью», «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из бюджета Чеченской Республики бюджетам городов и районов Чеченской Республики на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей».Заключены соглашения от 27 февраля 2008 года №60/07, №63/06 между Федеральным агентством по образованию и Чеченской Республикой «О предоставлении субсидии бюджету Чеченской Республики на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей», «О предоставлении субвенции бюджету Чеченской Республики на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью». Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются в нашей республике наиболее социально уязвимой группой населения. В республике функционируют республиканская общеобразовательная школа-интернат №1 имени Агаевой Маржан, республиканская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №2, в которых обучаются 357 детей. С начала 2007 года начата выплата пособий на содержание ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье в сумме 4000 рублей в месяц на одного ребенка, и на оплату труда приемных родителей по 2500 рублей в месяц, и единовременного пособия при всех формах устройства ребенка в семью в размере 8000 рублей. С июля 2008 года размер единовременного пособия увеличился на 840 рублей, что составляет 8840 рублей. Так, за истекший 2009 год на содержание 1919 детей опекунами получены ежемесячные денежные пособия в размере 4000 руб. на одного ребенка. Ежегодно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в оздоровительные лагеря. В 2010 году более 1700 детей данной категории отдыхали в летних оздоровительных учреждениях КБР, Краснодарского края, Дагестана.Анзор МУЗАЕВ, министр образования и науки ЧР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте