Все мы все время куда-то спешим, куда-то торопимся. Наше время расписано по часам, в нем зачастую, кроме работы, ничему не остается места. И дело здесь не только в том, что необходимо зарабатывать деньги, но и в том, что женщина, мать семейства, хочет быть сегодня успешной, социально независимой.
Тенденция активного вхождения женщины в мир мужчин уводит ее от семьи, от домашнего очага. Поэтому ребенок все чаще попадает в руки бабушки, няни, круглосуточного детского сада, школы. Приходящая в дом няня, как бы она ни любила детей, все же не может заменить ребенку мать, ее безусловное приятие и любовь. А любовь – это искусство. И нужно учиться любить. Да, наши дети сыты и одеты, у них есть игрушки. А где эмоциональная связь, которая формирует привязанность в диаде «мать и дитя»? Для того чтобы помочь родителям установить или укрепить эту связь, в 2007 году в Ресурсном центре было открыто структурное подразделение «Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР). В настоящее время ЦИПР посещают 27 малышей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет с родителями, среди которых особенной активностью отличаются папы трех малышей.
Елена СЕРКОВА,педагог-психолог Ресурсного центра«Все лучшее – детям»
Тенденция активного вхождения женщины в мир мужчин уводит ее от семьи, от домашнего очага. Поэтому ребенок все чаще попадает в руки бабушки, няни, круглосуточного детского сада, школы. Приходящая в дом няня, как бы она ни любила детей, все же не может заменить ребенку мать, ее безусловное приятие и любовь. А любовь – это искусство. И нужно учиться любить. Да, наши дети сыты и одеты, у них есть игрушки. А где эмоциональная связь, которая формирует привязанность в диаде «мать и дитя»? Для того чтобы помочь родителям установить или укрепить эту связь, в 2007 году в Ресурсном центре «Все лучшее – детям» было открыто структурное подразделение «Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР). В настоящее время ЦИПР посещают 27 малышей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет с родителями, среди которых особенной активностью отличаются папы трех малышей.
В ЦИПРе родители получают знания, облегчающие воспитание ребенка раннего возраста, учатся организовывать взаимодействие с малышом через игру, а также находят ответы на множество своих вопросов.
Разный возраст детей – разные родительские вопросы. Типичный вопрос родителей, имеющих детей 6 – 9 месяцев: когда нужно отучать ребенка от груди и нужно ли это делать вообще? Я, как педагог-психолог, отвечаю на этот вопрос так: «Грудное вскармливание – это не только здоровье для малыша, но и профилактика для самой мамы от таких заболеваний, как артрит, артроз. Кроме того, это мощная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Она важна и необходима всегда, особенно в первые полгода жизни младенца. Но малыш растет, и на смену эмоциональному общению с родителем приходит предметно-ситуативная деятельность. Если мама не знает, что важно для ребенка в этот период, как его развивать дальше, остаются эмоции. И порой не ребенку тяжело оторваться от материнской груди, а самой маме трудно отпустить от себя малыша. Педиатры считают оптимальным отказ от грудного вскармливания, когда малышу от 1 года 2 месяцев до полутора лет. Обычно в таком возрасте ребенок уже не просыпается ночью, чтобы попросить именно поесть. Вместо груди ему можно предложить воду. Чаще всего для ребенка от 1 года до полутора лет требование груди – это попытка привлечь мамино внимание. Поэтому, когда ребенок начнет просить, отвлеките его, предложите поиграть, почитать книжку».
Как-то в группе прозвучал вопрос: «Обязательно ли с ребенком играть?» Я отвечаю твердо, убежденно: «Обязательно! Ведь игра помогает установить тесный дружеский контакт, близость и взаимопонимание родителей и детей! Законами развития заложено, что малыш знакомится с окружающим миром через взрослого и только благодаря взрослому! Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А передает ему этот опыт, формирует у него эти действия именно обучение, обучение через игру. Ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а затем и самостоятельно. И важно эту самостоятельность не погасить на корню. В книге «Экология младенчества. Первый год» М.Трунова и Л.Китаева отмечено: «Ваш ребенок становится жертвой страхов и волнений. За него постоянно волнуются. Мама, папа, особенно бабушка. Как губка впитывает он все, что происходит вокруг. А что происходит вокруг? Суета, волнения, страхи, беспокойства. Ребенок начинает ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги, новые ощущения переполняют его, он шагает все быстрее и быстрее, все дальше и дальше от мамы. Что думает мама, если ребенок достаточно далеко? Она думает: «Сейчас упадет!» Что делает ребенок? Конечно, падает. Думайте, что он слабый и неприспособленный, и он таким будет. Думайте, что он может заболеть, и он обязательно заболеет».
Как ребенок узнает, что батарея бывает горячей, а гвоздь может уколоть? Только соприкоснувшись с этими предметами. И тут родители должны быть рядом, чтобы дать ребенку возможность получить уже свой, но безопасный жизненный опыт.
Бывает, что, рассказывая о своем малыше, мама недоумевает: «Столько игрушек, и такие красивые, а играть не хочет!» Но ведь игровую среду для малыша надо организовать! Хорошо, если у ребенка есть отдельная комната. Ну а если нет, желательно игровую зону выделить. И родителям надо знать, что кроватка – это зона сна, а манеж использовать лучше в редких случаях, так как ребенок знакомится с окружающим миром через движение. Так зачем же его ограничивать в этом? От изобилия игрушек в комнате малыш может быстро устать. Поэтому пусть их будет немного. Остальные лучше на время убрать. Заменяя периодически одни игрушки другими, родители будут поддерживать интерес ребенка к ним. И конечно, игрушки должны соответствовать возрасту малыша.
«С игрой понятно, – скажут мамы. – А что такое раннее развитие? И нужно ли это ребенку?» Этой теме я посвящаю, как правило, несколько консультаций.
В настоящее время весьма популярно развивать ребенка с пеленок. И методик раннего развития, как отечественных авторов, так и зарубежных, немало. В чем особенность занятий с детьми раннего возраста? Внимание детей данного возраста имеет непроизвольный характер. У малыша очень быстрое переключение внимания, его невозможно заставить слушать, смотреть, если ему не интересно. Настойчивость родителя может привести к обратному результату: «Не хочу, не буду!» Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений: зрительными, аудиальными, кинестетическими. В работе с малышами необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для него значимым. Например, подбирать дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (матрешки, пирамидки знакомят малыша с величиной; доски Сегена, Монтессори – с формой). Хорошо, когда пространство на уровне глаз ребенка тоже несет новую для него информацию (например, дома можно развесить картинки с изображением животных, фруктов и периодически заменять их другими). Конечно, пальчиковая гимнастика, творческие минутки с малышом обязательны. Как сказал Василий Сухомлинский: «Наша речь находится на кончиках наших пальцев». Развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем речевые центры головного мозга. Нельзя забывать про физическое развитие малыша, ведь здоровый малыш активен и любознателен! И важно помнить, что существуют сенситивные периоды в жизни маленького человечка, когда новая информация усваивается им легко и просто (например, главным выводом Института Глена Домана в США был факт, что после 7 лет – когда перестает расти мозг – продуктивность учебы падает в 80 раз!). Родители должны знать, что раннее развитие ребенка – это не только научение счету, чтению, это знакомство с окружающим миром, со всеми его красками и многообразием!
«А как жить в этом многообразном окружающем мире моему малышу, если он у меня застенчив? Игрушки забирают, он молчит. Играть с детьми хочет, но боится подойти. Все ко мне прижимается…» – делится своими переживаниями мама.
Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и влиянием социальной среды. Иными словами, застенчивым можно родиться, но можно им и стать.
Американские ученые изучали контрольную группу из 120 семей. Застенчивость детей оценивали родители. Личностные качества родителей изучали с помощью опросников. Выяснилось, что в годовалом и двухгодовалом возрасте застенчивость ребенка находится в прямой зависимости от застенчивости матери, ее замкнутости. Такая зависимость наблюдалась и в семьях с приемными детьми.
Другой, не менее важный фактор формирования застенчивости – отношение к ребенку значимых для него людей: если родители, бабушки и дедушки, сравнивая ребенка с братьями, сестрами и другими сверстниками, делают оценки не в его пользу, то они снижают его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с другими людьми. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему родители.
Что можно посоветовать маме для профилактики застенчивости:
– меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей и несчастий. Нередко беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Он постоянно находится в окружении взрослых, не имеет опыта выбора и самостоятельного налаживания контакта;
– стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах;
– не подчеркивать постоянно его слабость или неумение (наблюдаемая ситуация: «Я сама», – говорит девочка маме. «Когда вырастешь, будешь сама, а сейчас меня слушай», – отвечает безапелляционно мама ребенку);
– у ребенка должна быть возможность свободно выражать свои чувства и потребности. Родители постоянно стыдят, слишком озабочены тем, что скажут о поведении ребенка окружающие. Неудивительно, что он во взрослой жизни будет излишне зависеть от этих оценок;
– ребенку нужно видеть, что его близкие получают удовольствие от общения и с ним самим, и с другими людьми. Больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста в разных ситуациях – хорошая профилактика застенчивости. Это могут быть большие праздники, спорт, туризм, театральная студия;
– поделиться с ребенком своим опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения, но находили выход. Убедите ребенка, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами;
– не высказывать ему тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекать ребенка. Не ставить в пример других детей. Не пугать всевозможными затруднениями из-за застенчивости в будущем. (Пример: мама с сыном отправились на большой детский праздник. Но ребенка как приклеили к матери. «Ты трус», – в сердцах обронила мама. Но разума оказалось у мамы больше, чем эмоций, она попросила у ребенка прощения и позже отдала его в командный спорт.)
«Это, безусловно, важная информация для нас. Но хочется опуститься до проблем насущных сейчас – мой ребенок никак не реагирует на горшок. Как научить малыша использовать горшок по назначению?» – такой вопрос далеко не редкость на встречах с родителями.
Хочу сразу отметить ошибку родителей, которые покупают ребенку музыкальный горшок. Это отвлекающий фактор для малыша, он может и испугать его. Главное, чтобы этот предмет был анатомически удобен малышу. Очень часто родители торопят события – малыш еще и не ходит, а его уже усаживают на сей предмет. Естественная реакция малыша – протест. Когда малыш поймет связку «желание-предмет-действие», тогда горшок и войдет в его жизнь. Совсем необязательно ждать, когда ребенок психически дозреет до использования горшка по назначению, а не в качестве игрушки. Начинать надо с режимных моментов, которые используются каждый день. Например, высаживать ребенка на горшок после сна, перед прогулкой, после прогулки, после обеда, перед сном. Важно родителям считывать сигналы тела ребенка, когда он хочет в туалет: кто-то замирает, кто-то вздрагивает, а также не использовать памперсы 24 часа в сутки. Но бывает и так, что, используя горшок по назначению, малыш вдруг начинает упрямиться и наотрез отказывается от него. Это может быть вызвано стрессовой ситуацией. Например, провели лето на даче, приехали домой и с горшком больше дружить не хотим; ребенок болел; кризис возрастной; возможны неприятные тактильные ощущения, на которые и отреагировал ребенок. Разумеется, чтобы привить ребенку навык, нужно терпение, терпение и еще раз терпение.
С разными запросами и с разными целями приходят родители в ЦИПР. Опыт работы показал, что цели и задачи родителей и команды профессионалов, работающей в ЦИПР, чаще совпадают. Значит, путь выбран верно!
Комментарии