search
main
0

Педагоги и Родители – партнеры

В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание детей, родители и специалисты должны быть союзниками и партнерами. Ведь никогда нельзя рассматривать ребенка вне его семейного контекста. Опираясь на наш опыт работы, мы считаем родителей своими главными партнерами, которым оказываем поддержку и делимся информацией. А люди становятся союзниками тогда, когда понимают и уважают потребности и проблемы друг друга. Поэтому в нашем детском саду мы начинали работу с родителями с налаживания эмоционального контакта и понимания. И можем сказать с уверенностью, что душевное благополучие родителя служит хорошей основой и для создания благоприятной обстановки жизни семьи, и для педагогической работы с детьми. Как показывает наш опыт, успехи и неудачи в общении с родителями были связаны со следующими межличностными феноменами: с отношением людей к самим себе, с самооценкой; со способами, которыми люди передают друг другу информацию, делятся переживаниями – способами коммуникации; с правилами, которых придерживаются люди в своей жизни, – семейными системами; с социальными связями. И чтобы достичь взаимопонимания с родителями, нам необходимо найти ключик для понимания каждого из перечисленных выше явлений.

В существующей традиционной практике работы детских садов с родителями основной целью становится оповещение семьи о целях и задачах развития детей дошкольного возраста, об образовательных программах, о перспективах и трудностях современного образования. То есть в центре внимания и заботы оказывается именно судьба ребенка, психологическая помощь родителям имеет статус второстепенного фактора и рассматривается исключительно в контексте интересов ребенка. На наш взгляд, психологическая помощь родителям укрепляет всю семейную систему и тем самым оказывает позитивное влияние на развитие личности и улучшение качества жизни ребенка.

Мы спрашивали родителей о том, чего они сами хотят для своих детей в целом и в детском саду. Мы учились говорить родителям об их родительских достижениях. Не о том, что у родителей не получается, а о том, что они делают хорошо: «Вам удалось быстро справиться с его капризами», «Вы выбрали замечательные игрушки». Если в ходе обсуждения с родителями образовательного маршрута ребенка мы пришли к согласованному видению ситуации и перспективы развития, то важно сначала рассказать о том, что мы, как специалисты дошкольного образовательного учреждения, можем сделать и делаем, а затем обсудить с родителями то, что они могут сделать дома. Разделение ответственности всегда положительно влияет на детско-родительские отношения и на отношения родителей и специалистов. Мы приглашали родителей на занятия с детьми – групповые и индивидуальные, снимали занятия на видеокамеру и вместе с родителями просматривали отснятые сюжеты, чтобы лучше и «аргументированнее» выбирать стратегии воспитания и образования детей. С каждым родителем мы обсуждали потребности семьи. Возникла новая форма работы – консилиумы специалистов, работающих с ребенком, и родителей. По результатам обсуждений заключался родительский договор, в котором были прописаны образовательный маршрут ребенка и условия его пребывания в детском саду. В раздел «обязанности родителей» мог быть включен такой пункт: посещение индивидуальных и (или) семейных консультаций психолога.

Рассматривая проблему «семья с «особым» ребенком», мы пришли к выводу, что общество не имеет разумно и удобно организованного мнения относительно того, как следует относиться к таким детям и их родителям. Основная тактика, интуитивно принятая и негласно существующая в обществе, – это замалчивание своего явного отношения к семьям, имеющим «особого» ребенка. А альтернативная – исключительно позитивное отношение. Общество как будто бы не имеет своих способов действия для компенсации такого события, как появление ребенка-инвалида, и оставляет этот процесс целиком на усмотрение и ответственность семьи. Сотрудники детского сада – воспитатели, психологи, специалисты – то самое общество, которое создает новые стандарты отношения к семьям, новый «социальный инструментарий». И в масштабе детского сада от успеха взаимодействия специалистов и родителей зависит, будет ли жизнь детей спокойной, интересной, насыщенной, яркой.

Работа с родителями в нашем детском саду была организована по нескольким направлениям: индивидуальные консультации психолога, группы общения родителей, совместные выезды на природу – однодневные поездки в лес, обучающие семинары. У каждого из этих направлений есть свои преимущества. Например, семинар по фольклорным играм был организован как игровая группа для родителей и сотрудников. В специально организованном пространстве взрослые играли как дети. Конечно, можно рекомендовать родителям почитать методические материалы, которые нужно будет найти и купить, а можно – поиграть с родителями в русские народные, фольклорные игры, в основе которых архетипически заложен сюжет взросления, проработки сложных жизненных ситуаций, а затем обсудить полученный опыт. На наш взгляд, последний способ гораздо эффективнее.

Одним из положительных результатов проведения родительских групп общения стали отношения доверия, уважения и равенства между родителями обычных и «особых» детей, родителями и специалистами сада. Исторически сложилось, что дети называют воспитателей и специалистов нашего детского сада по именам. Это не дань моде, а еще одно подтверждение тому, что все мы партнеры. Дети также помогают нам, взрослым, узнавать и осваивать новый опыт, как и мы им.

Проанализировав методы работы специалистов с родителями, можно выделить четыре основных.

Первый – рекомендательный. Пользуясь этим методом, специалист занимается с ребенком и дает родителям домашние задания, советы по уходу, воспитанию ребенка. Подобный метод не предполагает подробного анализа поведения и развития ребенка, а если и касается в беседе специалиста с родителем реальных трудностей, то только поверхностно, ознакомительно. Этот метод сводится в итоге к взаимным претензиям и перекладыванию ответственности. Родители уповают на специалиста, что именно он поможет ребенку достичь максимальных успехов. А специалист ожидает большой включенности от родителей и испытывают большое недовольство, когда этого не происходит. Так складывается потому, что специалист не имеет достаточной подготовки в области психологического консультирования, не учитывает специального состояния родителя, не интересуется его позицией.

Второй метод предполагает партнерские отношения педагогов и родителей. Специалисты много времени посвящают родителям, родители обязательно участвуют в занятиях, посещают совместные лагеря в дополнение к регулярным занятиям. Процесс обучения ребенка составляет основную ткань жизни семьи. Этот способ очень поддерживает родителей. Они всегда могут опереться на специалистов и не чувствуют себя одинокими и брошенными. Однако следует заметить, что происходит постепенное смешение границ, смешение ответственности за судьбу ребенка, которое и приводит к образованию некоего стиля жизни, новой жизненной философии, которое предполагает свой круг общения, знакомств. Обычные контакты из прежней жизни отмирают как неподходящие под новую философию.

Третий метод нельзя однозначно назвать педагогическим, обучающим или развивающим ребенка, потому что это компиляция нетрадиционных методов лечения и обучения, а также поддержание какой-либо одной стратегии как основополагающей. Например, непререкаемого сопровождения всех педагогических воздействий гомеопатическим лечением как единственно верным и могущим помочь. Он вполне отвечает запросам родителей, которые, не видя желаемого продвижения ребенка в развитии, отчаялись. Здесь можно упомянуть определенный феномен, присущий таким родителям: стремление за максимально короткий срок достигнуть обширных результатов, что говорит, в свою очередь, об эмоционально нестабильном их состоянии. Совсем не обязательно нарушения у ребенка должны быть при этом значительными, скорее, какое-либо нарушение в картине мира таких родителей слишком дестабилизирующее, их уровень тревоги запредельно высок. Эта тревога толкает и толкает их вперед на поиски оптимальных и скорых путей решения проблемы, но без должного ясного взгляда на соотношение реальных сложностей ребенка и его возможностей. В характерное поведение родителей вписывается частая смена специалистов, примерно раз в полгода-год, а также нахождение все новых специалистов, с определенного момента играющих роль абсолютных целителей. Можно предположить, что родители находятся в стрессовом состоянии. Поэтому действуют, бессознательно игнорируя реальную картину развития ребенка как пугающую и непереносимую.

Четвертый метод работает на стыке педагогики и психологии, именно его можно всерьез назвать психолого-педагогическим, семейно центрированным. Он заключается в сбалансированном способе сопровождать ребенка во всех сферах развития на пути его социальной адаптации. Родителей привлекают умеренно с целью информировать о реальных сложностях и успехах ребенка. В итоге цель этого метода – помощь родителям в выработке устойчивой к внешним воздействиям родительской позиции. И сами родители адаптируются к особенностям своего ребенка. Команда специалистов должна включать в себя и педагогов, и психологов, тесно взаимодействующих друг с другом. Кроме того, каждый специалист подобной команды должен обладать умением вести конструктивный диалог с коллегами, должен знать этапы развития ребенка и особенности консультирования родителей «особых» и обычных детей. Специалисты такой команды должны уметь справляться и с мотивировкой родителей.

Немаловажно в инклюзивном детском саду умение его сотрудников оказывать поддержку не только семьям с детьми, имеющими выраженные особенности развития, но и семьям, имеющим детей условной нормы, которые могут иметь трудности в развитии на этапах адаптации к образовательному учреждению, на кризисных этапах по мере взросления, в момент получения стресса, в формировании отношений со сверстниками. Ценность этого психолого-педагогического подхода в том, что он оказывает взвешенную поддержку всем нуждающимся семьям до тех пор, пока это необходимо, придерживаясь основной цели – социальной адаптации семьи.

М.ПРОЧУХАЕВА, заведующая детским садом №288; И.МУЗЮКИН, социальный педагог детского сада №288

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте