search
main
0

Патрули из Красной Горки

Что вы знаете о российском скаутском движении, о скаутах? Хотите, угадаю ваши ответы? Они будут звучать примерно так: «скауты – дети богатых родителей», «это религиозная детская организация», «конкретно ничего сказать не могу, но мы жили и можем дальше обходиться без скаутского движения…» Думаю, ваши ответы в большинстве своем совпали с этими вариантами, потому что мне как руководителю скаутского отряда часто приходится слышать это от разных по возрасту и общественному положению людей, когда речь заходит о скаутинге. А ведь среди детских и молодежных движений нашей страны российское скаутское – одно из старейших. Но в 1920-е гг. часть скаутских лидеров была репрессирована, распущены скаутские отряды. На 70 лет российский скаутинг оказался оторванным от своих исторических корней…

Возрождение скаутского движения в России началось с 1990 г., когда был проведен съезд представителей скаутских отрядов, а в 1999 г. в Москве прошел общероссийский сбор, посвященный 90-летию российского скаутинга. От Республики Башкортостан в нем участвовала делегация скаутов нашей школы.

«Не столько даже сама столица, экскурсии по музеям, посещение Государственной Думы произвели на меня большое впечатление, – вспоминает старший скаут Гузель Ахунова, – сколько атмосфера братства и взаимопонимания, которая возникла между делегатами с первых минут пребывания в Скаутском центре. Я никогда не забуду ребят из Мурманска, польских харцеров».

По классификации ЮНЕСКО скаутинг отнесен к неформальному воспитанию, он дополняет воздействие семьи и школы. Российское скаутское движение ставит своей целью развитие духовного, физического, интеллектуального, общественного потенциала молодых граждан новой России. Воспитывать по-скаутски – значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.

В нашем районе действуют два детских движения – скаутское и «Пионеры Башкирии». Мы не соперники, а соратники в общем деле воспитания детей и молодежи.

В 1995 г., когда мне поручили классное руководство, задумалась: как вести воспитательную работу, если в школе перестала действовать пионерская организация? К тому времени появились проблемы и с летним отдыхом детей, и с туристско-краеведческой работой. Установление контактов со скаутами отряда «Летучая мышь» из Уфы, совместный многодневный поход по нашему району, участие в семинаре-тренинге помогли мне сделать выбор.

Из старшеклассников была сформирована небольшая группа роверов-скаутов старше 15 лет. К тому времени они приняли участие в многодневном походе со скаутами из Уфы по предгорьям хребта Каратау и в летнем скаутском лагере «Сарвинка-1». У ребят сложилось свое мнение о скаутском движении, именно они и подтолкнули меня к идее создать эту организацию в школе.

Наметила методы работы с классом, воспитания из таких компонентов: обещание и закон; учеба через дело; членство в патрулях. Этот метод, система средств и действий, используемых для достижения цели, предусматривает самоконтроль детей, направленный на формирование характера и приобретение знаний, развитие уверенности в себе, надежности, способности к сотрудничеству и руководству.

Учеба через дело предусматривала участие в делах патруля. Из учеников класса создали 4 скаутских патруля – «Львы» (6 мальчиков), «Тигры» (6 мальчиков), «Рыси» (6 девочек), «Пантеры» (7 девочек). В совместных делах – «Кому покорится Большой Камень» (двухдневный поход), ночная игра «Поиски клада», изготовление сувениров из ракушек для английских скаутов, занятия на местности по основам туризма и других – роверы и скауты лучше узнали друг друга. На основе личных симпатий и общих интересов во главе каждого патруля появился свой лидер из роверов.

Девиз «Знать, уметь, делать вместе» реализовали на практике. Роверы стали первыми добровольными помощниками классного руководителя. Они увлекли скаутов своим энтузиазмом, смогли найти дело по душе. При планировании работы патрулей учитывались интересы ребят, навыки и умения роверов. Ведь именно на них ложилась ответственность за выполнение намеченного. Например, Ленар обучал ребят из патруля игре на гитаре, Айгуль с девочками проводила занятия по программе «Умелые руки», Тимур и Динар занимались туризмом.

К слову, туризмом увлекся весь отряд. К нам стали проситься и ребята из других классов. По их просьбе в школе организован кружок «Юные разведчики», цель которого – пропаганда краеведения, экологии, основ школы выживания, подготовка к летним скаутским лагерям.

Самое привлекательное для ребят в скаутинге – разнообразные мероприятия на природе. Наш Нуримановский район, хотя и расположен близко к столице республики Уфе, смог сохранить на большой территории природу в ее первозданном виде. Поэтому у нас нет проблем с выбором места проведения летних скаутских лагерей. Сбор скаутов республики в палаточном лагере «Сарвинка» – это возможность проверить себя и товарищей. Попробуйте сутки голодать, сутки молчать, сутки провести, как Робинзон, один в лесу! Или проведите ночь на дереве. Если вы все это выдержали – значит прошли испытания «Три орлиных пера» и «Спящий орел».

Кроме испытаний, ребята любят ночные игры, «страшилки», походы на выживание, скаутскую эстафету «Челлендж», экскурсию к памятнику природы – Сарвинскому озеру. Время в скаутском лагере дает возможность овладеть приемами бесконфликтного общения со сверстниками в играх и совместной деятельности.

Кроме «Сарвинки» скауты нашего отряда участвуют в летних скаутских программах России. Мои ученики побывали в международном лагере в Москве и в лагере петербургских скаутов «Большая Медведица».

Ребята растут, меняются их интересы. Теперь каждый ведет работу над собой по программе «Мое личное развитие в скаутинге», определив для себя конкретные задачи по разделам: «Характер»; «Ты развиваешь свои интересы»; «Будь готов к жизни».

Эта программа поддержана родителями. Им нравится, что дети участвуют в скаутском движении, выполняют нормативы скаутских специальностей. После испытаний скауты класса получили право носить нашивки по специальностям: лагерник, таежник, зимний спортсмен, читатель, юный корреспондент и т.п.

Школьный отряд «Тигр» перерос свои рамки, стоит вопрос о его преобразовании в районный молодежный центр «Кудей». Установлены партнерские связи с английскими скаутами, и мы начали подготовку к проведению международного лагеря в нашем районе.

Марина ТРИФАНОВА, учитель географии средней школы села Красная Горка Нуримановского района Республики Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте