search
main
0

Павел Сергоманов: У нас пока нет внятных институтов поддержки отстающих школ

Накануне Нового года заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Павел Сергоманов встретился с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» – с заместителем директора гимназии №12 Липецка, учителем информатики и физики Аллой Волковой и учителем английского языка из подмосковного Пущино Марией Ахапкиной. На встрече присутствовали также первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова и консультант отдела нормативного регулирования деятельности педагогических и руководящих работников Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Кирилл Демушов. Павел Аркадьевич предложил педагогам обсудить итоги уходящего года, выделив при этом наиболее важные темы для всего учительства страны.

Алла Волкова одним из серьезных образовательных событий этого года считает проведение всероссийских проверочных работ. По ее мнению, они соответствуют формату контрольно-измерительных материалов, расставляют акценты при работе по новым стандартам:

– Учитель, несмотря на все его творчество, должен подвести каждого своего ученика к определенным результатам. Особенность всероссийских проверочных работ в том, что они не натаскивают на какой-то материал, а дают представление о том, в каком направлении двигаться.

Ирина Георгиевна поинтересовалась, как отнеслись к этой работе сами ученики, не было ли у них страха перед всероссийской проверкой.

– Наши дети каждую четверть пишут итоговые контрольные работы, так что бояться они перестали. Если учеников заранее готовить к ОГЭ в 9-м классе, регулярно проводить проверочные контрольные работы, то страха не будет, – считает Алла Волкова. – Нужно привыкать к ситуации проверки. Кроме того, во всероссийских проверочных работах заложена другая идея, оценки за них ребятам не выставляются.

– Допустим, сделали анализ по школам и регионам, выявили школу, где, к примеру, по русскому языку низкое количество баллов. Что делать? – спросил Павел Сергоманов. – Мне кажется, у нас между получением данных и принятием решений нет времени понять причины. И, к сожалению, эту ситуацию не меняют. Рейтинг составили, тех, кто наверху, поощрили, тех, кто внизу, наказали. А дальше что? Причины такого положения дел мало кто анализирует. И, кроме того, у нас мало программ, которые бы вели такую работу с отстающими школами.

Мария Ахапкина отметила, что в их школе в Пущино выстроена работа с отстающими, есть даже специальные программы для тех, кто не успевает, однако бесконечно повторять со всем классом возможности нет. Нужно двигаться вперед.

– В нашей гимназии была такая практика, когда разные темы по предметам преподавали разные учителя, – поделилась опытом Алла Александровна, – разделение по темам шло в рамках методического объединения. Самое главное – у детей это вызвало великолепный отклик. Ребята признавались, что у одного учителя они никак не могли понять определенную тему, а слушая другого, быстро усваивали материал. Правда, это происходило во время внеурочной деятельности.

На встрече зашел разговор и о репетиторстве. Это явление сегодня приобрело массовый характер, к помощи репетиторов прибегают даже в начальных классах.

– Таким образом, некоторые родители свои обязанности перекладывают на репетиторов, – считает Мария Ахапкина. – А есть и такие папы и мамы, которые совершенно спокойно реагируют на неуспеваемость своих детей.

– Хорошо это или плохо, что репетиторство стало массовым? – задал вопрос Павел Аркадьевич.

– Сегодня это данность, – считает Алла Волкова, – кроме того, нужно учитывать, что кто-то берет репетитора, чтобы готовиться к олимпиадам, к поступлению в вуз, а кто-то – чтобы ребенок выбрался из двоек.

– Но бывает и так, когда родители необоснованно прибегают к помощи репетитора уже в первом классе, – отметила Мария Ахапкина.

– В чем же тогда роль учителя? – попросила уточнить Ирина Георгиевна. – В школу, получается, приходят лишь для того, чтобы проверить знания, которые дают родители и репетиторы?

– К нам в Департамент пришло письмо от родителей, которые сообщают, что не могут позволить себе репетитора, потому их ребенок не успевает. Мы подготовили ответ, заметив, что успеваемость все-таки больше зависит не от наличия репетиторов, а от усердия ученика.

Затронули на встрече и тему учебников.

– Нужен ли вообще Федеральный перечень, возможно, уже пришло время, чтобы учебники писали сами учителя? – поинтересовалась у гостей Ирина Георгиевна, уточнив при этом, что речь, конечно, идет о творческих педагогах.

– Чтобы писать учебник, нужно уходить из школы, – считает Мария Ахапкина, а без Федерального перечня будет хаос…

– Есть ФГОС, который и регламентирует работу учителя, зачем еще Федеральный перечень, – возразила Ирина Димова.

– Мне из-за того, что учебник, по которому я работала долгое время, не попал в Федеральный перечень, пришлось срочно переходить на другой, – сказала Мария Ахапкина. – Особенно возмутило, что нужно было сделать это СРОЧНО.

– Думаю, если бы все мы внимательно читали законодательные акты и законы, то многих вопросов, которые сейчас волнуют учительство, удалось бы избежать, – считает Алла Волкова.- Ведь там, где речь идет о переходе на учебники, входящие в Федеральный перечень, есть строчка, что по старым учебникам еще можно работать в течение нескольких лет.

– Если вас заставляют что-то делать, а вы уверены, что это неправомерно, защищайте свои права. Можно и в Департамент обращаться, – сказал Павел Сергоманов. – Такие встречи помогают видеть реальную ситуацию в образовании, что, надеюсь, даст нам возможность устранять недостатки и двигаться вперед.

– Мы рады, что учительство слышат, с нашим мнением считаются, – подчеркнула в завершение встречи Алла Волкова.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте