search
main
0

Педагогам рассказали об истории и методологии психолого-педагогических классов

«Психолого-педагогические классы: история и методология» – так называлась лекция Елены Брель, профессора РАО, доктора психологических наук, почетного работника сферы образования РФ, которую она прочитала педагогам в Российской академии образования. В ней спикер рассказала о задачах и целях психолого-педагогического образования, напомнила о его истории и методологии.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения

Российская академия образования на своей странице в социальной сети опубликовала лекцию Елены Брель, посвященную истории и методологии психолого-педагогического образования в России.

Задачи психолого-педагогических классов

Елена Юрьевна напомнила, что в 2021 году Минпросвещения был задан вектор на открытие и развитие классов психолого-педагогической направленности. Она подчеркнула, что это не отдельный профиль: новшество идеи в том, что классы такой направленности могут открываться в любом из пяти профилей в системе общего среднего образования.

Смысл нового подхода заключается в том, что классы психолого-педагогической направленности призваны не только ориентировать на педагогическую профессию, но и обеспечивать школьников возможностями для саморазвития, развития эмоционального интеллекта, формирования навыков 21 века, коммуникации, креативного мышления, способности к командной работе. При этом не имеет значение, какой осознанный профессиональный выбор сделает учащийся по окончании 11 класса. После обучения в классе психолого-педагогической направленности у него будет больше шансов к осознанному выбору, более развитые коммуникативные навыки, навыки социализации. Эта идея транслируется в разных регионах, где работают над организацией таких классов, при подборе специалистов для них.

Среди основных задач таких классов – формирование у школьников представления о человекоцентрированных профессиях. То есть обучение готовит ребят не просто к выбору педагогической специальности, а к пониманию того, что такое человекоцентрированная профессия и как он может себя в этой сфере реализовать.

История психолого-педагогического образования

У нового подхода есть предыстория. Традиции педагогической подготовки школьников в стране богаты. В каждой ключевой точке их развития есть свои «герои» – методологи такой подготовки. Так, первой точкой можно считать 1848 год. То, что 150 лет назад писал Ушинский, актуально и сегодня, мы смело можем пользоваться его идеями и смыслами. Педагогические классы в Смольном институте были открыты не в самом начале работы этого учебного заведения.

Роль идей Ивана Бецкого

Смольный институт был открыт по инициативе приближенного императрицы Екатерины II Ивана Бецкого, представившего устав для воспитания благородных девиц. В этом документе было заложено принципиально новое отношение к образованию женщин – приближенного к мужскому и отличающемуся от того, что было прежде. Идеи того времени были довольно революционными. Например, таковым можно считать подход, согласно которому ребенок является изначально добрым существом. И в процессе обучения педагог должен развивать это качество в ребенке, как и трудолюбие. Время ребенка в процессе обучения должно быть занято различными делами в соответствии с его талантами. Императрица благосклонно отнеслась к идеям Бецкого, именно ему было отдано управление Смольным институтом при открытии учебного заведения.

Фото: кадр из видео РАО/ ВК

Спикер отметила созвучность настоящему времени: Иван Иванович Бецкой уделял особое внимание четырем сторонам образования в Смольном институте. Это, в частности, физическое и моральное воспитание («Леность – мать всех пороков, трудолюбие – отец всех добродетелей»). Бецкой призывал приучать детей к ручному труду, рукоделию. Воспитанницы в институте были ограждены от пагубного внешнего влияния, чтобы они могли обучаться в добродетельной атмосфере на примере воспитателей и книг.

Основными достижениями Бецкого за время его руководства институтом были следующие. Он сформулировал основные нравственные задачи школы, многие из которых и сегодня являются актуальными. Говорил о необходимости формирования нового образа матери – по этой причине много внимания уделял новшествам в женском воспитании в России. Тогда в русских семьях разных сословий стали впервые появляться образованные женщины, которые несли гуманистические идеалы. Идеи Ивана Бецкого использовались в различных образовательных учреждениях страны. По мнению Бецкого, женщины должны смиренно и спокойно относиться к жизненным невзгодам, переживать их достойно, без озлобления, владеть изящными искусствами, умением вести светскую беседу, обаянием ума.

Роль Константина Ушинского

В 1859 году руководить Смольным институтом стал Константин Ушинский. Несмотря на недолгую работу в этой должности, он успел сделать так много, что сегодня его вклад в развитие образования сложно переоценить. Его современники отмечали, что Ушинский достиг невероятных педагогических высот, и при этом не умел находить компромиссы с настоятельницей Смольного института. Возможно, по этой причине его передовые идеи не всегда находили отклик. Однако содержание образования в этом учебном заведении под его руководством стало кардинально меняться. Центральное место заняло изучение родного языка. Было перестроено содержание подготовки по всем учебным предметам, что приравняло женское образование к мужскому. Впервые в русской школе был введен знаменитый курс «Детский мир», который стал центральным звеном, вокруг которого строилось содержание всего начального образования в России. Ушинский уделял огромное внимание тому, чтобы привлечь в институт лучших специалистов.

Фото: culture.ru

Елена Юрьевна отметила, что сегодня многие отмечают дефицит педагогов-психологов в системе образования, которые очень важны для развития психолого-педагогических классов. Эта проблема была актуальна и во времена Ушинского. Тогда в Смольном институте были созданы педагогические классы для девочек, где готовили профессиональных учительниц. Структура образования в них напоминает современную педагогическую магистратуру, где первый год отдается теоретической подготовке, посещению уроков, их анализу, а второй год – практической подготовке: ученицы сами давали уроки и затем с наставниками подробно их разбирали. Воспитанницы боготворили Константина Ушинского, отмечая, что институт с ним приобрел другую атмосферу.

Значимость идей Александра Нечаева

В образовательных учреждениях не всегда достаточно тех педагогов-психологов, которые могли бы вести занятия в психолого-педагогических классах. Александр Нечаев – классик отечественной психологии – отмечал, что школьникам необходимо изучать психологию. Он открыл первую в стране лабораторию экспериментальной педагогики.

Елена Бриль обратила внимание на некоторые высказывания Александра Нечаева. По его мнению, педагогу необходима психологическая наблюдательность. Она помогает строить продуктивные взаимоотношения с учениками. Задачами и целями преподавания психологии в качестве отельного предмета он видел формирование научного представления о психологических понятиях, с которыми школьники сталкиваются в жизни (восприятие, чувства, эмоции). Кроме того, Александр Петрович настаивал, что психология прокладывает первые пути к формированию цельного мировоззрения учащихся. Именно психологическое знание является связкой между картиной мира каждого ребенка и картиной мира вообще. Эта мысль остается актуальной: сегодня выпускнику также необходимо быть социально активным, уметь выстраивать продуктивную коммуникацию.

Другой важной целью преподавания психологии является ее применение в качестве механизма объединения различных знаний, которые получают школьники. Кроме того, Нечаев отмечал, что конечная цель среднего образования – это формирование нравственно цельной личности. Речь идет о воспитании гармонично развитой личности, с чуткой совестью, постоянным стремлением к самосовершенствованию.

Резюмируя сказанное, лектор напомнила, что цели психолого-педагогической подготовки выходят за рамки подготовки к педагогической профессии. Стремление к саморазвитию можно считать одной из главных целей в системе общего образования. Полностью ознакомиться с лекцией можно на станице РАО в социальной сети.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о лекции доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО Людмилы Босовой «Цифровой образовательный контент для общего образования: модели использования и перспективы развития».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте