Первое сентября – это море эмоций, которыми хочется делиться. Именно вечером тридцать первого августа ты становишься круглосуточным педагогом, ведь все твои мысли крутятся вокруг такого нового и такого знаменательного события. И не только мысли, но и разговоры.
Первого сентября в молодом специалисте просыпается человек, способный свести абсолютно любой разговор к школе и «своим» детям. Немного позже становится ясно, что свести можно не только разговор, но и родных и близких, правда, не к школе, а с ума. Тяжелее всего становится тем, кто находится рядом с таким специалистом во всех общих компаниях или при встрече с разными знакомыми, ведь этот человек уже в сотый раз слушает о том, сколько в твоем классе детей, чьи родители показались самыми позитивными и далее по списку. Самым сложным элементом в работе становится общение с родителями. Ты видишь их несколько раз в неделю, а некоторых и того реже. Ты не знаешь, что они чувствуют, ты плохо знаешь их самих (в отличие от их детей, с которыми проводишь большую часть дня). Но с ними нет единого идеального способа общения, а значит, за пару встреч надо понять, как и что можно или нельзя говорить человеку. Поэтому практически все сообщения и звонки в любое время суток не остаются без ответа. Таким образом, в эмоциональном Вплане педагог (наверное, это больше касается молодых специалистов) – понятие круглосуточное.А вот если смотреть со стороны поведения и того, что педагог делает в течение дня, молодой специалист полон энтузиазма и решимости успеть все и везде. Он уверен, что главное – правильно начать. Не брать домой тетради, делать все на работе, высыпаться. Через некоторое время что-то отбрасывается ради продуктивности работы (надо сказать, так же категорично, как до этого было принято решение). Каждый раз во время разговора с более опытными педагогами молодой специалист уверяет себя, что он-то обучен по новым стандартам, а значит, ему в чем-то точно будет проще. А потом он встречается с ними – с любимыми граблями, которые быстро расставляют все на свои места. Ведь если ты пошел-таки работать в школу, будь готов к тому, что в любой момент появится маленькая бумажка, которая станет большой проблемой. Как правило, такие бумаги появляются именно в тот день, когда ты решаешь: «Все, сегодня точно уйду пораньше!» Всем своим поведением молодой специалист старается разрушать все стереотипы об учителях. Доказывать, что он тоже человек, что общество должно меняться. Да, эмоции довольно долго будут мешать этой решимости. Ведь все разговоры крутятся вокруг школы, детей, их родителей и прочих элементов жизни педагога. Через некоторое время желание рассказывать всем и каждому, что ты учитель, пропадает. Вот тогда просыпается педагог «я тоже человек», который, если вдруг кто критикует учителей в целом или его самого, бросается доказывать, что он не робот и не заряжается от розетки, что ему тоже нужно время пожить, а не отвечать все выходные на звонки родителей. Самым страшным контраргументом в это время является «ты знал, куда шел». Знал. Куда. Шел. Только вдумайтесь в эту фразу. Уже только то, что человек ее произнес, означает, что и он прекрасно понимает, какие есть проблемы. Да что уж там, он понимает, что они есть! Это ведь главное. Очень многие люди понимают, что проблемы в этой области есть, но не меняют свою точку зрения, не меняют свое поведение. Они продолжают считать, что все знают, куда идут работать, и это целиком и полностью проблема специалистов. Это как проблемы с экологией – человек всегда осознает величину бедствия только в тот момент, когда можно лишь пожалеть, что не сделал нужных шагов раньше. Общество продолжает давить на молодого специалиста своими «нельзя» и «должен», доводя того до круглосуточного режима.Лично я стараюсь быть тем педагогом, который, как мне сказали еще в начале сентября, «знает, когда выйти с работы». И дело даже не во времени, в которое ты покидаешь здание школы. Речь о том, чтобы не забывать, что ты не только педагог, но и человек. Ты не только должен, но и можешь.На мой взгляд, в первую очередь именно это должно быть частью образа идеального педагога. Каким бы сильным ни был человек, отдых ему необходим. Усталость будет влиять на работу, на общение, на эмоции. Во-вторых, идеальный педагог должен уметь использовать технику не ради ее использования, а ради того, чтобы она действительно приносила пользу. Это касается не только проектора или интерактивной доски, но и средств общения с родителями. Различные клиенты обмена мгновенными сообщениями значительно упрощают жизнь, если ими грамотно пользоваться.На мой взгляд, педагог не круглосуточное понятие. Его делает таковым общество. Общество же навязывает такое поведение и самим педагогам. Сил и стойкости тем педагогам, которые оспаривают это мнение даже после многих лет работы.
Екатерина СОРОКИНА, учитель начальных классов Центра образования №1858, финалист конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии