Идея создания ассоциации педагогов, готовых проводить занятия по тематике бережного отношения к окружающему миру, зародилась на III Российской конференции по правам животных. Участники отметили важность системного биоэтического просвещения в образовательной системе страны.
Жестокость детей к животным и возможности их знакомства с окружающим миром стали центральными темами обсуждения на секции «Биоэтическое просвещение в школах России». Исследования показывают, что многие дети имеют искаженные представления о жизни животных. Например, они могут не осознавать разницу между жизнью диких животных в естественной среде обитания и в зоопарках. Такое непонимание часто связано с недостатком непосредственного контакта с природой, что является следствием как урбанизации, так и особенностей современной образовательной системы, подчеркнула Елена Тутынина, кандидат педагогических наук и доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО имени К.Д. Ушинского.
Педагоги отмечают, что сегодня темы, связанные с бережным отношением к животным, представлены в школах фрагментарно. Занятия проводятся нерегулярно и часто силами сторонних организаций, как правило, затрагивая узкий круг тем о домашних питомцах.
Несмотря на растущий интерес к биоэтике и гуманному отношению к животным, реализация подобных программ сталкивается с определенными трудностями. Как отмечает Тутынина, не все преподаватели готовы брать на себя ответственность за внедрение таких тем в учебный процесс. Это может быть вызвано недостатком знаний о том, как организовать занятия и какие результаты можно получить. На конференции было предложено активнее обсуждать такие вопросы на профессиональном уровне, чтобы углубить понимание биоэтики и ее роли в образовании.
Создание ассоциации педагогов, исследователей и активистов в области бережного отношения к животным может стать важным шагом к системному внедрению биоэтического просвещения в российские школы и к более широкому распространению знаний о животных среди детей, выразили мнение участники секции.
Такие занятия могли бы стать важным шагом и с точки зрения профилактики детской жестокости по отношению к слабым.
«Мы хотели бы начать изучать эту проблему комплексно и доказать, что уроки бережного отношения ко всему живому способны стать важным элементом в ее решении», – отметила куратор секции Мария Яловенко, руководитель проекта «Биоэтика детям», преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена.
Формирование бережного отношения к животным начинается с раннего возраста, поэтому важно, чтобы биоэтическая тематика стала неотъемлемой частью образовательной программы, позволяя детям осознать свою связь с природой и другими живыми существами. Создание программ, направленных на развитие эмпатии, поможет школьникам не только лучше воспринимать окружающий мир, но и стать более ответственными гражданами, готовыми приходить на помощь и не причинять вреда другим существам.
«Уроки биоэтики развивают у детей ценностные ориентиры, формируют их личность, просоциальное поведение. А это инвестиция в будущее, основы для построения гуманного и справедливого общества», – подчеркнула Мария Яловенко.
Таким образом, создание ассоциации педагогов-специалистов, готовых проводить уроки бережного отношения к животным — это необходимость, которая может изменить подход к образованию и воспитанию нового поколения в России.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, из-за чего у детей появляется жестокость по отношению к животным и что с этим делать.
Автор: Анна Перелыгина
Комментарии