В школе №1389 прошел финал конкурса школьной прессы «Золотое перо-2009», организованного Научно-методическим центром ВАО. Пока команды учеников выполняли творческое задание, призванное определить победителя, их кураторы-руководители в тесном кругу обсуждали наиболее злободневные проблемы, которые мешают развитию школьной журналистики.
Наталья ЛОБАНОВА, гимназия №1516:
– Для нас сегодня самая болезненная тема – тема финансирования, правда, в довольно своеобразном ракурсе. Некоторое время назад в лицее установили очень дорогую множительную технику – специально для издательской деятельности. И все было хорошо… пока не закончился картридж стоимостью 2000 долларов. А ведь это расходный материал, который в перспективе неминуемо придется приобретать вновь и вновь. Понятное дело, если разовые траты школа смогла себе позволить, то постоянные, да еще и в таком размере, вряд ли потянет.
Елена ДМИТРИЕВА, лицей №1598:
– Несмотря на то, что школьную прессу курируют взрослые, держится она, по определению, на учениках. А это значит, что с каждым годом, с очередным выпуском, мы вынуждены расставаться с ценными кадрами, которых растили и обучали не один год, начинать все с нуля, привлекая в редакцию новых ребят. Понимаю, это неизбежно, но все это так болезненно! Выход стараемся найти, создавая внутри издания систему взаимообучения, когда старшие товарищи берут шефство над младшими и передают им свой опыт. По-моему, лучше однажды, приложив максимум усилий, создать инициативное ядро, чтобы потом заработала цепная реакция самообразования. Полагаю, здесь очень многое, если не все, зависит от внутришкольной политики, проводимой администрацией. В нашем лицее каждый учитель в той или иной степени задействован в подготовке выпуска газеты. И это считается отнюдь не какой-то тяжкой повинностью, а одной из форм пропаганды, продвижения как школы в целом, так и своего предмета в частности. Педагоги общаются с детьми не только воочию, на уроке и после занятий, но и посредством прессы, дают советы, описывают оригинальные решения, приводят интересные факты, курьезы, истории и так далее. И учителям на самом деле очень важно услышать от ребят мнение о них как преподавателях и личностях.
Светлана АКИМОВА, школа №1351:
– Мы занимаемся издательско-журналистским творчеством уже четвертый год. Конечно же, нас, как и всех, точно так же беспокоит финансовая сторона вопроса. – Когда мы вели в школе кружок «Литература и пресса», нам оплачивали эту работу именно как кружковую. Однако в этом учебном году никакой оплаты нет. Виной тому – новый учебный план. Дело в том, что теперь учителя вынуждены все дополнительные и кружковые занятия тратить на подготовку к ЕГЭ, потому что результаты госэкзамена – очень важный показатель их профессионализма, по которому их оценивают. А вот то, есть ли в школе газета или нет, всех волнует гораздо меньше, что, конечно, весьма прискорбно. Ведь одно дело – стандартные тесты, и совсем другое – творческая деятельность, свобода слова, активная жизненная позиция и инициатива. Тем не менее на сегодняшний момент нас более всего интересует то, как именно следует выстроить систему работы с детьми, участвующими в подготовке школьной газеты, чтобы им было интересно, весело и понятно, чтобы они сохраняли энтузиазм как можно дольше и стремились к совершенству. Мы испытываем острую нехватку методических материалов и очень нуждаемся в общении «с себе подобными» – коллегами, которые занимаются той же деятельностью в других школах. Чтобы нас не сочли за пассивных потребителей, со своей стороны мы готовы поделиться собственным опытом и практическими наработками, собранными в подборку брошюрами.
Анна ЖМУРИНА, школа №1351:
– Хочу добавить, что сначала, еще до газеты, у нас существовал кружок «Литература и пресса», программу работы которого мы написали сами, с нуля, используя самые различные источники – от «Риторики» для начальных классов до профессиональных пособий для факультетов журналистики вузов. Курс подготовки был рассчитан на один год обучения, причем он затрагивал как детей, так и учителей. Главное его достоинство в том, что он сочетал теорию с практикой, каждая тема обязательно заканчивалась конкретными заданиями «на местности». Ребята учились брать интервью, выискивать интересные сюжеты, готовить материалы и так далее. В конечном итоге кружковая деятельность переросла в школьно-издательскую. Думаю, было бы очень полезно использовать наш опыт, организовав нечто подобное на базе НМЦ в виде курсов по подготовке педагогов, решивших заняться этим видом воспитательного творчества.
Татьяна УВАРОВА, школа №2035:
– Заинтересовать педагогов, привлечь их к активному участию в подготовке школьного СМИ весьма и весьма непросто. Конечно, чтобы заниматься газетой, вовсе не обязательно быть учителем русского языка и литературы, однако без их профессионального совета и даже просто редакторско-корректорской помощи специалиста невозможно обойтись. Увы, не каждый филолог пойдет на это, потому что им и без того приходится ежедневно проверять десятки тетрадей и сочинений, то есть работы хватает выше крыши. К тому же дополнительная нагрузка, как правило, это дополнительные часы, проведенные в школе, а не дома. Если же учесть, что сразу после уроков, согласно СанПиНам, ставить кружковые занятия нельзя и необходимо подождать минимум час, это еще больше растягивает рабочий день педагога. Но что-то ведь надо делать, как-то нужно выходить из положения! И если не получается выехать на голом энтузиазме, значит, стоит рассмотреть вопрос материального стимулирования. Школьные администраторы должны подумать, как оформить тех учителей, которые участвуют в создании школьного СМИ.
Анна БЕЛАШОВА, школа №672:
– Изначально всех нас интересовало – кому это нужно и чего ради вообще делать газету? Однако когда учителя и ученики более-менее поняли смысл этого начинания, они стали подходить уже с конкретными предложениями. В частности, когда понадобилось помочь с набором в начальную школу, было решено сделать тематический номер газеты, адресованный родителям, с презентацией педагогов и описанием их достижений. Впоследствии вышел в свет номер, посвященный ЕГЭ, где директор подробно рассказывал для всех заинтересованных людей, что собой представляет это нововведение и как следует к нему готовиться. Очень важен воспитательный момент, связанный с тем, что наши дети получили возможность присылать нам, не боясь и не стесняясь, свои заметки и фотографии для публикации. Причем делают они это как по e-mail и непосредственно через школьный сайт, так и используя возможности социальных сетей.
Валентин ЧУЛКОВ, Центр образования №1602:
– Чтобы готовить профессионалов с младых лет, имеет смысл вводить в рамках профильного и предпрофильного образования элективные курсы «Основы журналистики». Знания, которые ребята получат на этих занятиях, в любом случае не будут лишними, а в идеале станут прочной базой для последующего роста. Умение работать в разных жанрах, писать и редактировать тексты, оформлять материалы, грамотно излагать свои мысли востребовано везде. А если ребенок увидит опубликованный материал хотя бы и в школьном издании, это очень положительно сказывается на его самооценке, помогает ему поверить в собственные силы.
Юлия ТИНГАЕВА, Центр образования №1666:
– В нашем учреждении действует школьное правительство, в котором есть министр средств массовой информации, по совместительству – главный редактор журнала «Феникс-Пресс». Так вот, это издание – гордость всей школы, поскольку помогает раскрыться как безусловно примерным ученикам, так и двоечникам, причем с самой неожиданной стороны. Журнал – это территория общения, где все равны и каждый имеет право на слово. И вообще, на мой взгляд, нужно давать возможность детям, объединенным общей (в данном случае – издательской) деятельностью, встречаться не только в школе, но и на нейтральной территории, организуя межшкольные слеты, семинары и конференции издателей. Ребята не должны вариться только в собственном соку, им необходимо обмениваться информацией, идеями, соревноваться друг с другом. В этом плане конкурс школьной прессы «Золотое перо-2009», который собрал здесь столько талантливых ребят, – очень важное и полезное мероприятие.
Подготовил Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии