Многие выпускники педколледжей хотят продолжить учебу в вузе. В Ярославской области, чтобы облегчить судьбу таких выпускников, разработали концепцию непрерывного педагогического образования по нескольким специальностям, а также создали и апробировали согласованные учебные планы и программы дисциплин. Теперь ребята, закончившие Ростовское, Рыбинское, Угличское и Ярославское педучилища, обучаются в педуниверситете по сокращенным программам благодаря повышению уровня преподавания в училище и исключению дублирования пройденного материала в вузе. Такие учебные планы действуют по специальностям “Педагогика и методика начального образования”, “Дошкольная педагогика и психология”, “Физическая культура”, “Русский язык и литература”. Сотрудничество с педуниверситетом существенно повысило уровень преподавания в училищах и научную квалификацию педагогов. Все четыре педучилища перешли в статус средних специальных учебных заведений повышенного уровня и стали называться педагогическими колледжами, а также успешно прошли государственную аттестацию. Педколлективы этих колледжей и студенты занимаются научной и научно-методической работой с учеными университета. Кстати, большинство преподавателей колледжа персонально закреплены для научно-методического руководства за преподавателями университета. В результате за пять прошедших лет ими было опубликовано более 40 научных работ, 42 преподавателя колледжей стали аспирантами или соискателями на кафедрах ЯГПУ, 5 уже защитили кандидатские диссертации, до вхождения в университетский комплекс о такой работе не могло быть и речи. Когда же проанализировали успеваемость в колледжах, то увидели: уровень подготовки ребят не ниже, чем у студентов вуза на соответствующих курсах. Организационная структура комплекса была оформлена еще в 1994 году приказом Министерства образования РФ от 10.11.94 N 431. Этим же приказом утвердили положение об учебно-педагогическом комплексе “Ярославский государственный педуниверситет – Ростовский, Рыбинский, Угличский, Ярославский педагогические колледжи”.
Такой вариант организации регионального сотрудничества образовательных учреждений ближе всего к модели университетского комплекса в форме ассоциации. И он действительно помогает решать сразу несколько задач: повышение уровня массового педобразования и обеспечение его непрерывности, возможность преемственности, развитие информационных технологий и создание условий для академической мобильности студентов. Ну а перспективы развития комплекса, как считают в Ярославле, связаны прежде всего с расширением спектра специальностей, по которым будет вестись сотрудничество колледжей и университета. В 2000 году был проведен первый набор на сокращенный срок обучения в университете выпускников колледжей по специальностям “Иностранные языки”. Год спустя открыт прием выпускников Ростовского педколледжа на специальность “Музыкальное образование”. Перспективы связаны также с открытием новых специальностей в Угличском филиале, совершенствованием совместной научно-методической работы и работы филиалов кафедр, с привлечением к работе комплекса областного института развития образования – это поможет создать завершенный региональный комплекс непрерывного педобразования.
На вопрос о наиболее важных результатах работы педагогического комплекса мне ответили:
– Теперь мы сможем повысить конкурентоспособность выпускника благодаря расширению спектра дополнительных квалификаций и специализаций. Они ведь на уровнях среднего и высшего профессионального образования различны. Надеемся, что создание комплекса улучшит научный потенциал педколлективов колледжей, приблизит академическую науку к практике, а также сократит срок обучения выпускников ссузов и повысит качество подготовки специалистов. Думаем, в какой-то степени это также сгладит социальные проблемы в образовании и поможет выпускнику сельской школы подняться до уровня, который позволит ему учиться в вузе. Наша система уже сейчас позволяет рационально объединить финансовые вклады федерального (университет), областного (колледжи) и муниципального (филиал) бюджетов в рамках реализации единых образовательных программ и обеспечить качество образования, соответствующее потребностям рынка.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии