search
main
0

Пазори играют, сполохи бьют

Красота рождается на уроке

Безусловно, запоминающимся событием культурной Москвы 2022 года стала организованная Пушкинским музеем выставка картин из коллекции Михаила и Ивана Морозовых «Брат Иван». Посчастливилось посетить эту выставку и мне.

Даже дважды. Уже в первом зале мое внимание было надолго приковано к картине Константина Коровина «Гаммерфест. Северное сияние». Потому что в это самое время (дело было летом) в моей голове уже шел процесс создания уроков литературы для 8‑го класса (по программе В.Чертова). Шел мучительно: как заинтересовать современных детей темой духовной традиции в литературе на примере стихо­тво­ре­ний М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и Г.Р.Державина «Бог», мне было неясно… И вдруг озарение – картина Константина Коровина!

Так был найден «первый звук», «первое слово», и творчество началось! Изучила явление северного сияния с физической точки зрения (это мне не пригодилось на уроках, но я хотя бы стала понимать этот процесс), обратилась к словарям. Оказывается, слово «сияние» – калька с немецкого, буквальный перевод немецкого слова Nordlicht, сделанный, вполне возможно, самим М.В.Ломоносовым. Значит, по-русски это явление называется иначе. Открыла словарь В.И.Даля. Вот как описано северное сияние в словаре филолога по призванию: «Отбел по небу. Пазори играют. Лучи светят. Столбы дышат… Сполохи бьют, гремят… Лучи мерцают. Снопы рассыпаются». По-русски северное сияние – пазори. В этом слове легко читается ударная приставка «па-», как в словах «пасынок», «падчерица», «паводок», а еще «память», «пагубный», имеющая основное значение «подобие чему-либо, сходство, неполное тождество» и дополнительное «расположенность, распространенность по поверхности чего-либо»; и корень «-зор-», связанный с зарей, зарницей, зорькой, иными словами, с сиянием солнца по небу. Значит, в русском слове заложена мысль о свечении небесном, подобном солнечному, но не тождественном.

Вот теперь можно и стихотворение Ломоносова изучить, теперь уже самой интересно! Читаю и составляю краткий пересказ (или записываю мысль) каждой строфы. Позже так сделают и ученики. «Но зачем они будут это записывать?» – свербит в моей голове вопрос, нужна определенная задача. И задача найдена. Задача, реализация которой будет направлена на развитие мыслительных (аналитических и синтетических операций), творческих и речеведческих способностей учеников. Итак, впереди аналитическая работа.

– «Вечернее размышление…» М.В.Ломоносова и стихотворение «Бог» Г.Р.Державина относятся к одной теме – «Духовная традиция в литературе», – размышляет восьмиклассница Анна. – Однако при общности темы различия есть. Если Ломоносов в конце своего произведения спрашивает: «Скажите ж, сколь велик творец?» и сомневается в его величии, то Державин тверд в своих убеждениях о том, что Бог сотворил из хаоса мир, в котором есть порядок. Если для Ломоносова важнее узнать, кто и как создает северное сияние, то Державин размышляет о месте человека в этом мире, о его роли. Державин утверждает, что человек находится в середине естества (то есть в цепи всех существ, созданных Богом), что человек связывает низший и высший миры, что физически люди смертны, а умом способны повелевать мирами, и возможности человека практически безграничны. Однако Державин призывает помнить, что это не делает людей равными Богу. Человек создан по подобию Бога, но не обладает его правами. Державин и Ломоносов размышляют на одну и ту же тему, но приходят они к разным выводам.

Тему «Духовные традиции в литературе» можно расширить и в гуманитарном классе изучить стихотворения «Молитва» М.Лермонтова, «Андрей Рублев» Н.Гумилева, «Июль 1914» А.Ахматовой. Это следующая задача. Но чтобы она реализовалась, нужна зацепка, посыл к творческой мысли. Отправной точкой, «первым звуком», позволившим мне ощутить вдохновение в этот раз, стала картина Константина Коровина «Гаммерфест. Северное сияние». И тот литературный материал, который мог бы быть, на мой взгляд, совершенно неподъемным прежде всего для учеников, был нами освоен. И освоен в сопряжении нескольких учебных предметов (литература, русский язык, искусство), что, несомненно, расширяет представление учащихся о культуре.

Как не причислить учительский труд к искусству?

Екатерина ПЕРЕСВЕТОВА, учитель русского языка и литературы школы №1522 имени В.И.Чуркина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте