Межрегиональный эдьютон для начинающих и опытных педагогов, организованный Тульским областным комитетом Профсоюза образования по инициативе Совета молодых педагогов совместно с клубом «Учитель года Тульской области», хочется вспоминать снова и снова. Санаторий «Велегож», расположенный в Заокском районе Тульской области, на два дня наполнился смехом, песнями, танцами и голосами педагогов, обсуждающих всевозможные идеи.
От «альфы» до «дельты»
Больше всего было именно идей, ведь эдьютон – это образовательный марафон, участники которого учатся друг у друга, разрабатывают новые проекты. Тема тульского эдьютона: «Профманевры: вместе весело шагать по просторам».
Маневр «альфа»: знакомство. Представители десяти регионов страны – Смоленской, Тульской, Липецкой, Рязанской, Белгородской, Костромской, Тверской, Тамбовской, Орловской областей и Москвы – получили разноцветные бейджи. В результате командообразования, когда сначала надо было рассчитаться на 1-5‑й, а затем объединиться в пять команд, учителя, воспитатели, наставники получили возможность завести новые знакомства. Курировать команды взялись члены Совета молодых педагогов Тульской области.
Открытие было совсем коротким. Приветственные слова сказала председатель Тульской областной организации профсоюза Ольга Ларичева: «Профсоюз – это тот друг, который подставит вам и левое плечо, и правое. Творите, дерзайте! И говорите, что надо делать, чтобы наш профсоюз развивался, чтобы у нас были общие дела на благо всех наших коллег и учеников. Даже если инопланетяне прилетят – мы готовы их встретить». Конечно, последняя фраза – шутка. Но, зная наших профсоюзных лидеров, за инопланетян я спокойна… Как и за «пеликанов» региона. Председатель клуба «Учитель года Тульской области» Людмила Бабкина рассказала гостям: «Клуб зародился в 2015 году, с тех пор вместе с Тульской областной организацией профсоюза мы делаем большие события, например, мартовский Всероссийский фестиваль клубов «Учитель года»… Надеемся, на этих профманеврах мы научимся чему-то у вас, а вы у нас».
Стартовое задание для команд – рассказать о людях, с которыми только что познакомились. 20 минут на подготовку. Пример показали члены регионального СМП. Каждого человека представляли, начиная с фразы: «Мы берем с собой в поход…». Взяли всех учителей года, весь аппарат Тульской областной организации профсоюза, начиная с Ольги Ларичевой.
Председатель СМП Павел Инякин взял в руки гитару – и зазвучала песня на знакомую мелодию «Алые паруса». Только вместо Ассоли и Грэя идеальную пару образовали учителя и общественная организация: «Никто не поспорит: нет крепче союза, чем всех педагогов и профсоюза!».
Визитки команд были, без преувеличения, блестящие – смешно, музыкально, ярко! Но пересказывать шутки – занятие неблагодарное. Лучше приехать и… сочинить.
К товарищескому ужину команды придумали забавные названия и девизы. Но вообще-то главной задачей было создать коллективный проект и за 7 минут о нем рассказать. Формат: обучение с развлечением.
Защита проектов прошла на следующий день, и это был маневр «дельта». Конечно, пели – о профманеврах, шутили со смыслом: рассказали историю из педагогической практики, а чем она завершилась, предложили угадать коллегам, играли в фольклорную игру. И даже занимались йогой.
Практические уроки мастерства
Мастер-классы учителей года Тульской области обозначили маневром «бета». Честно скажу, повезло участникам профсоюзного эдьютона. Они смогли перенять опыт у председателя тульского клуба Людмилы Бабкиной, прекрасного учителя французского языка, да еще и увидеть выступление новоиспеченного учителя года Тульской области-2022 Александра Стрижака.
«Нам кажется, что у наших детей есть воображение, но не все так просто…» – начала мастерскую на тему «Я в образ погружу прекрасный сей язык…» Людмила Геннадьевна. Она не только рассказала о различных способах развития образного мышления, но и показала на практике, как они работают.
Вот, к примеру, игра «Кот в мешке». Пять человек выходят и становятся в круг. Людмила Бабкина передает листок с загаданным словом водящему. Он показывает написанное в формате пантомимы. За ним пытаются показать и другие. Получается «Испорченный телефон» без слов. Игра проходит под музыку оркестра Поля Мориа. И если взрослые худо-бедно угадывают слова, детям воссоздать из образа слово гораздо сложнее.
Потом были графические загадки Павла Сергеева: слова, зашифрованные в изображениях животных и птиц. Отгадывая, человек развивает внимание, воображение. Постепенно перешли к жанру визуальной поэзии. Права Людмила Геннадьевна – на уроках до этого жанра у педагога никогда не доходят руки… Мы рассматривали каллиграммы Гийома Аполлинера, слушали его стихи, в том числе в исполнении автора, песни на его произведения. И, конечно, любовались строчками, рисующими фонтан и горлицу, образ любимой женщины…
Людмила Бабкина с помощью своего талантливого супруга (не педагога, но сочувствующего) создала в помощь детям шаблоны в форме чашки кофе и танцующей пары. В них легко вписать стихотворения, созданные педагогом и наполненные интернациональными словами «терраса», «кофе», «гурман», «амур»… Язык и образ дополняют друг друга, а еще музыка, ведь дети заполняют шаблоны под музыку французских композиторов. Мотивация стопроцентная!
Учитель года Тульской области-2022, преподаватель истории и обществознания Александр Стрижак признался: «Современный контент, который потребляют дети в Интернете, напоминает мне грязную соску, которую мы даем им, чтобы не мешали. Только эту соску нельзя помыть. Постараемся найти чистые моменты в этом контенте. Что можно использовать на уроке, что формирует жизненные ценности?». Всем известно, что ученики уважают педагогов, которые слушают Оксимирона, смотрят популярных у молодежи блогеров, знакомы с современной музыкой, компьютерными играми.
Конечно, этот интерес должен быть искренним. И он может таким быть! Ведь в произведениях рэпера Оксимирона можно найти строчку, где упоминаются персонажи древнегреческой мифологии Гидра и Цербер. На обложке одного из его альбомов – Вавилонская башня. И даже в аниме – жанре, который многие педагоги считают чисто развлекательным, «достаточно умных мыслей, даже для преподавания истории и обществознания», считает Александр. «Используйте контент популярных блогеров, массмедиа в целом – это помогает стать ближе к нашим детям», – советует он.
Актуально: наставничество!
Второй день начался, конечно, с зарядки, которую весело провела инструктор по физической культуре детского сада №2 Тулы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России»-2019, член клуба «Учитель года Тульской области» Ольга Овчинникова. Без подзарядки не выдержать напряжения дня.
А ведь утро надо было обязательно провести в роли внимательного слушателя. Представители столичной ассоциации молодых педагогов при Московской городской организации профсоюза рассказывали о своих проектах.
Татьяна Патрикова, завкафедрой профессионального образования и менеджмента Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, представила региональную модель наставничества. С 1 сентября она вступает в жизнь, но перед этим институт провел масштабное обучение педагогов.
Документ, на базе которого выстраиваются индивидуальные образовательные траектории наставляемых, – Концепция непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области, утвержденная Министерством образования региона.
Внешний контур наставничества – четыре центра непрерывного повышения профессионального мастерства: три в муниципалитетах, головной на базе ИПКиППРО, а также профессиональные сообщества. Два вида наставничества: виртуальное и флеш («молниеносное»), которое происходит на различных мероприятиях.
Внутренний контур: в каждой образовательной организации три вида наставников – наставник-специалист, старший наставник и ведущий. Ведущий наставник в коллективе один, как правило, замдиректора. Он собирает педсовет, раздает задания, и дальше работа происходит в малых группах, в неформальных образованиях педагогов – школьных методических объединениях (ШМО) или предметно-цикловых комиссиях (ПЦК) в учреждениях среднего профессионального образования. Старший наставник – председатель ШМО или ПЦК, под его кураторством 6-8 человек. И есть наставник-специалист, у него один наставляемый, причем не только молодой специалист и даже не обязательно преподаватель того же предмета. Это может быть опытный педагог, испытывающий потребность в современных технологиях, новый человек в коллективе или специалист с непедагогическим образованием.
Наставничество – дополнительная работа для педагога, за нее положены надбавки, которые закрепляются в коллективном договоре, это зона ответственности профсоюза. Есть нематериальные способы стимулирования – наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, наставников рекомендуют к включению в резерв управленческих кадров…
Подробности регионального проекта «I-SMART skills-инжиниринг в образовании», цель которого – внедрение модели наставничества, вы найдете в сообществе https://vk.com/mentorsarecool.
Профманевры завершились танцевально-музыкальным флешмобом, благодарностями всем. И, конечно, общей фотографией.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии