2022 год – юбилейный для российского джаза. Вот уже целый век эта музыка живет и развивается в нашей стране, претерпевая различные периоды спада, кризиса, подъема. Об этом и многом другом мы и поговорим с известным музыкантом, первым заместителем директора Академии джаза Павлом Овчинниковым. Именно ему доверил быть своей правой рукой в руководстве учебным заведением Игорь Бутман. Их тандему уже больше 20 лет, они хорошие друзья и сплоченная команда.
– Павел, ровно 100 лет назад было первое упоминание о джазе в нашей стране. С чего началась его история?
– Датой рождения российского джаза считается 1 октября. В этот день 100 лет назад состоялся первый задокументированный джазовый концерт в России. Он прошел в ГИТИСе, где выступал коллектив «первого в РСФСР эксцентрического оркестра – джаз-банда Валентина Парнаха». Сам Валентин Яковлевич не был музыкантом, он был хореографом, поэтом, писателем, художником, в общем, разносторонней творческой личностью. Однажды побывал в Париже, попал на концерт одного джаз-банда и был очень впечатлен музыкой, а потом загорелся идеей привезти джаз в Россию. На собственные деньги он закупил музыкальные инструменты и придумал украсить выступление джаз-банда хореографическими и акробатическими номерами. Это было зрелищное событие, концерт состоялся и собрал полный зал. О нем еще несколько дней писала вся пресса.
– Какие самые яркие периоды существования джаза в нашей стране вы можете отметить?
– Если говорить о ярких периодах джаза, то можно отметить время Леонида Осиповича Утесова. С его именем связано развитие песенного джаза, нового направления в отечественной музыке, отличительной особенностью которого была связь с массовой песней, в том числе и так называемые блатные песни.
Можно сказать, что джаз у нас развивался по-своему. Во время Великой Отечественной войны джаз превратился в патриотическую музыку, как и вся советская культура того периода. Например, песня «Казаки в Берлине» тоже считалась джазовой. Много джазовой музыки было в кино, сейчас мы бы назвали ее эстрадной. Государство стремилось не допустить в Советский Союз капиталистическую составляющую джазовой музыки. Ведь в представлении советского человека создавалась четкая картинка, что джаз слушают в салонах и барах состоятельные джентльмены, курят и выпивают, а вокруг них кружат красивые девушки. Этого в СССР допустить не могли.
После войны еще больше притесняли не только джазменов, но и классических музыкантов, например, таких как Шостакович. А рост популярности джазовой музыки начался после Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. К нам приехало огромное количество иностранцев, в том числе и молодежные джазовые коллективы. Началась хрущевская «оттепель», и в страны соцлагеря поехали так называемые jazz ambassadors («посланцы джаза»), например, оркестр Бенни Гудмана, который посетил СССР в 1962 году. В начале 70-х гг. приехали оркестр Теда Джонса и Мела Льюиса и оркестр Дюка Эллингтона. И в, общем-то, наши отечественные музыканты, которые изначально имели академическое образование, перенимали опыт иностранных коллег. А кто-то и вовсе, имея техническое образование, становился профессиональным музыкантом. Технари, ставшие великими музыкантами, например Алексей Козлов, Георгий Гаранян, Герман Лукьянов. Эти люди и до сих пор являются визитной карточкой российского джаза.
В 60-80-е гг. джазовые записи из США распространялись только из рук в руки, когда кто-то привозил пластинки из-за рубежа и мог передать их своим друзьям, а те в свою очередь распространяли их на магнитофонных пленках и даже на рентгеновских снимках. В свое время Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» начала делать принты фирменных пластинок, и вот тогда, с 80-х гг., в продаже появились знаменитые альбомы Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга…
Но и в США развитие джаза было непростым, и далеко не все джазовые музыканты зарабатывали большие деньги. Часто это были чернокожие люди, которые становились жертвами сегрегации. Нередко их жизнь рано заканчивалась, они могли злоупотреблять алкоголем, наркотиками, остаться без крыши над головой и средств к существованию.
– Если говорить о современном джазе, периода последних 30 лет, после распада СССР, как он развивался?
– В современной России настоящий подъем джаза я связываю только с одним именем – Игорь Бутман. У Игоря был период, когда он эмигрировал в США, учился и работал с выдающимися музыкантами. Он изучил джазовую индустрию и перенял зарубежный опыт не только творческий, но и организаторский. Потом вернулся в Россию и вывел джаз в нашей стране на новый уровень.
Игорь не только великолепный музыкант, он отличный менеджер, коммуникабельный, деловой, благодаря этим способностям он привлек многих американских джазменов в Россию, о присутствии которых мы и не мечтали. Такое планомерное развитие джазового движения сегодня выросло в крупное сообщество. Если раньше это была музыка для высшего света, интеллигенции, то сегодня джаз с удовольствием слушает и молодое поколение, и взрослое независимо от социального статуса и профессии. Конечно, такая тенденция радует.
– Где в России джаз наиболее популярен?
– Это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону. А еще Екатеринбург! Он имеет очень активную джазовую жизнь, как и Иркутск, и Новосибирск.
– Публика в этих городах различается?
– Вы знаете, когда я в качестве музыканта с Игорем Бутманом бываю не только в этих городах, но и во многих других, нас везде принимают на ура! (Улыбается.) Но в Санкт-Петербурге публика действительно достаточно искушенная и требовательная. Хотя любую публику можно расположить к себе. Все зависит от того, как ты играешь и как доносишь свои мысли и музыку до слушателя.
– Некоторые нейролингвисты и психологи говорят о том, что джаз – музыка, которая благоприятно влияет на развитие мозга. И если его слушать, то спустя какое-то время будут возникать новые идеи и мысли. Вы с этим согласны?
– Да, это абсолютно верно. Потому что джаз – это уникальная музыка! И уникальность ее в импровизации! Мы, джазовые музыканты, в основном импровизируем на заданную тему. Но некоторые стили джаза подразумевают спонтанную импровизацию, без всякой темы. Человеческий мозг, воспринимая такую импровизацию, начинает сам работать на других частотах, выдает что-то новое, спонтанное, интересное и необычное.
– А как вы попали в джаз?
– Все началось с того, что у моего отца были пластинки, которые в свое время меня заинтересовали. Это были и зарубежные, и отечественные музыканты, я их слушал и подбирал на фортепиано понравившиеся мелодии. Эта музыка меня завораживала. Хотя поступать я планировал в технический вуз, но, как говорит моя мама, однажды я пришел к ней и сказал, что неожиданно поступил в музыкальное училище. Вот с этого момента понеслась моя джазовая история!
– Вы являетесь первым заместителем директора Академии джаза в Москве. Расскажите о ней, когда она открылась?
– Академия джаза возникла в 2017 году на базе Государственного училища духового искусства. Это училище предложили возглавить Игорю Бутману и реорганизовать его. Там мы открыли эстрадно-джазовый отдел и начали обучать детей игре на инструментах джазового оркестра. К этому еще добавили джазовый вокал. Я очень горжусь нашими студентами и учениками, они очень талантливые, хорошие ребята, любящие музыку и жизнь.
– На сайте академии указано: «Главная цель – качественно новое образование. В его основе принцип преемственности различных образовательных уровней». Что это значит?
– Мы предоставляем детям широкие возможности, для того чтобы получить качественное образование. Например, получать общее образование с 5-го по 9-й класс, когда ребята первую часть дня занимаются классическим школьным образованием, а вторую – музыкой. Наши отделения есть в общеобразовательной школе ШИК 16 на ВДНХ, на Садовнической улице и даже в Пансионе воспитанниц Министерства обороны. Там талантливые мальчики и девочки получают дополнительное музыкальное образование. И есть колледж (специальное профессиональное образование). Сейчас мы работаем над тем, чтобы запустить обучение по программам высшего профессионального образования. Вот это и есть преемственность различных уровней образования.
– Вы уже упомянули вашего коллегу и друга Игоря Бутмана, который является директором академии. Как и когда вы познакомились?
– С Игорем впервые мы столкнулись в 1996 году. Я был студентом Ростовской консерватории, а он приехал туда с концертом и давал в консерватории мастер-класс. Потом, в 2003 году, я приехал в Москву, и он меня пригласил к себе в оркестр на освободившееся место в группе тромбонов. И вот с тех пор почти 20 лет я в оркестре. В Игоре я очень ценю, что он не боится доверять людям, не боится делиться с ними частичкой своего успеха. Игорь для меня не просто коллега, но и друг. Я благодарен, что он доверил мне управление Академией джаза. Весь наш педагогический коллектив работает с большой самоотдачей, оправдывая его доверие. При этом надо отметить, что руководитель он достаточно жесткий и требовательный. Что и правильно!
– Кто из мира джаза ваши кумиры? И с чего начать знакомство с джазом?
– У меня много кумиров. Я очень люблю Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Луи Армстронга. Поскольку я профессиональный тромбонист, то мне нравятся Билл Уатрэс, Джей Джей Джонсон. Все эти легендарные музыканты мои кумиры.
А тех, кто не знает, с чего начать знакомство с джазом, я призываю начать с музыкантов раннего джаза. Это проще для восприятия. Потому что начинать сразу с изучения современной джазовой музыки будет сложно. И так, если постепенно погружаться в мир музыки, я уверен, джаз станет и вашей страстью! (Улыбается.)
Комментарии