Как вы думаете, что общего между достижениями молодых и валенками – самой простой и незамысловатой обувью, которую только можно придумать? А то, что Межрегиональная общественная организация “Junior Achievement Russia” – “Достижения молодых” в России на IV Российской выставке-ярмарке школьных компаний в декабре минувшего года устроила новый необычный конкурс, который так и назывался – “Валенки”. Исконно русскую обувь команды должны были украсить как можно ярче, оригинальнее и в то же время выразить при этом определенную идею.
Слово “валенки” неотделимо от традиционного представления о России с ее русской зимой и снежными просторами. Их носили, оказывается, еще в IV веке до нашей эры – об этом говорят раскопки на курганах Алтая, где были найдены первые изделия из шерсти. Сегодня валенки – не просто удобная и незаменимая обувь, но и новое направление в работе многих современных художников и дизайнеров, о чем красноречиво рассказали изделия ребят и взрослых, представленные на выставке. Даже супруга посла США в России госпожа Лиса Вершбоу приложила свою руку ювелира-дизайнера к русским валенкам, украсив их “модерновыми” штучками из алюминия и пластика. А когда журналисты донимали американскую гостью вопросами, носила или примеряла она валенки, госпожа Вершбоу с гордостью отвечала, что пробовала ходить в них – они, по ее словам, “замечательные, очень теплые” – и обязательно добудет их для себя. А эта созданная ею пара – подарок для “Достижений молодых”.
Как рождаются идеи?
Именно встречей с этой удивительной женщиной началось многолюдное мероприятие на Остоженке, где уютно расположился “Московский Дом фотографии”. В то время, когда в фойе шли последние приготовления экспозиций, в одном из небольших залов приехавшие в Москву из всех уголков страны ребята общались с Лисой Вершбоу. Вначале она рассказала российским школьникам о своем увлечении, переросшем в серьезное, прибыльное и чрезвычайно интересное дело, – дизайне ювелирных изделий, поделилась опытом в области прикладного искусства и малого бизнеса. Лекция сопровождалась показом слайдов ювелирных изделий, выполненных как самой госпожой Вершбоу, так и ее учениками. Ведь еще одной неотъемлемой частью ее активной деятельности является преподавание, передача своего опыта подросткам, интересующимся художественной обработкой металла и дизайном ювелирных изделий. А потом ребята – кто на русском, а кто и на английском языке – задавали госпоже Лисе вопросы. Они сыпались как из рога изобилия, и если бы не назначенное на 12 часов открытие выставки-ярмарки, наверняка сидели бы здесь до вечера.
Наши дети, приехавшие сюда, в общем-то, из провинции, не растерялись. Они убедительно показали, как опыт работы в школьных компаниях не только подковал их в плане практических навыков и развития творческих способностей, что само по себе очень важно, но и раскрепостил, вдохнул в каждого из них уверенность в себя. В будущем им предстоит выходить на международный рынок товаров и услуг, общаться в деловых кругах, иметь дело с зарубежными партнерами, и в этом отношении встречи с представителями элиты как своей страны, так и других стран трудно переоценить. Нужно уметь и себя преподнести с достоинством.
Женя Шаталов, парень в белоснежной рубашке с воротником в синюю полоску, спросил Лису Вершбоу, не пробовала ли она заниматься с обычным морским камнем. Как выяснилось, ребята представляемой им школьной компании “Гармония” из Новороссийска всерьез увлечены обработкой своего “родного” “голыша” – так называется черноморский камень.
Госпожа Вершбоу ответила: “Все зависит от дизайна… и это, конечно, вопрос личного вкуса”. Действительно, здесь никто ничего никому не навязывает. Свобода – во всем.
У Лисы Вершбоу тесное общение с русскими детьми происходит как раз здесь, на выставке-ярмарке “Достижения молодых”, и то, что она видит, ее удивляет. Она говорит, что русских детей отличает “очень серьезное отношение к тому, что они делают”.
Товар лицом
…В фойе шум, суета, хаотичное на первый взгляд движение: народу собралось около двухсот человек. Мы обходим стенды и со всех сторон слышим: “Подойдите, пожалуйста, к нам!”. А стоит только подойти – красивые, в ярких национальных платьях или элегантных костюмах девчонки (мальчишки все же не такие шустрые) начинают рассказывать, откуда они, что привезли, чем славится их школа, город или село, наперебой расхваливать товар – созданные своими руками произведения прикладного искусства, швейные изделия, сувениры, поделки бытового и хозяйственного назначения.
Помимо презентации своей продукции они демонстрировали великолепные знания в области малого предпринимательства, экономики и бизнеса. Этому их учат в “Школьной компании” – одной из образовательных программ МОО “Junior Achievement Russia” – “Достижения молодых” в России. Ведь ученикам 10-11-х классов нужно было не только показать, насколько они талантливы, но и, используя различные приемы маркетинговой стратегии, удачно реализовать привезенные на ярмарку изделия.
– Мы из древнего города Углич, учимся в школе N 2, а живем в детском доме, – рассказывают две миловидные девчушки в нарядах матушки-Зимы одиннадцатиклассница Юля и десятиклассница Наташа.
– Что вы привезли на ярмарку?
– Швейные изделия и сувениры, костюмы театра моды “Изюминка древнего Углича”. Еще мы представляем туристические услуги, которые оказывают ребята детского экскурсионного бюро “Глобус”, и услуги интернет-кафе “Матрица” – они созданы при детском доме. После школы мы подрабатываем в кафе. У нас каждый день расписан по часам…
– А эти сказочные костюмы сами шили?
– Да. Мы шьем с тех пор, как пришли сюда маленькими. У нас в детском доме есть швейно-сувенирный цех, который “вырос” из кружка. Вначале шили прихватки, сорочки, нижнее белье, а потом у нас появился театр моды и стали шить, помимо всего прочего, костюмы. С руководительницей Ниной Степановной Смольниковой мы придумываем коллекции, с которыми выступают дети.
А город Чебоксары был представлен командой “пчелок”. В желтых майках и бейсболках, с эмблемами на груди ребята выделялись из всей массы участников выставки.
– Мы производим расписные доски, сувениры, матрешки, которые входят одна в одну, деревянные ложки, лопатки, подсвечники, подставки для карандашей и ручек, рукавицы, валенки… Еще я хочу вам сказать, мы из специальной школы – мы плохо слышим, – спешит высказать мне всю информацию о себе Светлана Горбунова, ученица 10-го класса, член школьной компании “Пчелка”.
– Почему вы решили организовать школьную компанию, что вас здесь привлекает?
– Мы в будущем хотим так же зарабатывать деньги, как сегодня это делают взрослые, которые достигли в жизни успеха, хотим научиться работать.
– А почему школьную компанию назвали “Пчелкой”?
– Потому что пчелка – трудолюбивое насекомое, мы тоже любим труд.
Модель будущего
“Устами младенца глаголет истина”. Участники выставки-ярмарки, с которыми удалось говорить, возможно, сами того не ведая, раскрыли идею затеянной взрослыми акции. Она заключается в том, что сызмальства человек должен формироваться как активная творческая личность, созидающая и зарабатывающая своим трудом средства себе на жизнь и на развитие собственного дела, а не как потребитель. Задача государства и общества – поддержать эту идею.
Четвертая по счету выставка-ярмарка школьных компаний – ключевое мероприятие МОО “Достижения молодых” – показала, что общественное сознание понемногу меняется от психологии потребительства и приспособленчества в сторону активной жизненной позиции, когда творческая деятельность и предпринимательство, искусство и бизнес сочетаются друг с другом, как давно уже происходит во всем мире. И в этом, несомненно, есть заслуга программ организации “Junior Achievement” – “Достижения молодых”, которой, кстати, более 80 лет (в США она была создана в 1919 году), 11 из которых она успешно идет по России.
В день выставки-ярмарки состоялась пресс-конференции, посвященная молодежному предпринимательству и профессиональной подготовке учащейся молодежи. На ней было заявлено о новом проекте МОО “Достижения молодых” – “Информационные технологии для юных предпринимателей”, который будет осуществляться при содействии и поддержке Агентства по международному развитию США и представительства “Майкрософт” в России и странах СНГ. Супруга американского посла Лиса Вершбоу, руководитель бюро Агентства международного развития США Кент Хилл, менеджер по проектам представительства “Майкрософт” Анастасия Шкинина, исполнительный директор МОО “Достижения молодых” Нина Кузнецова говорили об истории зарождения организации “Junior Achievement” – “Достижения молодых”, о важности ее программ для России, о том, что год от года она охватывает все большую территорию. 17 образовательных программ “Достижений молодых” реализуются сегодня через межрегиональную сеть, состоящую из 32 центров, в 80 регионах России.
Одна из главных причин популярности программ в том, что они рассчитаны на молодежь. Все, кто заинтересован в дальнейшем развитии и переменах в России, должны делать ставку на нее. Глядя в юные лица тех, кто стоял у своих стендов на выставке-ярмарке школьных компаний, нельзя было не заметить, насколько они открыты, как светятся их глаза, как изобретательны и интересны их подходы к житейским вещам, с каким большим увлечением они относятся к тому, что делают. И если мы дадим ребятам возможность делать то, что они хотят, и предоставим необходимые инструменты, они смогут горы перевернуть.
Другая очень важная сторона программ в том, что они ориентируются на предпринимательство и представляют возможность увидеть истинные масштабы нарастающего малого и крупного бизнеса.
Так, участвуя в работе школьных компаний, молодые люди на практике показывают, что они могут использовать свое творческое начало для зарабатывания денег, проявлять изобретательность и производить то, что можно предложить на рынке, а это является важным стимулом экономического развития.
И наконец, в рамках этих программ можно увидеть модель развития, применимую в будущем: она показывает необходимость крепкого и надежного сотрудничества между деловым сообществом, крупными корпорациями, российскими и международными компаниями и организациями молодежи, такими, как “Достижения молодых”.
…А подведение итогов шло своим чередом. Лучшей школьной компанией была названа “Орхидея” из города Нижний Новгород. В марте 2003 года ей предстоит поездка в г. Лугано (Швейцария) на выставку-ярмарку международной ассоциации “Достижения молодых – Юный предприниматель Европы”. И что приятно, среди призеров московской выставки-ярмарки оказалась чебоксарская “Пчелка”. Она победила в номинации “За трудолюбие и усердие”.
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии