Павел ЧУЛКОВ, заместитель директора московской физико-математической школы №2007, доцент кафедры элементарной математики и методики преподавания математики МПГУ, привез в образовательный Центр «Сириус» своих учеников.
Это та самая школа, которая, находясь в спальном Южном Бутове, выдает на-гора победителей и призеров самых авторитетных предметных олимпиад. Мы поговорили с Павлом Чулковым о том, как происходит в этом образовательном центре взаимодействие учителей и учеников знаменитых школ с их коллегами из глубинки, а еще о том, как лучше набирать в школу детей, чтобы они успешнее реализовали свои способности.- Сколько человек из вашей школы приехали в «Сириус»?- Мы сюда привезли 15 учителей и 56 детей из девятых-десятых-одиннадцатых классов, когда в ОЦ «Сириус» началась шестая смена. Она состоялась со 2 по 23 октября. Мы проводили с ребятами занятия по математике, физике и информатике и немного по общеобразовательным предметам. Кроме нас в этой смене были ученики Санкт-Петербургского лицея «Физико-техническая школа» (детище нобелевского лауреата, академика Жореса Алферова) и еще примерно 50 школьников из регионов (Архангельск, Мурманск, Ханты-Мансийск, Красноярск), достигших определенных результатов в олимпиадах. – То есть это все те же знаменитые школы из глубинки, готовящие победителей олимпиад?- Какие-то более знаменитые, какие-то менее. При отборе больше ориентировались на детей, а не на школы. Дети должны были как-то зарекомендовать себя, но, насколько я понимаю, в каждом регионе отбор производился немного по-разному. – Происходит ли взаимодействие между вами, детьми и преподавателями из регионов?- Конечно, происходит: и наши учителя, и преподаватели из Санкт-Петербурга ведут занятия у этих школьников, делятся опытом с учителями из регионов. Это хорошие преподаватели из сильных школ, кто-то из них ведет занятия, кто-то присутствует на уроках. Наша задача – показать этим учителям то, что мы умеем, и чему-то поучиться у них. Дети из глубинки, приехавшие в «Сириус», разного уровня, поэтому самое трудное – составить из них более или менее однородные группы. Например, по информатике группы формировали по степени знакомства учащихся с программированием часто независимо от того, в каком классе учится ребенок – в девятом или десятом. – Что лично для вас означает приезд в «Сириус»?- Для нас это возможность попытаться более концентрированно, чем дома, в чрезвычайно комфортной обстановке погрузить детей в занятия математикой, физикой, информатикой. – А вашим детям преподают учителя из Санкт-Петербургского лицея?- Да, конечно. Происходит обмен: их преподаватели преподают нашим детям физику, русский язык и литературу, наши – их детям математику. Кроме этого, наши ребята с большим интересом работали с приглашенными преподавателями математики Сергеем Владимировичем Дворяниновым (Москва), Олегом Александровичем Ивановым и Александром Игоревичем Храбровым (Санкт-Петербург), преподавателем МХК Натальей Анатольевной Соленковой (Москва). – Чего вам не хватает в «Сириусе»?- Первое, что приходит в голову: наверное, если бы мы привезли какой-нибудь класс целиком, с организационной точки зрения нам было бы легче (у нас тут представлены девятые-десятые-одиннадцатые классы, те ребята, у кого лучше результаты). И некоторым из нас не надо было бы периодически ездить в Москву. – А почему вы не могли привезти всех?- Всех нельзя – их слишком много. У нас в школе три девятых, три десятых класса, приходится выбирать. Если бы мы взяли целиком только девятые классы, у нас уже было бы 80 человек. – А дети успевают пройти программу по другим предметам?- Сейчас такая ситуация, что многие из наших школьников привыкли много ездить: олимпиады, сборы… Они стараются успевать всё. Но проблема есть. Будем об этом думать. – Поделитесь опытом: как вы смогли создать такую сильную школу в спальном районе Москвы? Школу, в которой такое количество победителей и призеров олимпиад высокого уровня?- Мы массовая математическая школа: принимаем к себе не только гениальных детей, а просто способных. Берем в 5-й класс, когда одаренность еще не вполне проявилась. Конкурс порядка двух – двух с половиной человек на место. В других математических школах конкурс может быть 10-12 человек, а на выходе наши результаты сравнимые.- Потому что вы «выращиваете» своих детей, принимая их с 5-го класса?- Да, ведь детей, способных к математике, большинство. Их способности необходимо развивать, это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, наше государство не будет иметь перспектив развития. И еще важно, чтобы учителя работали в одной команде, делали общее дело, взаимодействовали, а не соперничали друг с другом.- В чем вы видите пользу «Сириуса» для школьников?- «Сириус» – очень важный образовательный ресурс. Он приносит большую пользу всем, кто сюда попадает. Дети оказываются в хороших условиях, у них есть возможность заниматься тем, чем необходимо, не отвлекаясь на всякие соблазны. Например, у спортсменов блестящие условия для тренировок, есть возможность учиться по все предметам. Им не надо тратить время на переезды, у них все сконцентрировано в одном месте. Я работал в спортивной школе, дети ездили на сборы, надолго отрываясь от учебы, тут все рядом, все высокого качества. А еще общение с известными учеными, спортсменами, деятелями искусства, великолепная природа: море, горы, свежий воздух.Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВАМнения по поводуИрина ТАРАСОВА, учитель физики физико-математической школы №2007:- В «Сириусе» всем было очень интересно, потому что это хорошая возможность учить и учиться одновременно. Учиться и у детей, и у коллег. Вместе рождались какие-то идеи. Что самое удивительное, мы находили точки соприкосновения, например, с преподавателями музыки. Это были педагоги из Москвы, которые работали с направлением «Искусство», мы обсуждали идею о совместных уроках физики и музыки, потому что музыка, звук – явление, которое изучают физики (теория колебаний, акустика), но вместе с тем это передача энергии от исполнителя к слушателю. В «Сириусе» можно попытаться провести такие уроки.Очень приятно, что руководство этого центра с радостью воспринимает любые разумные инициативы. Например, мы сами выбирали место для занятий. Если нам было нужно, нам открывали любые помещения: работали и в научном клубе, и на берегу моря… Моей коллеге, которая вела историю искусств, предоставили кинозал. Все, что могло делать руководство, оно делало. Если говорить о пожеланиях, то в «Сириусе» хотелось бы иметь больше физического оборудования для демонстраций и лабораторных работ. Но это, надеюсь, лишь вопрос времени. Вера ХОВРИНА, учитель математики школы №2007:- Хорошо что мы обменивались опытом с другими преподавателями, имели возможность вести занятия у детей из разных городов, например, я преподавала школьникам из Мурманска, Красноярска, Ханты-Мансийска, а учителя из Питера вели занятия у наших ребят. То есть была возможность оценить уровень других детей. Впечатления очень хорошие: видно, что в «Сириус» приехали заинтересованные школьники, у них горели глаза, было ощущение, что им хочется учиться, чувствовалась отдача, преподавателям приятно, что все не зря. На занятиях присутствовали и их учителя, мы разговаривали друг с другом.
Комментарии