Год – это продолжительный отрезок времени, за который можно успеть сделать очень многое. Год бывает учебным, календарным, финансовым. В календаре Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования есть год социологический – период, за который организация проводит исследования мнений, настроений и ощущений педагогов, анализирует полученные результаты, ищет закономерности.
В здоровом теле
2021 год начался для педагогов с опроса о здоровом образе жизни. На вопрос «Соблюдения какого условия вам не хватает, чтобы считать свой образ жизни здоровым?» самым популярным ответом стал «Регулярные занятия физической культурой и спортом» – так ответили 57,5% опрошенных. Распределение ответов по гендерно-возрастным группам показало, что молодым специалистам (женщинам и мужчинам) в возрасте до 30 лет больше, чем другим респондентам, не хватает регулярных занятий физкультурой и спортом, для того чтобы считать свой образ жизни здоровым (65,9 и 64,3% опрошенных соответственно в каждой гендерно-возрастной группе).
Результаты семантического анализа ответов на открытый вопрос «Что может повысить вашу мотивацию к ведению здорового образа жизни?» выявили слова и словосочетания, встречающиеся чаще других. В тройку лидеров вошли слова «время», «свободный» и «наличие». Стоит отметить, что в десятку самых распространенных слов и словосочетаний также вошли производные от слов «фитнес» и «абонемент». Эти результаты показывают, что наиболее мотивирующими педагогов факторами вести здоровый образ жизни являются наличие свободного времени и доступные условия для приобретения абонемента в фитнес-клуб.
МГО профсоюза оперативно отреагировала на этот социальный запрос педагогов, запустив проект – победитель конкурса Фонда президентских грантов «Здоровые решения – выбор педагога».
Здоровый дух
Для достижения внутренней гармонии необходимо думать не только о теле, но и о разуме. Профессиональное развитие всегда входило в круг интересов московских педагогов. МГО профсоюза решила узнать, какие формы обучения наиболее интересны коллегам из образовательных организаций. Во время соцопроса «Повышение квалификации педагогов» на вопрос о том, по каким направлениям педагоги хотели бы совершенствовать компетенции под руководством высококвалифицированных специалистов, в тройку ответов-лидеров вошли:
– профессиональное развитие педагога – 53,5% опрошенных;
– электронная и цифровая коммуникация и взаимодействие – 37,6% опрошенных;
– финансовая грамотность (личная и организации) – 32,7% опрошенных.
Наиболее востребованными форматами обучения по мнению респондентов были:
– программы курсов повышения квалификации различной продолжительности – 57,7% опрошенных;
– программы интерактивного дистанционного обучения – 50,4% опрошенных.
Оптимальной продолжительностью курсов повышения квалификации респонденты отметили объем от 36 до 72 часов. Дистанционный формат обучения привлекателен для 3/4 участников опроса.
Чему учит дистант?
Весной 2021 года члены МГО профсоюза провели социологический опрос «Что мы взяли от дистанта?», в котором приняли участие 1825 человек. Цель опроса – выявить и проанализировать последствия для московских педагогов после периода, проведенного в дистанционном режиме. Изучаются два временных периода:
- С начала первой объявленной нерабочей недели в апреле 2020 года до объявления мэром Москвы отмены режима самоизоляции в июне того же года.
- Период увеличенных каникул в начале 2021 года.
Отвечая на вопрос «Каким образом вы можете охарактеризовать общий итог прошедшего года?», 45,2% педагогов отметили, что больше приобрели. Понесли определенные потери 28,4% опрошенных, у 22,5% осталось все по-прежнему. Ожидаемо самым часто встречающимся в ответах приобретением за прошедший год для педагогов являются новые компетенции в сфере IT-технологий – так ответили 69,1% опрошенных.
Удаленный формат работы дал импульс к освоению респондентами множества компьютерных программ и приложений, необходимых не только для реализации образовательных программ, но и для простой коммуникации с коллегами, обучающимися, их родителями. До апреля 2020 года большинство педагогов не использовали широко такие программы, как Teams, Zoom, Mirapolis Virtual room. Пандемия COVID-19 способствовала переводу этих сервисов в ранг ежедневно необходимых. За прошедший год сложилась целая культура удаленной коммуникации со своими границами допустимого, с неповторимым виртуальным этикетом и дурным тоном.
Для 59,1% опрошенных дистант открыл новые методики подготовки и проведения урока. Для 33,6% респондентов время перестало иметь привычное значение, превратившись в ценный ресурс, требующий грамотного управления.
Потери здоровья у 45,8% ответивших не всегда напрямую связаны с пандемией коронавируса, сказались постоянное напряжение на работе и общая нервозность в медиапространстве и обществе.
Ответы на вопрос «Какие улучшения в работе произошли после дистанта?» выявили ряд позитивных тенденций, связанных с возвращением педагогов в привычный режим работы. 41,1% опрошенных отметили восстановление общения с коллегами и возрождение духа взаимовыручки.
Во время опроса респондентам предложили указать в свободной форме на три лайфхака (приема или новаторских метода, повышающих продуктивность и эффективность), которые помогли при дистанционной работе. Результаты семантического анализа массива ответов выявили ответы-лидеры: Гугл (поисковая система), МЭШ (Московская электронная школа) и видео. Последующий контекстный анализ позволил получить точную картину, какой смысл, в понимании педагогов, скрывается под этими текстовыми единицами.
Под словом «Гугл» подразумевается не сама поисковая система, а ее сервисы – Гугл-таблицы, Гугл-формы, Гугл-опросы, используемые в первую очередь для проведения тестирования обучающихся.
Московская электронная школа (в ответах респондентов используется аббревиатура МЭШ) уже не первый год является одним из основных ресурсов московских педагогов. Широко используемая до периода пандемии система при переходе на дистант еще раз зарекомендовала себя как надежный инструмент, позволяющий получить контент для большинства проводимых уроков.
Слово «видео» в контексте массива ответов является производным от терминов «видеоурок» и «видеоролик» («видеофрагмент»). В период дистанта педагоги записывали видеоуроки полностью и включали показ видеофрагментов в сценарий урока.
Результаты блицанкетирования с ответами на вопрос о том, с какими трудностями пришлось столкнуться педагогам, показали, что лишь 35,8% опрошенных не испытывали затруднений. 59,6% педагогов подошли к дистанту, обладая достаточным набором навыков и компетенций для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях. 62,6% педагогов были обеспечены всеми необходимыми ресурсами для работы. Данное обстоятельство вызывает озабоченность, учитывая, что треть опрошенных (31,9%) в полной мере ресурсами обеспечены не были.
Что такое счастье?
В 2018 году МГО профсоюза провела социологический опрос «Что для вас счастье?». Спустя почти три года организация снова обратилась к этой теме. Поводом для повторного исследования стал прожитый педагогами непростой период пандемии, после пика заболеваемости жизненные приоритеты педагогов могли заметно поменяться.
Ответы на вопрос «Что для вас является приоритетом в жизни после пика пандемии коронавируса?» были сгруппированы в рейтинг. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне возглавили список ответов, набрав 66,8%. Вполне ожидаемо, учитывая высокое число нововведений в работе и повседневной жизни, стремительно меняющиеся правила общественной жизни, решительные и внезапные действия органов государственного управления. Появившийся запрос на стабильность во всех сферах жизни обусловлен общей усталостью населения в период пандемии коронавируса.
Семья и дети являются высшей ценностью вне времени и обстоятельств для 64,9% респондентов.
Забота о своем здоровье с каждыми новыми результатами социологических опросов МГО профсоюза укрепляет позиции – 60,1% опрошенных педагогов понимают важность сохранения здоровья.
Правильно расставлять жизненные приоритеты получается у 22,1% участников опроса, но большинству опрошенных (63,4%) это дается с определенным трудом. 13,3% педагогов чаще принимают невыгодные для себя решения, попадают под гнет обстоятельств и идут на сделку со своими интересами во имя иных целей. У 1,2% опрошенных правильно расставить жизненные приоритеты не получается.
Неумение сказать слово «нет» является основным препятствием для правильной расстановки жизненных приоритетов педагогами – так ответили 34,7% опрошенных. Этой группе респондентов зачастую приходится выполнять работу за себя и за коллег. При этом указанный вариант не исключает ответ, приведенный ниже: «Долг перед обществом, коллегами, учащимися и их родителями» (27,4% ответов).
Увеличилась доля счастливых педагогов по сравнению с результатами опроса 2018 года – с 72,8 до 77,6%. Соответственно, сократилось число несчастливых респондентов (с 5 до 4,2%) и неопределившихся (с 22,2 до 18,2%). Стоит отметить, что среди тех, кто чувствует себя несчастным, большинство в возрасте 20-30 лет.
Если сравнить результаты опросов «Что для вас счастье?» за 2018 и 2021 годы, можно сделать вывод, что уверенность в будущем, желание стать востребованным профессионалом, управлять своей жизнью и не быть одиноким поднялось в рейтинге, в то время как желание иметь работу по душе и быть в этой работе успешным, купаться в благодарности учеников и признании коллег незначительно потеряло свое значение для респондентов. Позиции ответов-лидеров и ответов, замыкающих список, остались неизменными. Стоит отметить, что потеряли свои позиции ответы, связанные с работой. Пандемия коронавируса показала, что не все зависит от решений отдельного человека, поэтому ответы о желании управлять своей жизнью и быть уверенным в будущем стали отражением действительности, в которой оказались педагоги.
Педагоги за спорт
В сентябре 2021 года в ходе реализации проекта МГО профсоюза «Здоровые решения – выбор педагога» был проведен социологический опрос для членов профсоюза о степени готовности и мотивации учителей заниматься спортом под тематическим названием «Жить. Учить. Бежать». В соцопросе приняли участие 629 человек.
Респондентам предложили представить, что они твердо решили поменять свой образ жизни (например, заняться физической культурой, перестроить рацион, сбросить лишний вес), и назвать три первых шага, с которых стоит начинать.
Большинство опрошенных (63,8%) решили начать с прогулок на свежем воздухе. 40,7% педагогов, напротив, показали свою решительность и выразили желание записаться в спортивную секцию, фитнес-клуб и бассейн. 31,5% опрошенных твердо решили ограничить себя в кулинарных излишествах и сесть на диету. О консультации врача вспомнили лишь 28,1% респондентов, что вызывает определенную озабоченность.
Ходьба возглавила рейтинг видов физической активности, доступных для участия в чемпионате «Жить. Учить. Бежать», набрав 63,8% голосов. Более трети педагогов (38,3%) предпочитают плавание. Бег и велопрогулки пользуются популярностью у 29,1% и 25,4% опрошенных соответственно.
На вопрос «Как часто вы готовы заниматься видами физической активности?» большинство опрошенных выбрали принцип разумной достаточности. Несколько раз в неделю готовы заниматься спортом 57,2% опрошенных. Педагогов, готовых делать это ежедневно, – 26,4%; 8,7% респондентов ввиду плотного графика могут выделить лишь один день для физической активности; 7,1% испытывают затруднения с регулярностью занятий.
При сложении ответов твердо решивших принять участие в чемпионате «Жить. Учить. Бежать» и 24,1% сомневающихся, но позитивно настроенных педагогов, получается показатель в 79,8% опрошенных, готовых заниматься видами физической активности.
Защита трудящихся
Московские педагоги сталкиваются с нарушением своих прав не только на работе, но и в повседневной жизни. Зачастую, понимая, что права нарушены, педагоги взвешивают за и против того, чтобы активно начать отстаивать эти права. В определенных случаях это относительно просто, в иных – тяжело и нецелесообразно.
Но намного тревожнее ситуация, при которой человек даже не подозревает, что его права нарушены. Задача профсоюзных юристов в подобных ситуациях – подсказать, помочь, направить педагога к правильному решению возникшей проблемы. МГО профсоюза провела социологический опрос «Знаете ли вы свои права?», чтобы понять, насколько московские педагоги нуждаются в правовой защите. В опросе приняли участие 638 человек.
Трудовые отношения являются главной рискогенной областью взаимоотношений, если говорить о правах педагогов, более 40% участников опроса указали, что их права были нарушены именно на работе.
Розничная торговля прошла большой эволюционный путь от древнейших базаров до интернет-магазинов, но действия некоторых представителей этой сферы изменились незначительно, что подтверждают более 30% опрошенных.
К комплексу жилищно-коммунального хозяйства у граждан всегда были вопросы. Для 28,4% опрошенных исправно приходящие счета не всегда соответствуют качеству оказываемых услуг.
Медицина в последние два года работает на пределе возможностей, но это не оправдывает наличие 28,2% опрошенных, указавших на нарушение своих прав.
Порой нескладывающиеся взаимоотношения с участниками образовательного процесса (детьми и их родителями) становятся причиной ухода педагогов из школ. 21,8% опрошенных сталкиваются с ситуациями, в которых дети и родители помнят о своих правах, но забывают об обязанностях.
Финансовые услуги (18,3% опрошенных) и услуги связи (16,9% опрошенных) следует поместить в одну группу с розничной торговлей, так как цель извлечения максимальной прибыли унифицирует подходы к ее получению.
Социальные услуги и налогообложение, напротив, – сферы, которые находятся в ведении государства. Закономерно, что 9,6% опрошенных, платя налоги в пользу развития системы налогообложения, хотели бы понятных правил взаимодействия. С ущемлением прав в социальной сфере столкнулись 18,3% педагогов различного возраста.
В транспортной сфере были нарушены права 9,4% респондентов.
71,6% опрошенных обращаются за профессиональной юридической помощью или консультацией редко, в зависимости от ситуации. Систематически обращаются по данному вопросу 19,9%.
Результаты опроса показали, что 9 из 10 респондентов сталкивались с нарушением своих прав, большинство из которых связаны с трудовым законодательством. Две трети опрошенных оценивают уровень своей правовой грамотности как средний, лишь 13,2% участников опроса считают себя продвинутыми правоведами. Также 9 из 10 респондентов оказывались в ситуации, когда им необходимо обратиться за квалифицированной юридической помощью или консультацией. Почти половина опрошенных не достигли успеха, несмотря на обращение. Вместе с тем педагоги не готовы тратить на услуги юриста заметные средства.
Выводы
Проведение социологических опросов в 2021 году позволило МГО профсоюза определить основные тенденции изменений общественного мнения, происходящих в педагогическом сообществе Москвы. Дистанционный режим работы окончательно вошел в жизнь педагогов. Основным преимуществом дистанта 69,1% респондентов назвали приобретение новых IT-компетенций.
Вместе с тем сложилась парадоксальная ситуация, при которой главной потерей перехода на «удаленку» стало личное время 57,4% опрошенных педагогов. Использование передовых технологий, призванных оптимизировать рабочее время пользователей, дало обратный эффект. Взаимодействие с обучающимися в период самоизоляции проходило трудно для 49,1% респондентов, которые по выходу в очный режим начали уделять этому вопросу повышенное внимание.
Живое общение с коллегами и включенность семей в образовательный процесс как главные преимущества возвращения к привычной школьной жизни отметили 41,1 и 30,2% респондентов соответственно. Выход из «виртуальной комы» открыл для участников опроса новые возможности для использования накопленного в период дистанта опыта в привычных условиях. Многие направления работы педагога, по мнению опрошенных, можно и нужно оставить в дистанционном режиме, например, проведение совещаний, педсоветов, обучения и иных мероприятий, не связанных с аудиторной занятостью.
Ранее педагоги отмечали, что учиться намного удобнее дистанционно. По результатам соцопроса «Повышение квалификации педагогов» 75,4% опрошенных не желают тратить время на дорогу и личное присутствие в аудитории. Курсы повышения квалификации продолжительностью 36-72 часа являются наиболее привлекательным форматом для 47,5% опрошенных. За модульные курсы повышения квалификации, где обучающийся сам имеет возможность выбрать содержание и объем материала, отдали голоса 44,3% респондентов. Направление обучения «Электронная коммуникация и взаимодействие» (37,6% опрошенных) несколько уступает программам профессионального развития педагогов (53,5% опрошенных), но уверенно занимает второе место в рейтинге. Можно спрогнозировать, что в ближайшем будущем эти позиции будут объединены. Владение IT-компетенциями станет неотъемлемой частью профессионального уровня педагога.
Лишь 29,7% педагогов – участников опроса «Повышение квалификации педагогов» интересно было бы получить знания в сфере трудового права. Вместе с тем трудовые отношения, по мнению участников опроса «Знаете ли вы свои права?», возглавляют список сфер, в которых эти права нарушаются, так ответили 41,2% респондентов. Никогда не обращались за помощью к юристу лишь 8,5% опрошенных педагогов. Суммарно 63% респондентов хотели бы пользоваться услугами юриста бесплатно или за разумные деньги. Сопоставление результатов двух опросов показывает, что защита трудовых, и не только, прав актуальна для подавляющего большинства опрошенных, но самостоятельно вступать в борьбу с попирателями своих интересов педагоги не готовы, предоставляя это дело профессионалам.
Социологические опросы «Здоровый образ жизни. Хочу? Могу? Делаю?» и «Жить. Учить. Бежать» объединены в цикл, посвященный готовности педагогов вести здоровый образ жизни. Так как участникам первого опроса не хватает регулярных занятий физкультурой (57,5% опрошенных) и личного времени (46,1% опрошенных), МГО профсоюза запустила онлайн-чемпионат «Жить. Учить. Бежать». Основная идея чемпионата заключалась в решении двух задач: привлечь педагогов к активному образу жизни и минимизировать время на занятия физической активностью.
Следующим шагом для МГО профсоюза после проведения опроса, стало выполнение задачи по определению самых популярных видов физической активности среди педагогов. Результаты опроса «Жить. Учить. Бежать» показали ряд ключевых позиций, благодаря которым удалось организовать онлайн-чемпионат с максимальной вовлеченностью педагогов:
– прогулки на свежем воздухе по душе 63,8% респондентов;
– для 49,1% респондентов важно заниматься физической активностью в компании;
– 57,2% респондентов готовы заниматься физической активностью несколько раз в неделю;
– суммарно 79,8% респондентов готовы принять участие в онлайн-чемпионате «Жить. Учить. Бежать».
Стремление педагогов в кризисные времена вкладывать имеющиеся ресурсы в личностное развитие было подтверждено социологическим опросом МГО профсоюза «Слагаемые счастья». Уверенность в завтрашнем дне, здоровье и благополучие заняли верхние строчки в рейтинге ответов на вопрос «Что для вас является приоритетом в жизни после пика пандемии коронавируса?». Позиции «семья», «дети», «здоровье», «понимание», «уверенность» оказались самыми популярными ответами на вопрос «Что для вас счастье?».
В небольшом королевстве Бутан, которое находится среди Гималаев, есть государственная организация «Центр исследований валового национального счастья Бутана». На сегодняшний день это единственная государственная организация в мире, которая занимается вопросами счастья. Для всего остального мира счастье – дело рук самих людей. Опрос «Слагаемые счастья» показал, что наивысшим приоритетом для современных московских педагогов является стремление быть счастливыми. И, следовательно, несмотря на все перипетии, наши учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, преподаватели обретут свое счастье рано или поздно. Или уже обрели.
Федор ЧЕРНЯКОВ, главный специалист аппарата МГО профсоюза
Комментарии