Ранний возраст является уникально компенсаторным и определяющим для всего развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и развития коммуникативных навыков. Поэтому дефициты воспитания в этом возрасте приводят к непоправимым потерям в развитии.
Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни ребенка позволяют предупредить появление вторичных поведенческих нарушений, преодолеть уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня образования и степени интеграции в обществе. Именно эти задачи ставит перед собой служба ранней помощи для детей от 1,5 до 4 лет, функционирующая при школе №2128 «Энергия».Мы, родители и специалисты, работающие в центре помощи, понимаем, что каждый ребенок развивается своим путем – быстрее или медленнее, с бурными кризисами роста или поступательно. Поэтому нет и не может быть в психологии и коррекционной педагогике готовых рецептов и алгоритмов, описывающих выходы из конкретных ситуаций. Но в нашей работе мы придерживаемся принципов, на которые ориентируем все семьи, обращающиеся к нам за поддержкой. Именно они помогают нам установить доверительные, радостные и эффективные отношения с ребенком, развить у него мотивацию к познанию нового и дают ему силы для преодоления трудностей в достижении результатов.Что же это за принципы? Часто родители испытывают неудовлетворенность от того, что ребенок не такой, каким им хотелось бы его видеть. Не такой контактный, общительный, жизнерадостный… Поэтому установка на безоценочное принятие ребенка, реалистичное признание всех его особенностей, способностей и возможностей – это основа, на которой строится вся наша совместная работа с семьей.Следующий принцип – это осознанность собственных родительских действий. Родитель в каждый момент времени учится понимать причины, последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребенку. То есть он становится способен осознанно ответить на вопрос: «Что и зачем я сейчас делаю, что при этом чувствуем я и мой ребенок?» Конечно, невозможно осознавать любое действие, это неэффективно и затратно. Но мы стараемся обратить внимание на ключевые моменты по отношению к ребенку и на осознание ответных родительских чувств. Это необходимо для того, чтобы малыш научился без стресса и принуждения понимать правила и границы, увидел основные ориентиры в обучении.Еще одним важным принципом работы является систематичность и последовательность в пошаговой реализации программы индивидуального развития с учетом всех трудностей и проблем ребенка. Как правило, родители с большим энтузиазмом включаются в совместную работу, но, неправильно распределяя свои ресурсы, устают от необходимости постепенно и понемногу наращивать темпы усвоения материала, ждут быстрых результатов и отвлекаются на другие сферы жизни. В службе ранней помощи мы учим находить необходимый баланс, для того чтобы движение в развитии ребенка оставалось неизменно поступательным, а родители эмоционально не выгорали в погоне за нереалистичными результатами.Умение слушать и слышать своего ребенка также значимый принцип в жизни семьи и службы ранней помощи. Важность развития таких навыков невозможно переоценить. А между тем в службу часто приходят родители, обладающие обширными знаниями из глубин Интернета, использующие в свободном общении медицинскую терминологию, но не умеющие понять те запросы, с которыми к ним обращается собственный ребенок. И здесь, в центре, со специалистами они открывают для себя радость общения с малышом, учатся использовать игрушки для развертывания разных игровых сценариев, с удивлением узнавая, что не в количестве игрушек счастье для ребенка, а в умении с ними обращаться и выстраивать последовательность действий.Кроме совместных детско-родительских и консультационных занятий по рабочим дням, суть которых была изложена выше, в службе ранней помощи ведется индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, действует инклюзивная группа выходного дня. Каждую субботу в инклюзивной разновозрастной группе проходит 5 игровых тренингов:- интенсив по адаптивной физкультуре и «Круг общения»;- тренинг по формированию навыков игры;- арт-мастерская;- два занятия по альтернативной коммуникации с логопедом (старшие и младшие дети).Кроме групповых тренингов в субботу дети с родителями посещают индивидуальные занятия логопеда, дефектолога, психолога и семинары специалистов. На занятиях малыши осваивают новые формы движения, совместные игры, новые модели и правила поведения, развивают умение слышать и слушать речевые инструкции и тут же применяют свои новые знания на практике – в играх с ребятами в парах, кругу, в динамике.На игровых занятиях «Игра+» используется разное функциональное пространство – темная сенсорная комната, игровой зал, мультимедийный кабинет. Малыши осваивают развивающие игровые методики с задействованием Монтессори-оборудования, лего-дакта, комплектов оборудования Spectra и многого другого.На занятиях по речевой ритмике логопед формирует представление детей о звуках, проводит артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дает рекомендации и знакомит родителей с речевыми играми, которые можно выполнять дома.Арт-мастерская – творческая зона продуктивных видов деятельности, где дети с родителями в работе с пластическими массами, красками, бумагой и природными материалами закрепляют все полученные на индивидуальных и групповых занятиях знания. Занятия в мастерской всегда начинаются с пальчиковой арт-гимнастики. Эта веселая игра с красками, несмотря на кажущиеся простоту и легкость, формирует и запускает многие сложнейшие компенсаторные механизмы и процессы в значимых отделах головного мозга.Но наибольший интерес у взрослых и малышей вызывают арт-проекты: полезные плакаты-напоминалки, сделанные своими руками, артбуки с наклейками и игровые пособия-поделки. Это моменты, когда творчество не только остается развивающим, полезным, но и становится радостным, свободным. Проекты «Зима», «Кормушка», «Городок», «Мир вокруг меня» продуманы до мельчайших деталей и являются базой для закрепления логических понятий «большой – маленький», «один – много», «цвета», «формы», «высокий – низкий», «узкий – широкий». Дети с удовольствием возвращаются к своим работам, дополняют их, выполняют творческие задания. Так незатейливые картинки становятся игровыми пособиями, созданными с интересом и любовью стараниями всей семьи.Важным и обязательным компонентом работы в мастерской являются действия с песком, соленым тестом и пластическими массами. Многие наши дети имеют сложно сочетанные дефекты развития, где речь не сформирована на активном уровне, поэтому наша задача как специалистов использовать все способы, чтобы активизировать процессы, запускающие речь, в том числе через развитие мелкой моторики.После работы в арт-студии мы переходим в зал, где малышей ждут игры с парашютом, массажными мячами, фитболами и геймболами. Под звуки спокойной музыки с шумом моря мы проводим дыхательную гимнастику и делаем упражнения-игры программы сенсомоторной коррекции.Дети с ОВЗ должны быть включены в инклюзивные группы раннего развития как можно раньше, поскольку это приводит к положительным результатам социализации. Именно в этом возрасте складывается стереотип поведения в группе. В период раннего детства большинство детей начинают активно интересоваться другими людьми и стремиться к общению. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и равноценными людьми. Нормально развивающиеся дети, с ранних лет интегрируясь с детьми, на них не похожими, постепенно осознают, что люди могут быть разными, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее и тех, кто нуждается в особой поддержке и помощи с их стороны. Это понимают и родители, которые приходят к нам в группу, поэтому служба ранней помощи на сегодняшний день востребованная структура в составе современного образовательного комплекса, позволяющая подарить детям с особыми потребностями в образовании радость общения, новые впечатления, грамотно сформированное развивающее пространство, игры и возможность подготовки к бесконфликтному и социально адаптированному посещению дошкольной и школьной ступеней образования в контексте ФГОС ОВЗ.Юлия СЛОБОДИЧ,педагог-психолог школы №2128
Комментарии