В Департаменте образования состоялась пресс-конференция, посвященная развитию системы образования в ТиНАО.
Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Тема развития образования на присоединенных к Москве территориях для нас очень важна. В ТиНАО происходит много хорошего – строят жилье, школы, детские сады. Распределяя средства на приобретение оборудования, на текущие ремонты по формуле, где сумма пропорциональна количеству учеников и воспитанников, мы ввели для новых территорий на 2013 год повышающий коэффициент 2, то есть каждый ученик и воспитанник в этой формуле считается за двоих, заручившись согласием на это всех десяти старомосковских округов. В результате получаются неплохие суммы финансирования, и образовательные учреждения ТиНАО могут повышать качество своей работы. Формулы должны быть правильными, тогда люди могут строить собственные планы развития.Светлана КОРОЛЕВА, заведующая детским садом №1161 «Колосок» (Москва, поселение Троицкого АО «Краснопахорское село» Красная Пахра):- Какие изменения произошли в нашем детском саду. Очередность была для нас бичом, и очередь в мое ДОУ составляла 47 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 12 детей от 4 до 7 лет и 75 детей от года до двух лет. Соответственно для того, чтобы удовлетворить потребности родителей, ликвидировать эту очередность, нужно было срочно принимать какие-то меры. До нашего перехода в Москву ситуация с этим складывалась не очень хорошо. Потом нас пригласили на очень интересное мероприятие «Оптимизация помещений дошкольных образовательных учреждений для удовлетворения потребностей родителей и открытие вариативных форм дошкольного образования», где нам подсказали, что мы могли сделать, чтобы ликвидировать очередность. Посмотрев опыт работы коллег из многих округов Москвы, проработав все шаги, мы поняли, что это очень интересно. Это на самом деле помогает нам ликвидировать очередность. На сегодняшний день в своем ДОУ мы открыли группу кратковременного пребывания на 20 детей, Центр игровой поддержки на 24 ребенка. Получается, что если на начало года у меня были заявлены 240 детей, то сейчас я смогла взять уже 284 ребенка. Из той очереди, в которой у меня были дети с 2 до 3 лет, мы практически взяли всех. Помимо этого открытие всех этих вариативных форм дошкольного образования помогло не только снизить очередность, но и повысить заработную плату персонала, потому что те люди, которые у нас трудились, теперь работают в ЦИПре, ГКП, соответственно зарплата у них увеличивается. У нас получается, что родители очень довольны, новые формы работы нашего ДОУ им нравятся, они востребованы, дети приходят к нам с удовольствием. Мы бы еще развивались, нам хотелось бы ликвидировать очередность до конца, чтобы не было таких проблем, чтобы запрос родителей на образовательные услуги был выполнен полностью и в полном объеме. Изменения, которые мы почувствовали и увидели только по моему детскому саду, произошли и в других ДОУ ТиНАО.Елена БОНДАРЕНКО, заместитель начальника Юго-Западного окружного управления образования по новым территориям:- Система образования Троицкого и Новомосковского административных округов представлена 106 образовательными учреждениями, среди них 72 государственных и 34 муниципальных образовательных учреждения городских округов Троицка и Щербинки. Численность обучающихся составляет более 22,5 тысячи детей, дошкольные учреждения посещают около 9 тысяч детей.В настоящее время в образовательных учреждениях новых округов продолжается процесс перенастройки всех сложившихся ранее организационных, финансовых, управленческих механизмов, интеграция ОУ в столичную систему образования. Для руководителей ОУ этот процесс, может быть, несколько сложный, тем не менее довольно интересный – все руководители отмечают и увеличение финансирования, и увеличение материальных ресурсов, и обновление кадрового ресурса.В первую очередь нужно отметить значительные финансовые вливания и поступления из бюджета Москвы: на второе полугодие запланировано в бюджете более 2,5 млрд рублей на образовательные учреждения двух новых округов столицы. Для сравнения: до передачи образовательных учреждений в Москву расходы системы образования на одного обучающегося в расчете на год составляли в среднем около 60 тысяч рублей, если говорить о нынешнем текущем финансировании, то когда учреждения перешли в Москву, финансирование на одного обучающегося увеличивалось до 150 тысяч рублей в год в пересчете на годовые цифры. То же самое произошло в дошкольном образовании – совокупные расходы в сопоставимых годовых расчетах составили по Москве более 200 тысяч рублей на дошкольника в год, а до их перехода в московскую систему образования эта цифра в среднем составляла около 100 тысяч рублей в год, то есть финансирование увеличилось в два раза. Конечно, эти средства были направлены не только на реализацию образовательных программ (заработная плата и учебные расходы), но и на обеспечение инфраструктуры ОУ – только на проведение капитального и текущего ремонтов в ОУ были направлены более 300 млрд рублей. Здесь надо понимать, что передача произошла 1 июля 2012 года – в период, когда все образовательные учреждения нуждались в полном объеме в проведении ремонтной кампании, мы были вынуждены в кратчайшие сроки провести текущий ремонт и подготовку учреждений образования к новому учебному году, зато у нас появилась возможность во втором полугодии провести обследование зданий в более планомерном режиме. В 2013 году по итогам планомерного обследования зданий будут проведены разработка проектно-сметной документации, капитальный и текущий ремонты на сумму более миллиарда рублей.Однако задачи образовательных учреждений новых территорий лежат не только в плоскости обновления инфраструктуры, мы решаем и другие задачи. Особое внимание сейчас направлено на решение задачи по полному обеспечению местами в дошкольных учреждениях новых территорий. В наследство от Московской области мы приняли очередь в 7,5 тысячи детей в возрасте до 7 лет, из них очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 2,6 тысячи человек. Департамент образования разработал план мероприятий по ликвидации очередности, мы планируем, что к 1 сентября 2013 года очередь будет ликвидирована для детей от трех до семи лет. Уже в этом году и в начале 2013 года мы планируем ввод восьми новых объектов образования (из них – три детских сада в Московском и Внуковском поселениях, в поселке Коммунарка), будет приобретен детский сад завода «Варз», за счет этого, а также оптимизации действующих площадей в детских садах, открытия групп кратковременного пребывания мы будем решать вопрос ликвидации очередности в детские сады. Необходимо сказать, что наконец решился технический вопрос, связанный с электронной регистрацией детей, уже сегодня все родители новых округов имеют возможность спокойно из дома провести электронную регистрацию детей в школьные учреждения – на сайте поставить их на очередь, как это делается во всех округах Москвы, решается вопрос регистрации детей в первые классы (за каждым адресом будет закреплена не одна конкретная школа, а несколько школ или детских садов в микрорайоне. Родители, поставившие своих детей в очередь в детский сад, смогут увидеть сразу две очереди – обычную и льготную, тем самым они будут понимать, какое перед ними может быть количество льготников. Кстати, чтобы все было по справедливости, Департамент образования предлагает использовать льготы только с трех лет, ведь самые большие проблемы с очередями как раз в ясельных группах). Актуальной задачей в настоящее время остается внедрение финансово-экономических механизмов в образовательных учреждениях. У всех регионов эта система сложилась по-разному. В Московской области финансирование ОУ осуществлялось по смете, самостоятельности у них фактически не было. Сейчас в связи с переходом в Москву в условиях нормативно-подушевого финансирования учреждения получают деньги не по смете, финансирование учреждений происходит единым пакетом в форме субсидий, учреждения сами определяют направления расходования средств. Понятно, что увеличивается их финансовая самостоятельность, а соответственно и ответственность учреждений. Руководители учреждений могут подтвердить, что учреждения уже начали ощущать возросшую ответственность не только за хозяйственную деятельность, но и за финансовую самостоятельность, когда у них появилась возможность самостоятельно распределять ресурсы, вводить стимулирующие выплаты. С 1 января 2013 года планируется переход всех учреждений ТиНАО на новую систему оплаты труда. Сейчас руководители вместе со своими коллективами, управляющими советами занимаются разработкой новых положений об оплате труда. Это даст возможность им самостоятельно увеличивать базовую – гарантированную – часть оплаты труда и стимулирующие выплаты.
Комментарии