search
main
0

Педагог и время

Вторая Международная ассамблея РАО объединила учителей и ученых

Сколько живу, постоянно слышу о том, что рядовые учителя и именитые академики существуют каждый в своем мире: школьные педагоги не знают о последних достижениях отечественной и мировой науки, а ученые плохо разбираются в насущных проблемах рядовых преподавателей. Но с некоторых пор ситуация начала заметно меняться. Например, на прошлой неделе прошла вторая Международная ассамблея Российской академии образования «Педагог и время».

 

Ольга Васильева

Как отметила, открывая это мероприятие, президент РАО Ольга Васильева, в этом году сошлись три знаковых события: 2023‑й – Год педагога и наставника в России, 80‑летний юбилей РАО и 200‑летие со дня рождения знаменитого русского педагога Константина Ушинского.

– Много лет назад наш великий соотечественник сказал, что, если педагог не реагирует на требования времени и отказывается от того, что его окружает, он никогда не подготовит будущее поколение, – подчеркнула Ольга Юрьевна. – Именно учитель как профессионал призван обеспечить готовность растущего человека сохранить все лучшее из прошлого и развить будущее. Воспитателю вверяются нравственность и ум детей, их будущность, а вместе с тем и будущность нашего Отечества. Тема ассамблеи «Педагог и время» – маркер, который обращен в конкретную эпоху. В частности, мы убрали из законодательства понятие «образовательная услуга», этот термин ушел в прошлое.

Президент РАО напомнила, что в 90‑е годы деструктивные силы использовали любую возможность для насаждения нам чуждых взглядов и представлений. Тогда главная задача для заокеанских деятелей заключалась в том, чтобы в кратчайшие сроки перешить сознание масс. Удар пришелся на историю, обществознание, литературу, язык.

– Это была спланированная акция! – заявила Васильева. – К счастью, разрушить систему не удалось, а почему, этот вопрос до сих пор сильно беспокоит наших бывших заокеанских партнеров. Но, как говорится, «умом Россию не понять». Я думаю, это во многом связано с тем, что в системе образования работают в основном люди с большим стажем и опытом. То есть система образования у нас по-хорошему консервативна, и это позволило нам не только выжить тогда, но и выстоять в условиях следующего сложного периода пандемии ковида. Конечно, пожилым педагогам поначалу было трудно перейти на новый формат обучения – дистанционный, использовать электронные средства. Но каково же было удивление, когда наши коллеги, проводя исследования, услышали результаты – 48% учителей России готовы использовать некоторые элементы «цифры» в своем образовании и после эпидемии!

Экс-министр просвещения напомнила, что цель ассамблеи – познакомить педагогическую общественность с ведущими учеными РАО, организовать плодотворное сотрудничество учителей-практиков с академиками. В прошлом году аналогичное мероприятие прошло под названием «Ученик в современном мире: формула успеха». Оно очень хорошо себя зарекомендовало, был организован обмен научными идеями и практическими результатами, много говорили о преемственности классической российской и советской педагогик. А благодаря помощи и поддержке Общероссийского профсоюза образования удалось создать лабораторию, которая призвана найти ответ на вопрос о том, какие условия труда и как именно способствуют повышению качества педагогической деятельности, а какие его снижают.

В этом году очень большое внимание уделено наставничеству. И Ольга Васильева напомнила о том, что, по мнению Ушинского, наставник должен быть хорошим воспитателем и работать «не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника». При этом, однако, он был убежден, что в старших классах наставник и предметник – это два разных человека. И говорил, что беда нашего образования в отсутствии наставников, особенно в младших классах.

– Сейчас наша академия работает над концепцией развития наставничества в образовании, – сообщила глава РАО. – В данный момент она проходит общественное обсуждение, и, надеюсь, скоро мы представим ее вам. Мы провели большое социологическое исследование, в котором участвовали 4300 педагогов и директоров образовательных организаций, практически все написали, что они нуждаются в научно-методической помощи.

Помимо прочего участникам ассамблеи было рассказано о подведомственной РАО уникальной Библиотеке педагогической литературы имени К.Д.Ушинского – первой в Европе и второй в мире. В ее фондах хранится более 1,7 миллиона книг, из которых порядка 7 тысяч – редкие. Сейчас идет процесс оцифровки всего этого наследия, включая и периодические издания, в которых публиковался сам Константин Дмитриевич. А еще, что очень важно, решено оцифровать учебники, вышедшие в царское время и советский период. Они написаны очень простым, понятным и красивым русским языком, а поскольку их планируется выложить в открытом доступе на сайте библиотеки, это будет огромным подспорьем для всех, кто учится и учит.

Что особенно важно, на ассамблее было заявлено о старте грандиозного проекта «Об онкологии – просто» Научно-медицинского исследовательского центра радиологии Мин­здрава России при информационной поддержке Российской академии образования. Его цель – популяризация здорового образа жизни среди школьников и педагогов, повышение информированности в вопросах ранней диагностики и лечения рака, способов профилактики, а также проведение профориентации среди старшеклассников.

А потом гости и участники ассамблеи разошлись по площадкам, где, как им и обещали, ученые РАО рассказали о своих исследованиях. Понятно, что формат газетной статьи не позволяет рассказать обо всем, что там было. Но позволю в нескольких словах отметить хотя бы то, что удалось услышать, переходя от одной площадки к другой.

Светлана Иванова, главный ученый секретарь Российской академии образования, академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации (презентация итогов конкурса РАО «Территория культуры»):

– Почему-то считается, что культурой у нас должно заниматься Министерство культуры. Но ведь культура – это не только памятники и объекты наследия, это все, что создано человеческим трудом, все, что нас окружает. А система образования по определению все это изучает, помогает сохранить и передать следующим поколениям. К тому же, когда говорят о формировании единого образовательного и культурного пространства, надо бы определиться в терминах. Потому что пространство – это топос, место, философская категория, а среда – это как раз наше реальное окружение и условия существования. Поэтому имеет смысл говорить прежде всего о среде, а не о пространстве.

Александр Савенков, создатель научной школы «Психология одаренности и творчества», член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук, специалист в области диагностики и развития детской одаренности (лекция «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»):

– В любом деле огромную роль играет мотивация. Если спросить, например, студентов, почему они решили выбрать именно этот вуз, ответы будут самые разные. И в итоге выяснится, что мотивов всегда много, просто у каждого свой набор, поэтому нельзя на основе только одного из них делать далеко идущие выводы. А ведь талант и мотивация очень тесно связаны. Дети могут хорошо учиться и стремиться к освоению наук, потому что просто хотят самоутвердиться и самореализоваться (социальные мотивы), испытывают удовольствие от процесса изучения нового материала (деятельностные мотивы), стараются угодить родителям, чтобы те не ругались (мотив избегания неприятностей), и так далее. Все эти мотивы существуют независимо от того, хотим мы этого или нет.

Варвара Моросанова, член-кор­респондент РАО, доктор психологических наук (лекция «Стресс и выгорание: личностные и регуляторные ресурсы преодоления у субъектов образования»):

– Как показали наши исследования, которые были связаны с переходом на дистанционное обучение в период коронавирусной пандемии, лучше всех справились со стрессом педагоги в возрасте 26-40 лет, то есть люди со стажем. А хуже всего, как ни странно, молодые специалисты до 25 лет. У них показатели стрессоустойчивости к тревожности даже ниже, чем у коллег в возрасте 41-60 лет. Закономерно женщины переносят стрессы лучше мужчин. Но самое важное, что наиболее защищенными оказались те, у кого параметры самореализации, способности к осознанным действиям и оптимизму достигают максимальных значений.

Людмила Босова, и. о. академика – секретаря отделения общего среднего образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. Лекция «Цифровой образовательный контент для общего образования: модели использования и перспективы развития»:

– Созданная в 2005-2007 годы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов на тот момент была уникальным явлением, ничего подобного в мире не существовало. Но в 2011 году она уже морально устарела, и были предприняты усилия по формированию коллекции электронных образовательных ресурсов, которую стали создавать как на федеральном и региональном уровнях, так и на базе отдельно взятых образовательных организаций и даже учительских сайтов, то есть появилось огромное количество авторского контента. Начиная с 2017 года стартовал проект «Российская электронная школа», задумка очень хорошая. МЭШ – это региональный (столичный) проект, который вышел на федеральный уровень. В нем есть как очень профессиональные разработки, созданные целыми коллективами, так и любительские, авторские. Сегодня сделана ставка на качество – пользователь должен получить гарантированно качественный продукт независимо от того, кто его создал. А это уже проект «Моя школа»…

Просветительский проект «Об онкологии – просто»

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте