Мы стоим на пороге глубочайших преобразований. Идеологическое понимание образования будущего дает шанс реализовать потенциал научных школ человекознания, рассматривающих образование как ведущую социальную деятельность и важнейшее условие опережающей социокультурной модернизации общества. Классик человекознания Л.С.Выготский говорил о том, что обучение ведет за собой развитие личности, а значит, и будущего общества.
Парадокс современного состояния образования состоит в том, что педагоги отстают от своих обучающихся в ИКТ-компетентности. Новое поколение детей рождаются и живут в цифровом мире, младшие школьники даже не осознают, как они овладевают компетентностями информационного общества, для них их наличие так же естественно, как владение родным языком.В начальной школе началось внедрение ФГОС нового поколения. Однако учителя средней школы уже сегодня должны понимать, что через три-четыре года они получат иных школьников с совершенно новыми учебными навыками и компетентностями. Это резервное время педагоги средней и старшей школы должны использовать для повышения своей квалификации, особенно в сфере ИКТ и наработки новых педагогических практик, прежде всего по формированию индивидуального подхода к обучению каждого школьника. Разработка и внедрение системы персонализированного образования должны активно развиваться и в классах средней школы.В Северном округе школы прививают своим педагогам дух сотрудничества и взаимопомощи. Учителя старшего звена посещают уроки в начальной школе, делятся друг с другом полученными впечатлениями. Педагогов информатики и ИКТ, музыки, изо работают как в младшей школе, так и в старших классах. Именно они особенно остро понимают, что надо серьезно готовиться к существенным переменам в своей педагогической деятельности. Педагоги школы №213 провели интересный семинар по демонстрации новых учебных навыков обучающихся начальной школы для педагогов округа, работающих в средней и старшей школе. В начальной школе дети умеют создавать на компьютере тексты и рисунки, анимацию, презентации, искать информацию в сети «Интернет», ориентироваться в учебных пространствах и многое другое. Большую практическую работу по преемственности начальной и средней школы проводят образовательные учреждения округа №183,185, 743, 1164, 1678.Универсальные мыслительные действия и мотивация к творчеству, в том числе мотивация к инновациям, – важнейшее средство для навигации в изменяющемся обществе, в изменяющейся школе. Для младших школьников владение приемами гуманитарной информатики становится дидактической основой обучения. С этим они перейдут в старшие классы. Школьники будут готовы применять в своей учебной и повседневной деятельности достижения ИКТ – общение в социальных сетях, обучение через образовательные сайты, выполнение индивидуальных, адресованных именно им заданий, общение на форумах, чатах, ведение совместных коллективных виртуальных проектов. К этому должны быть готовы и учителя. Уже сейчас многие педагоги старшей и средней школы имеют свои образовательные информационно-коммуникационные пространства или индивидуальные учебные страницы на школьном сайте. Через эти пространства педагоги взаимодействуют с обучающимися и их родителями.Суть современного этапа информатизации школы состоит в индивидуализации учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологий. С применением ИКТ задача индивидуального обучения становится вполне реализуемой, когда для каждого школьника может быть подобрана своя траектория обучения. Индивидуализация обучения позволит решить очень многие педагогические проблемы, например, такие как перегрузка школьников, пробелы в образовании, обеспечение равноценного доступа к качественному учебному материалу всем обучающимся, организация оперативного мониторинга достижений обучающихся.В прежние годы единая учебная программа и обязательные к использованию учебно-методические материалы поступали в школы централизованно. В настоящее время набор лучших учебно-методических материалов на уровне школы, района, округа формируют сами педагоги, которые выполняют эту работу в составе методических объединений и через сетевое взаимодействие. Отбор учебного материала с помощью сетевого сообщества – это определенная технология. Слово «технология» пришло к нам из промышленного производства, где оно означало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. Быстрое получение требуемого учебного материала через сетевое взаимодействие педагогов – одна из таких технологий. Собранные материалы могут быть размещены на сайте методиста, или сайт может быть создан для учителей инициативной группы, например, в среде MOODLE в рамках проекта «Школа информатизации» московского образования.У пользователей в сетевом взаимодействии всегда будет возможность выбора образовательного контента применительно к имеющимся у них версиям программного обеспечения (платформы). Используя предложенную схему, участники сетевого сообщества получают полезные преимущества: школьные библиотеки всегда будут полностью обеспечены необходимыми для учебно-воспитательного процесса материалами без дополнительных материальных затрат со стороны школы; школьные библиотеки получают апробированный, одобренный педагогической общественностью учебный материал; учебный контент будет всегда обновляться и оставаться актуальным и адаптированным под все имеющиеся школьные платформы.Эти материалы имеют достаточную вариативность и позволяют учесть индивидуальные особенности различных групп школьников, обеспечить опережающее продвижение школьников с высоким темпом учебной работы и работу тех, кому необходим более спокойный темп.Современное педагогическое сообщество должно видеть завтрашнюю школу с учетом трендов технологического развития, ожидаемых институциональных изменений в сфере образования, а также современных представлений об изменении содержания, методов и организационных форм образовательного процесса. Педагоги в силах справиться с поставленными задачами, используя взаимопомощь и ИКТ. Современное образование должно позволить будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений. К этим изменениям должны быть готовы и все участники образовательного процесса.Марина КАПРАНОВА, методист МЦ СОУО
Комментарии