search
main
0

Печальная участь народного говора

Русская народная речь, русские говоры – это родная речь около трети населения нашей страны, основа ее жизни. На народные говоры мы должны смотреть не только как на территориальные варианты русского языка, которые отличаются от литературного языка фонетическими, грамматическими, синтаксическими особенностями, на русские народные говоры мы должны смотреть как на величайшее достояние, как на речь, которая хранит очень ценное народное знание.

В русских народных говорах веками  накоплены знания народа о жизни, понимание мира, человека в этом мире, об обычаях, обрядах, о культурных ценностях. И нередко в говорах хранятся такие знания, которые не выражены в литературном языке, и пренебрегать этим богатством мы не вправе.Например, в русских народных говорах бытует не имеющая эквивалента в литературном языке специальная группа слов, выражающая, с одной стороны, непреложный долг детей ухаживать за родителями в их старости и, с другой стороны, долг бабушек и дедушек помогать в воспитании внуков и правнуков. Эту идею выражают такие слова, как вологодское допечаловать (от слова печа – «забота») со значением «до конца осуществить уход за больными родителями перед их смертью», с тем же значением употребляются в костромских говорах глаголы допокоить, доспокоить. Вологодское недопечальник –  это резко отрицательное название того, кто не ухаживал за больными родителями. Близко по значению и слово полсына, отмеченное в иркутском и костромском говорах, – «о сыне, который не может быть кормильцем родителей»… А вологодское пестовать – «вскармливать детей, ухаживать за малышами» выражает другую сторону долга в отношениях старшего и младшего поколений.  К сожалению, с 1920-х годов прошлого века формировалось негативное отношение к русским говорам. Речь сельских жителей расценивалась как ошибочная, испорченная, диалекты требовалось искоренять. В результате деревенские жители стыдятся своей речи, молодежь стыдится речи своих родителей. Это приводит к разрыву между поколениями, между литературным языком и народной речью, которая является его основой. Нужно вернуться к такому отношению к русским говорам, которое было в нашей культуре во второй половине XIX века, в начале XX века, ведь именно на волне интереса  к народным говорам появился знаменитый словарь Владимира Даля. Важно понять, что картина мира, воплощенная в диалектной речи, является важным компонентом общенациональной культуры.​Ольга КРЮЧКОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте