На завершившемся недавно в Выборге XXIV фестивале российского кино «Окно в Европу» документальная картина Павла Мирзоева «Наум Коржавин. Время дано» была удостоена специального приза имени Саввы Кулиша. Сегодня режиссер Павел Мирзоев – наш гость.
– Павел, поэт Наум Коржавин не впервые привлекает ваше внимание: несколько лет назад вы уже сняли картину «Эмка Мандель с Колбон Роуд, 28». Чем вызвано новое обращение к его судьбе?
– Не скрою, посмотрев ваш фильм о Коржавине, я подумал, что если вынести за скобки вопрос дарования, то, во-первых, перед нами история об очень наивном человеке, а во-вторых, таким, каким мы увидели героя – острым и полемичным, – его сделала сама система. Не будь в жизни этого человека арестов, ссылок и эмиграции, мы бы не получили поэта Коржавина. Или это был бы совсем другой поэт…
– Получается, что удел художника – терпение и страдание?
– Павел, а зачем сегодня вообще снимать кино о поэтах? Кто его зритель?
– Ваша предыдущая картина «Земляки» рассказывает о местах, связанных с Тарковским, Шпаликовым, Норштейном – людьми, знаковыми для современного российского кино и всей нашей культуры… Снимая этот фильм, вы чувствовали себя путешественником во времени?
– Тарковский, Шпаликов, Норштейн… Кто из них вам ближе по внутренней «химии»?
– Павел, позвольте неожиданный вопрос: что бы для вас стало самым важным, если бы вы в школе учили детей русской литературе?
– А как снимать кино, чтобы дети его смотрели?
– Во ВГИКе вы учились у Вадима Абдрашитова, но стали документалистом. Почему?
– Один из главных упреков к современному отечественному кинематографу – дефицит историй. Что определяет историю для вас?
Комментарии