Несколько лет в стране идет реализация федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (а в ее рамках и региональных программ), которая подразумевает не только поставку в образовательные учреждения «железа» и его программного обеспечения, но и подготовку кадров. Последнее является, пожалуй, главным, поскольку если учителя не подготовить соответствующим образом к процессам освоения различных технологий, то эти процессы вполне благополучно «забуксуют», считает главный специалист отдела профессионального образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Наталья САМСОНОВА.
– На сегодняшний день наших учителей «компьютерно просвещают» областной Институт развития образования (бывший ИПК), ФИО, областной Государственный университет им. Пушкина, а также муниципальные центры информационных технологий, действующие с прошлого года. Эти центры – новые образовательные учреждения, созданные в рамках региональной программы информатизации. Их функции достаточно широки, но обучением учителей компьютерным технологиям они тоже занимаются. Сейчас практически в каждом муниципальном образовании имеется собственный центр. Кстати, на него и ложится основное бремя обучения: по нашим данным, 60% учителей проходят подготовку на местах, не выезжая в Петербург. Если два года назад азами компьютерной грамотности в Ленинградской области владели порядка 10% педагогов, то сегодня показатель таков: каждый третий учитель умеет обращаться с компьютером. Но нас заботит другой вопрос: сколько учителей используют новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности на уроках, при подготовке к ним, на дополнительных занятиях или в кружках? Этот показатель довольно низок: не более 8%. Получается, что подготовка идет, а реального выхода фактически нет. Мы стали анализировать ситуацию и пришли к выводу, что на сегодняшний день сами технологии не совсем адаптированы к образовательному процессу. Вот человек, который раньше в глаза не видел компьютер, приезжает на курсы. Обучается неделю, две недели. Какие знания за это время ему могут дать? Как правило, научат работать в текстовом редакторе. Другими словами, владеть компьютером как печатной машинкой. Что делает учитель, вернувшись с курсов? Печатает планы уроков. И все. Но посмотрите, какой сейчас широкий рынок мультимедийных образовательных ресурсов! Поэтому задачей курсов видится прежде всего обучение методике пользования ресурсами. Чтобы, допустим, учитель географии знал, какой образовательный ресурс в этой области существует в интернете, как его найти. На курсах необходимо поэтапно разобрать с учителем содержание определенного диска, показать ему нужный сайт, отыскать образовательный портал. Обучение должно строиться по восходящей.
Поэтому мы ставим задачу перед Институтом развития образования разработать курсы, максимально приближенные к образовательному процессу. К следующему году планируется полный охват области муниципальными центрами информационных технологий. Это значит, что ИРО перейдет в иное качество, то есть напрямую в области информационных технологий он с учителем работать не будет. Этим займутся тьюторы на местах, а непосредственно ИРО начнет разрабатывать требуемые программы. Это увеличит пропускную способность и позволит подготовить учителя более результативно.
Ленинградская область
Комментарии