Вспоминаю начало учебного 2012-2013 года, когда первоклассников набрали только на один класс, я осталась практически без основной работы. Галина Васильевна Милосердова, директор школы, тогда сказала: «Не волнуйся, без работы не останешься. Есть очень интересный проект. Будешь классным руководителем в новом особенном 5-м «Б» классе. Наша школа входит в новую государственную программу инклюзивного образования». Что это такое, на тот момент еще никто из педагогов не знал.
Галина Васильевна (не только директор школы, а еще и учитель географии) на педсовете объяснила, что в геологии есть такой – термин «инклюзия», то есть «вкрапление», так стало немного понятней – в школу «вкрапляются» необычные дети: три мальчика-аутиста и девочка с ДЦП на коляске. Но не по одному ученику в какие-то классы, а отдельный класс из четырех человек. Сразу возникла масса вопросов: с кем, как, где они будут учиться? Могут ли они учиться в общеобразовательной школе? Как девочка на коляске будет передвигаться по школе? Как это воспримут наши дети?Оказалось, уже идет ремонт на первом этаже – из тренажерного зала оборудуют класс со специальным съездом для коляски. Специалисты из Института инклюзивного образования прочитали несколько лекций для педагогов школы об особенностях работы с особенными детьми. Классным руководителям было поручено провести беседы с учениками о новом проекте, внедряемом в школе.А во мне бушевали сомнения и волнения. Я совсем ничего не знаю про таких детей. Изучала, конечно, в институте коррекционную педагогику, но не имею дефектологического образования (!), всего лишь учитель начальных классов с небольшим опытом работы, несмотря на преклонный возраст. Как же я буду «классной мамой»? «Вот именно – мамой! – сказала Галина Васильевна, – опыт мамы у тебя есть, а в работе с такими детьми это самое главное».И я погрузилась в Интернет… Некоторые статьи и фильмы пугали, другие объясняли и обучали. Я многое узнала, но отсутствие у меня специального образования вызывало панику. Конечно, можно учиться и в мои 50 лет, но до встречи с детьми оставалось совсем немного времени. Я прочитала, что аутисты «люди без кожи». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее, их пугает неизвестность, новое помещение, новый человек, они очень тревожны, эмоционально незащищенные, из-за этого погружаются в свой мир и не идут на контакт, уходят от общения.До 1 сентября оставалось несколько дней. Стать дефектологом за неделю невозможно, значит, буду действовать по интуиции, включая материнский опыт и мой небольшой опыт учителя начальных классов.29 августа прошло родительское собрание моего 5-го «Б». Кроме родителей, даже кроме семей будущих учеников, потому что были и мамы, и папы, и даже бабушки и сестры, на собрании присутствовали представители Института инклюзивного образования, администрация школы и педагоги, которые будут работать с классом. Все познакомились и наметили план работы. Оказалось, что родители детей уже давно дружат между собой, это придало мне немного уверенности.И вот наступило 1 сентября 2012 года. Наша первая встреча уже сейчас произойдет. А вдруг я им не понравлюсь? А вдруг они испугаются большого скопления народа? Вдруг их напугает громкая музыка, которая разливается на весь двор: «Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нем той страны – страны особой, о которой мы поем…»?Так у нас принято: все классные руководители встречают своих детей у порога школы, а потом мы идем на спортивную площадку и там строимся по классам на торжественную линейку. Я стою у школьного крыльца с табличкой «5-й «Б». Меня окружили мои бывшие ученики, мой любимый 4-й «Б». На лицах удивление, радость, смятение:- Татьяна Александровна, значит, вы остались с нами? Ура!- Нет, родные мои, эта табличка не для вас. У меня теперь другой класс. Особенный класс – потом все расскажу.- Но они тоже пятый, почему мы не можем быть вместе?..Мой 4-й «Б» был классом компенсирующего обучения, всего 12 человек. В таком количестве легко работать и легко учиться. К концу обучения в начальной школе дети компенсировались и их объединили с обычным классом в один пятый. А как было бы здорово, мелькнула у меня мысль, если бы объединить мой новый и мой старый классы. Моим «старым» детям было бы легче адаптироваться в новой взрослой жизни со «старой» мамой, ведь переход в среднюю школу всегда стресс, а моим «новым» детям было бы легче постепенно вливаться в настоящую школьную жизнь в уже сплоченном маленьком коллективе, ведь у меня очень хорошие дети – добрые и душевные. Но новые формы оплаты учительского труда диктуют свои правила, они подчас не учитывают интересов детей.И вот я вижу, как на школьном дворе появляются уже знакомые мне родители, а за ними веселые, шумные дети. Родители и дети между собой здороваются, обнимаются, радуются встрече. Очень симпатичные дети – Лери, Костя и Гоша – с цветами. Перебивая друг друга, говорят мне слова поздравления с 1 Сентября, мы идем на спортплощадку, там для нашего класса обозначено место. Пока мы движемся, Лери берет меня за руку, и мое волнение немного спадает. Меня не испугались. Меня приняли? Меня приняли.Мы построились. Дети с интересом оглядываются вокруг, разглядывают учеников школы, незнакомых взрослых. Никакого испуга или волнения я у них не замечаю, только трудно скрываемая радость. Лери, не обращая ни на кого внимания, слегка подтанцовывает. Тут и Варя подъехала, мальчишки кинулись ее обнимать. Было заметно, что все они искренне рады встрече и всему происходящему вокруг. Кто-то из родителей сказал: «Ребята счастливы, ведь они так ждали, что как все дети пойдут 1 сентября в школу».Первый урок, точнее, наш первый классный час. Рассказываю о школе, о распорядке школьной жизни. Меня, кроме Вари, никто не слушает. Костик положил голову на парту, Лери раскачивается на стуле, повернувшись ко мне спиной, и бормочет себе что-то под нос на английском, Гоша, подперев голову рукой, смотрит в окно. Очень для меня непривычная ситуация. Теряюсь… Вижу только ясные глаза Вари. Стараюсь смотреть только на нее. Своей улыбкой и участием Варя помогает мне окончить урок. Ура, звонок! Первое испытание позади. Получилось или не получилось?..И началась учеба. Начались поиски ведения уроков, поиск интересных материалов к урокам, бесконечные сомнения. На уроке порой казалось, что разговариваешь сама с собой или рассказываешь только для Вари, но потом на следующем уроке задаешь вопрос на пройденную тему, и вдруг кто-нибудь из мальчишек «возвращается на урок из своего мира», дает правильный ответ. Порой кажется, что, погружаясь в себя, они не слышат того, что происходит на уроке, но «возвращаешь их» и понимаешь, что они каким-то чудесным образом в теме.Удивительные дети. Конечно, их нестандартное поведение иногда выбивает из седла, но берешь себя в руки и стараешься им помочь найти свое место в этом так пугающем их мире. Я считаю, главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спросить с них усвоенный материал», а помочь социализироваться в нашей жизни. И не забывать – дословный перевод с древнегреческого слова «педагог» – «ведущий за руку».Татьяна МИХАЛЕНКОВА, учитель начальных классов школы №198
Комментарии