Как часто мы думаем: я бы хотел это сделать, но не было возможности, денег, времени, здоровья… Нереализованные мечты оседают в нашем сердце, как снежные хлопья, холодя его и лишая чувствительности. Или же порхают где-то рядом, с годами превращаясь в истории, которые могли бы с нами случиться, да так и не случились. В сказках от этого есть лекарство – волшебство. Но и в жизни тоже можно не заболеть несбывшейся мечтой. Для этого нужно просто сесть и поехать. Однажды основатель движения «Сел и поехал» автор нескольких книг Павел КОБЯК так и поступил, и сегодня считает себя опытным путешественником, а главное – мечтателем, который торопится за мечтой, а не томит ее в золотой клетке условностей.
Четвертая книга Павла Кобяка из серии «Сел и поехал» – «Памир – крыша мира» – рассказывает о захватывающем путешествии по Средней Азии и Памиру. Как поясняет автор, мысль поверять свои чувства и впечатления бумаге появилась у него сама собой. В какой-то момент, после первой большой поездки во Владивосток, он почувствовал, что опыт путешествий и энтузиазм требуют некой фиксации, что нужно поделиться с людьми полезной информацией. Так появились первые записки путешественника – «Сел и поехал. Россия от Петербурга до Владивостока в свете мотоциклетных фар». Затем родились вторая и третья книги – «Кавказский серпантин» и «16000 километров по Америке». Нынешнее издание помимо увлекательных заметок содержит более 150 редких фотографий.- Павел, расскажите подробнее о последней поездке.- Начнем с того, что подготовка к этому проекту длилась полгода, мы очень серьезно готовились как организационно, так и психологически, ведь нам предстояло исколесить всю Центральную Азию: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию, Афганистан. В общей сложности за месяц преодолели 15 тысяч километров пути.- И каковы впечатления?- Самые удивительные. Есть ощущение, что из путешествия вернулся совершенно другой человек, не я. Удалось повидать иную жизнь, иные ценности, выраженные отнюдь не в деньгах и развлечениях, которые мы в больших городах считаем насущной необходимостью.Я увидел древние города – Самарканд, Бухару, Хиву, Ашхабад. Мы с напарником побывали у «Врат в ад». Так называется гигантский провал в пустыне диаметром 60 метров. В конце 1970-х годов советские газовики поставили сюда оборудование, но оно провалилось, и с тех пор из-под земли постоянно вырывается горящий газ.В Афганистане нам показали площадь белых голубей. Существует легенда, что какого бы цвета сюда ни прилетел голубь, через время он непременно становится белым, такая здесь святая земля. Хотя Афганистан – это, конечно, опасная лотерея, можно поехать и не вернуться. Потому что это другой мир, он исламский, в чем-то первобытный, в чем-то средневековый, но очень интересный.Побывали мы и на Памире, где попали в снежную бурю, а затем спустились в Киргизию, которая показалась азиатскими Альпами, настолько все было ярким, сочным, красивым. Незабываемо озеро Иссык-Куль, невероятно насыщенного бирюзового цвета.Признаюсь, я около месяца приходил в себя после этой поездки. Пришло осознание того, что мир прекрасен, что он существует здесь и сейчас, а мы его не видим, спеша и суетясь, и наше время уходит, а мы остаемся в неведении об истинной сущности Вселенной. Именно об этом я пишу в своей четвертой книге.- Существуют ли специальные правила, которые помогают грамотно разработать маршрут?- Принцип такой – за короткий период времени увидеть максимально много. Мы отмечаем основные точки пребывания, основные города и после этого готовимся технически и организационно. Если это поездка на Кавказ, то обязательно нужно посетить все страны региона. Тем же мы руководствовались и в Центральной Азии – там хотелось увидеть как можно больше. Правда, здесь возникли сложности с оформлением документов, особенно это касается Афганистана. Конечно же, нас подготовили к тому, как правильно себя там вести. Нельзя, например, смотреть на женщин, подходить к ним, иначе местные жители вправе тебя и убить за это.- А сам выбор страны, территории от чего зависит?- Интересны те места, где ты ни разу не был. Хотя если вы начинающий путешественник, то лучше сначала объехать свою страну. Например, один из наших первых мощных маршрутов пролег из Петербурга во Владивосток.- Это было ваше «дебютное» странствие?- Нет, самая первая самостоятельная поездка у меня была из Петербурга в Москву на электричке с пятью пересадками. Тогда мне было шестнадцать лет. Затем была интересная поездка вокруг Ладожского озера на велосипеде. Очень эмоциональное путешествие получилось, когда мы на снегоходах отправились из Мурманска в Москву и шли две недели через леса.Я упомянул о путешествии во Владивосток, но оно только на первый взгляд может показаться сложным. На самом деле сегодня это обычная доступная поездка, никакого экстрима и героизма в ней нет. Тем более что на портале мы создали интерактивную мотокарту, где отмечены все точки, где ты можешь отремонтировать свой транспорт, переночевать, пообедать. Даже если у человека нет собственного средства передвижения, все равно на портале он найдет много дельных советов, где что посмотреть и как это сделать экономно. Сама идея проекта «Сел и поехал» заключается в том, что не важно, сколько у тебя денег, главное – насколько ты готов отправиться в дальний путь. И вот еще что: не ищите причины – ищите решения.- Есть место, куда бы вы хотели вернуться еще раз?- Конечно, есть. Если говорить о поездке в Центральную Азию, то я бы с удовольствием съездил уже с семьей в Узбекистан и Таджикистан, показал родным Самарканд, Бухару, Душанбе. Киргизия для меня стала просто открытием, я не ожидал, что там так красиво. Когда мы спустились с холодного, снежного, сурового Памира в зеленую Киргизию, то появилось ощущение рая на земле. Я бы с удовольствием, наверное, повторил всю поездку, хотя она была сложнее, чем в Америку, – бездорожье, снежная буря, частые поломки.- В документальном фильме, снятом о поездке, вы затрагиваете детскую тему: показываете ребятишек, что живут высоко в горах.- Захотелось рассказать о том, что там, на высоте более 4 тысяч метров, есть маленькие жители. Там нет воды, нет зелени, только камни. Чумазые карапузы играют в камешки и живут в глиняных домах, а путешественников встречают, как первых космонавтов, как посланцев из другого мира. Я после встречи с этими детьми подумал: а увидят ли они цивилизацию? А нужна ли она им? Может, они гораздо счастливее наших детей?- Ночуете вы, где придется?- У нас существует братство мотоциклистов, поэтому есть встречающие, которые всегда помогут. Но даже если не встречают, можно найти мотель, поставить палатку, хотя в Азии спать на земле опасно из-за скорпионов, змей, пауков-фаланг. У нас была ситуация в Туркмении у «Врат в ад». Там бегали фаланги, каждая сантиметров 15 в длину. Понятно, что ночью там холодно, а «Врата в ад» излучают тепло, поэтому паукообразные стремятся туда. Но это очень неприятно.- Во время поездки не возникало желания все бросить и вернуться?- Нет, была усталость, измотанность, но желания все бросить не было. Препятствия, они закаляют, и все проблемы, что были в пути, – это опыт. Каждая история, которая испытывала нас на прочность, должна была произойти. Ведь если бы ничего не случалось, мы бы с моим напарником Евгением Артамоновым не встретили бы какого-то человека, не застали бы снежную бурю, не преодолели бы трудности, не увидели бы то, что увидели. Любую проблему нужно встречать лицом к лицу, идти вперед и не сдаваться.- Ваш проект нацелен на молодежь, а почему вы считаете, что странствия молодым необходимы?- «Сел и поехал» – это сообщество путешественников, байкеров, мототуристов – всех тех, кто не мыслит свей жизни без приключений и путешествий. Среди нас много молодых, и главная идея проекта заключается в том, чтобы рассказать о том, что можно путешествовать достаточно безопасно.Я верю в хорошее будущее нашей страны, и не важно, что где-то что-то делается, а что-то не делается. Лично мне хочется делать, и я делаю. Хочется пропагандировать здоровый образ жизни, и я рассказываю, насколько это прекрасно. Моему сыну 4,5 года, и, может, это звучит эгоистично, но я хочу, чтобы он жил в здоровом обществе, в котором люди не будут просиживать часами за компьютерными играми, а начнут познавать мир, развиваться, делать добрые дела.- А чем вы заняты в свободное от путешествий время?- Работаю, правда, путешествие и работу трудно совместить. Я понимаю, что можно прожить 50 лет, обзавестись деньгами и сказать: все, вот теперь начинаю ездить. Но может статься, что, когда появятся время и деньги, сил уже не будет. Нельзя откладывать мечту, у этого нет оправданий. Вот я мечтал всю жизнь попасть в США, а потом просто решился и пошел в консульство, получил визу, подготовился. И хотя было трудно с финансами, но мы прокатились по всей Америке, проехали 16 тысяч километров, 27 штатов. Где только не побывали, видели почти все достопримечательности, однако нужно заметить, что эмоционально меня Америка не задела. Да, там хорошая инфраструктура, хорошие дороги, красивые пейзажи, но не более. Центральная Азия принесла куда больше впечатлений.А вообще нужно ездить по России, развивать внутренний туризм, у нас намного интереснее. Обидно, что при всей красоте наших мест – Камчатки, Байкала, Кольского полуострова, Карелии и Кавказа – путешествовать по ним трудно из-за неразвитости инфраструктуры. Вокруг Ладожского озера элементарно нет мусорных баков, а в Забайкальском крае на протяжении тысячи километров – ни заправок, ни отелей, ни мастерских. Может, самое важное в моем проекте – увлечь молодежь путешествиями. Ведь чем больше людей будет ездить и видеть эти проблемы, тем больше об этом будут говорить, а потом и действовать. Всего-то и нужно, что раскидать мобильные пункты через каждые двести-триста километров – и будет у нас прекрасная альтернатива путешествиям в Америку и Европу.- Павел, каков ваш перспективный план?- Летом планируется поездка в Магадан через всю страну. С нами едет киногруппа, которая будет снимать художественно-документальный фильм об Алтае, Байкале.Африка тоже в перспективе, но через три года в кругосветном путешествии.Это интересноПавел Кобяк ежегодно проезжает на мотоцикле более 40000 километров по России, Европе, США, экзотическим странам. Свою первую поездку из Санкт-Петербурга в Москву совершил в 16 лет. Чуть позже исследовал как турист всю Ленинградскую область на автобусе. Преодолел за неделю на велосипеде 800 км вокруг Ладожского озера.К сведению Международный портал «Сел и поехал» посвящен путешествиям по России и миру. Главная задача проекта – развить самостоятельный туризм в России и помочь начинающим путешественникам. На сайте можно найти интерактивные карты, видео, статьи, новости и блоги, повествующие о путешествиях на самых разных транспортных средствах: от снегоходов и мотоциклов до внедорожников и велосипедов. Для новичков на портале размещены подробные маршруты, на картах отмечены заправки, мотосервисы, местные мотоклубы, отели, заведения общепита – с отзывами туристов, а также контакты тех, к кому можно обратиться за помощью.
Комментарии