Всестороннее развитие ребенка – задача, которая лежит на плечах педагогов школ. Чтобы учебный процесс приносил максимум пользы, достаточно включить интерактивные элементы, например, театральные постановки с участием учеников. Они помогут ребятам приобщиться к культуре и стать частью процесса.
Специалисты Института изучения детства, семьи и воспитания опубликовали памятку, которая поможет учителям создать свой театр в рамках общеобразовательного учреждения.
Живой интерес
Нередко поход в театр ассоциируется у подростков со скукой. Чтобы избежать этого эффекта, важно заинтересовать ребенка. Ключевая ошибка, которая может зародить отторжение – неправильный выбор постановки. Важно выбирать представление с учетом возрастной категории школьников, чтобы замысел спектакля был понятен. Для закрепления результата следует в неформальной обстановке обсудить с детьми увиденное и узнать, хотят ли они сами стать частью подобного шоу.
В случае положительного ответа, важно начать подготовку постановки с учетом предпочтений учащихся. В основе представления могут быть любимые книги, прочитанные на уроках или дома. Главное для педагога, ни в коем случае не критиковать идеи школьников, чтобы не отбить интерес.
Поговорим о форме
Очень важно, чтобы инициатива исходила от самих ребят. Это касается не только темы спектакля, но и формы. Ведь в любом классе могут быть стеснительные дети. Чтобы не отпугнуть их сценой, можно предложить альтернативные варианты, как, например, кукольный спектакль или театр теней.
Здесь ребята в полной мере могут проявить свои творческие способности, но без стресса и дискомфорта. Для подготовки подойдут как имеющиеся игрушки, так и самодельные перчаточные или пальчиковые куклы. Для театра теней учащимся понадобится только фантазия и сила голоса. При помощи лампы и простыни они смогут создать увлекательное представление.
Сценарий
За основу можно взять любимую книгу ребят или же придумать свой собственный рассказ. Второй вариант доставит удовольствие всем участникам процесса. Важно, чтобы учащиеся активно привлекались к общему делу и работали над единым замыслом, в таком случае они смогут с легкостью ориентироваться в будущем тексте.
Когда финальный вариант сценария будет на руках, наступает этап распределения ролей: кто будет играть персонажей, кто станет сценаристом, режиссёром, гримёром, художником по костюмам, реквизитором. Однако можно чуть усовершенствовать этот процесс и предложить ребятам мультифункциональность. Ведь каждая роль в спектакле интересна и важна.
Реквизиты и музыка
Для декораций не обязательно покупать дорогостоящие материалы, подойдут и подручные средства: бумага, картон, краски, а также любые предметы, которые попадутся на глаза. Не стоит забывать о костюмах и гриме, оба пункта прекрасно завивают воображение.
В рамках школьного спектакля учащиеся могут проявить свои таланты игры на музыкальных инструментах. Они особенно пригодятся при подготовке звукового сопровождения.
Результат в деталях
Во время подготовки не стоит забывать о такой важной детали как репетиции. Они помогут ребятам отработать текст, продумать передвижения (мизансцены), эмоции, закрепить последовательность реплик в диалогах и исключить любые переживания. Для эффективности можно предложить игровой формат, чтобы не утомлять школьников.
Особую роль в конечном результате играют и такие детали, как название труппы, афиша и пригласительные. Самостоятельная разработка подобной атрибутики повысит интерес и вовлеченность.
Творческая свобода
Педагогу-руководителю стоит запомнить, что он лишь координирует процесс, а реализация основных моментов лежит на самих учащихся. Для школьников сцена – поле для экспериментов, свободы мысли и творчества. Учителю в данном случае стоит отступить на второй план и заниматься поддержанием дружелюбной атмосферы в коллективе.
Включиться в процесс можно и даже нужно после самого представления, ведь дети нуждаются в обратной позитивной реакции и похвале за проделанную работу. Это нужно, даже если что-то пошло не так: кто-то забыл текст или рассмеялся во время драматической сцены. Таким образом, они почувствуют поддержку и понимание.
Если по итогам первого спектакля все прошло успешно, можно предложить воспитанникам проводить подобные представления на регулярной основе, например, один раз в четверть или полугодие. Чтобы глубже погрузить учеников в атмосферу театра, устройте совместный просмотр Открытого урока о легенде русского театра – Константине Станиславском.
Комментарии