Заместитель директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при Московском комитете образования В.Я. Сюньков направил в редакцию обращение педагогов, занятых преподаванием ОБЖ и военно-патриотическим воспитанием молодежи, с убедительной просьбой предоставить им слово на страницах нашего издания.
Название обращения сродни сигналу тревоги: “Будущее российского образования под угрозой!”. Его авторы обращают внимание на то, что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию четко определены национальные ценности и жизненные ориентиры граждан России, среди которых приоритетными являются безопасность и патриотизм, а системе образования отведена ведущая роль в воспитании молодежи на основе этих приоритетных ценностей. Педагоги выражают обеспокоенность новым витком модернизации образования в виде проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, тем, что, по их мнению, начинается отрицание результатов предыдущей небезуспешной работы в этом направлении. Речь идет о системе формирования культуры безопасного поведения и патриотического воспитания подрастающего поколения, одним звеньев которой стал курс “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ).
Такова вкратце вступительная часть обращения. Далее, что называется, прямым текстом:
В ходе работы по совершенствованию структуры и содержания образования уточнена Концепция и разработаны предложения по стандарту содержания обновляемого учебного компонента ОБЖ (проект “Новое содержание образования”, 2001, руководитель В.В. Фирсов). К их разработке были привлечены ведущие специалисты ведомств, отвечающих за безопасность (МЧС, МВД, Минобороны, Минздрав), собраны воедино все вопросы безопасности человека в новых условиях XXI века – от безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях до участия личности в обеспечении национальной и глобальной безопасности.
Подготовленные в 2000-2001 гг. материалы многократно одобрены на всероссийских конференциях, получили поддержку комитетов по образованию, управлений и департаментов образования практически всех регионов России. В проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” новая образовательная область ОБЖ включена в перечень обязательных учебных компонентов.
Однако полученный нами для обсуждения (в соответствии с письмом Минобразования РФ от 12.08.02 г. N13-51-98/14) новый проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом “Образовательный стандарт” под руководством академиков РАО Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова, отвергает комплексный, системный подход к изучению в школе проблем безопасности личности, общества и государства, ограничивается вопросами безопасности школьника, подменяя важнейшую государственную проблему задачей бытового уровня; не предусматривает самостоятельный курс ОБЖ в основной ступени школы, лишает учащихся систематизированной, последовательной подготовки к жизнедеятельности в условиях нарастающих техногенных, экологических, террористических, криминальных и другого рода угроз; нарушает ряд законов России о безопасности.
В проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” образовательная область ОБЖ завершает обновленный перечень школьных учебных компонентов. Но в 2002 г. с появлением нового проекта ситуация резко меняется. Из него следует, что учащимся не нужна развернутая подготовка к безопасной жизнедеятельности.
В ходе изучения предложенного для обсуждения документа возникли вопросы, на которые мы не нашли ответа:
1. Почему внимание общества постоянно привлекается к вопросам технологий образования, а принципиальные проблемы (ЗАЧЕМ учить? ЧЕМУ учить?) отодвигаются в тень, причем применительно к ОБЖ предлагаются решения, противоречащие четко высказанному общественному мнению и законам государства?
2. Почему “концептуальная группа” считает возможным игнорировать подготовленный в 2001 г. проект стандарта содержания образовательной области ОБЖ, одобренный обществом, и обманывать общественность утверждением, что стандарт по ОБЖ находится в стадии разработки (ч.2, стр.5. Предисловие)?
3. Почему она замалчивает, отзывы из регионов страны на проект 2001 г., касающиеся образовательной области ОБЖ, хотя нам известно, что они положительные и их много?
4. Почему в состав Временного научного коллектива “Образовательный стандарт” не включены представители предметной группы по ОБЖ?
5. Почему в составе Общественного экспертного совета нового проекта “Стандарт общего образования” нет представителей государственных ведомств, ответственных за национальную безопасность?
6. Какие представители общественности входят в состав Общественного экспертного совета?
7. Почему вопреки громогласным заявлениям о патриотической направленности курсов литературы и истории в перечень обязательных для изучения не включены произведения патриотической направленности – Юрия Бондарева “Горячий снег”, Константина Симонова “Живые и мертвые”, Мусы Джалиля “Моабитская тетрадь”, Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”, Маргариты Алигер “Зоя” – о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, Вениамина Каверина “Два капитана”, затрагивающие тему долга и чести, в курсе истории старшей школы отсутствует Великая Отечественная война, а в курсе основной школы нет имен Минина и Пожарского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других? Почему стандарт знаний по истории в отношении великого полководца России описан фразой: “Г.К. Жуков – военный успех и человеческие жизни”, что, на наш взгляд, оскорбляет память о нем и ставит под сомнение заслуги маршала Жукова в Победе над фашизмом?
8. Почему проектом стандарта образования не предусмотрена подготовка учащихся по основам военной службы, гражданской обороны, действиям в условиях массовых поражений, связанных с аварийными выбросами опасных химических и радиоактивных веществ, противодействия терроризму, а в “интегрированных” предметных стандартах крайне сокращена подготовка по основам медицинских знаний, по вопросам безопасности на улицах и дорогах?
Еще свежи в памяти школьные реформы начала 90-х гг., когда слово “патриот” было ругательным, а двери образовательных учреждений широко распахнулись для различного толка сектантов, сексуальных просветителей, когда портреты и фотографии героев Великой Отечественной войны из экспозиций школьных музеев находили на мусорных кучах. Нам не хотелось бы повторения этого на новом витке модернизации российского образования.
На наш взгляд, необходимо вмешательство компетентных органов в ход разработки проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования с целью восстановления в нем одобренного обществом содержания образовательной области ОБЖ в соответствии с требованиями законов России и задачами патриотического воспитания молодежи.
Андрей НАСЛЕДУХОВ, методист Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы по ЦАО, преподаватель высшей квалификационной категории, капитан 2 ранга запаса.
Юрий БРАЖНИКОВ, методист Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы по ЦАО, генерал-лейтенант запаса.
Юрий БОРИСОВ, методист окружного научно-методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, преподаватель первой квалификационной категории, подполковник запаса.
Преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя-предметники образовательных учреждений Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, участники совещания 11 сентября 2002 г. – всего 39 человек.
Комментарии