search
main
0

Педагог и управленец

Нужен ли профессиональный стандарт методисту?

Система общего образования переходит на новую модель работы с кадрами: от привычного «раз в три года» к непрерывному профессиональному развитию. Координировать этот процесс будут региональные центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) в тесном взаимодействии с разного рода методическими службами. На методистов ляжет ответственность за сопровождение диагностики профессиональных дефицитов работников и последующее построение индивидуальных образовательных маршрутов. Однако имеющиеся квалификационные требования к методистам уже не покрывают ни обозначенной зоны ответственности, ни ожидаемых в этой связи трудовых функций. Вопрос стандартизации компетенций методиста перестает быть праздным.

 

Сразу подчеркнем, что профессиональный стандарт означает межотраслевое признание той или иной категории работников, занятых в сфере труда. Наличие профстандарта прямо влияет на «цену предложения» рынка труда и сообщает работодателям о значимости той или иной квалификации на производстве, в социальной сфере и др.

В образовании дела с разработкой профессиональных стандартов обстоят несколько хуже, чем по экономике в целом. На сегодняшний день разработано и утверждено девять профессиональных стандартов, в том числе для педагога и руководителя общеобразовательной организации. О профстандарте методиста речи пока даже не идет. Правильно ли это?

И да и нет.

Ответ «неправильно» напрашивается, если исходить из инициативы Академии Мипросвещения России о Федеральном методическом центре, силами которого была проведена ревизия наличного состояния методических служб на региональном и муниципальном уровнях. Было предложено сформировать методический актив (пул региональных методистов) «из числа штатных сотрудников или на условиях совместительства».

Необходимые для работы данные про потенциальных членов методического актива такие: ФИО, дата рождения, уровень образования, специальность, прохождение курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки, основное место работы, должность, опыт методической работы.

Основу методического актива, по замыслу Минпросвещения России, должны составить педагоги. Требования к таким учителям опять же весьма ограниченные. Педагоги должны иметь высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование, стаж работы по специальности не менее 5 лет и обязательно пользоваться авторитетом и уважением среди коллег.

Пул методистов – важнейший ресурс непрерывного профессионального развития работников образования. И очевидно, что методическая работа не дублирует административную, но и не сводится к педагогической, хотя ставка сделана именно на учителей.

Чтобы положение между управлением и педагогическим трудом было органичным для методистов, нужно некое официальное признание специфичности его трудовых функций, например, в формате профессионального стандарта. Сам факт специфичности можем подкрепить суждениями практиков, слушателей Всероссийской школы методистов.

Вот, к примеру, что рассказывает о методической работе Татьяна Анатольевна Горпинич, руководитель Центра современных образовательных ресурсов и музейной педагогики ИРО города Севастополя: «Как муниципальному координатору проекта «500+» мне приходится встраиваться в систему методического сопровождения школ. Конечно, у образовательного учреждения есть свой куратор, но он такой же руководитель, который не может знать всех тонкостей методической работы школы. А чтобы успешно прошел период анализа диагностики, выстраивания концепции учебного заведения на ближайшие 2-3 года, приходится вникать именно в методическую систему школы. Мои первые шаги: изучение плана методической работы, начиная от корректировки проблемной темы и заканчивая анализом внутреннего содержания плана. Приходится наталкивать завуча на поиск внутренних резервов повышения квалификации педагогов через имеющиеся механизмы (посещение открытых уроков, проведение актуальных в свете диагностики семинаров и т. д.), и вот тут очень органично можно встроить в систему работы школы возможности ЦНППМ».

Еще один кейс от Эмилии Ивановны Митиной, методиста РМЦ города Новосибирска. «Организатором методической работы в школе, – говорит Эмилия Ивановна, – является, как правило, замдиректора по научно-методической работе. Получается, что он и организует методическую работу, и контролирует ее. Что неправильно». Решение Эмилия Ивановна видит в том, чтобы «выращивать методиста из числа наиболее перспективных руководителей методобъединений, но с обязательным обучением по стандартам дополнительной профессиональной подготовки, содержание которых должно быть выстроено в русле современных подходов к профессиональному развитию кадров».

Близкое понимание методической работы транслирует Нина Александровна Дуркина, методист Гимназии искусств города Сыктывкара Республики Коми: «Сейчас я для себя систематизирую накопленный материал, стараюсь определить и дать понять коллегам, в чей функционал входит данная задача, для себя я обозначила цель на ближайшее время – спроектировать, выстроить методическую работу, научиться видеть результаты и формировать оценку их достижений».

Приведенные мнения практикующих коллег – это лишь малая часть тех умонастроений, которые считываются в общении с руководителями школ и сотрудниками муниципальных управлений образования. Да, такое прочтение – прочтение эксперта, но мейнстрим уже обозначился: руководители образовательных организаций осознали ценность выделенной ставки методиста и начинают идти навстречу отраслевой политике непрерывного развития кадров, выстраивая его компетентностный профиль на стыке администрирования и педагогического функционала.

Было бы логично и правильно начинать текст должностной инструкции методиста примерно такой формулировкой: «Настоящая должностная инструкция методиста разработана в соответствии с Профессиональным стандартом 00.00 «…». Приятно ведь обращаться к аргументам профессионального стандарта, когда заключаешь трудовой договор с работником. Ведь за любым профессиональным стандартом межотраслевая политика, которую Министерство труда ведет во благо экономического благополучия общества.

Но, как мы изначально отметили, есть и иная сторона вопроса стандартизации функционала методиста. Она продиктована самим Минтрудом, который рассматривает предмет стандартизации как некий бизнес-процесс. А смоделировать труд методиста как бизнес-процесс сегодня пока не представляется возможным. Одних отраслевых инициатив здесь недостаточно; нужно накопить критическую массу кейсов, аргументирующих специфику методической работы.

Тем не менее можно уже сейчас начинать отделять методическую работу от административной и педагогической и озвучивать соответствующий запрос в адрес Совета по профессиональным квалификациям (СПК). Особенно в настоящее время, когда модель непрерывного профессионального развития сменяет привычную – повышения квалификации раз в три года.

Галина САВИНЫХ, Татьяна ГОРПИНИЧ, Эмилия МИТИНА, Нина ДУРКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте